рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ - раздел Философия, Философия Древней Индии и Древнего Китая Древняя Индия. Религиозные Системы Индии, Если Сравнить Их С Ближневосточными...

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ. Религиозные системы Индии, если сравнить их с ближневосточными средиземноморскими, в ряде факторов, особенно в связи изначальным единством макро- и микромира, природы и человека, представляются более глубокими и философски насыщенными.

Важная особенность индийских религий - их явственное обращение вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск, на стремление и возможность личности найти собственный путь к цели, спасение и освобождение для себя. Пусть каждый человек - лишь песчинка, затерявшаяся среди многих миров. Однако эта песчинка, ее внутреннее я, ее духовная субстанция очищенная от вульгарной телесной оболочки столь же вечна, как и весь мир. И не только вечна, но и способна к трансформации она имеет шансы стать рядом с наиболее могущественными силами мироздания, богами и Буддами.

Отсюда акцент на то, что каждый - кузнец своего счастья. История индийской философии делится на следующие периоды 1. Ведийский период XV-VII вв. до н.э. охватывает эпоху постепенного распространения культуры и цивилизации ариев. 2. Эпический период VI в. до н.э. II в. н.э. своим названием обязан грандиозным поэмам, окончательно оформившимся в это время Рамаяна и Махабхарата.

Развитие философской мысли в этот период можно представить в виде трех ступеней a Школы, отрицающие авторитет Вед джайнизм, буддизм и материалистическая школа чарвака-локаята VI в. до н.э. b Теоретическая реконструкция Бхагавадгиты часть шестой книги Махабхараты и поздние упанишады V-IV в. до н.э. c Школы, признающие авторитет Вед и в большей или меньшей степени опирающиеся на их тексты санкхья, йога, миманса, веданта, ньяя III в. до н.э. II в. н.э. В этих школах начали разрабатываться классические индийские философские системы. 3. Период сутр и комментариев к ним от III в. до н.э. характеризуется сокращением и обобщением наработанного различными школами материала.

Сутры носили афористический характер, что вызвало необходимость комментариев к ним, причем комментарии нередко приобретали большее значение чем сами сутры. В свом реферате я расскажу лишь о некоторых, наиболее значимых философских школах и религиях. ВЕДЫ - первый памятник мысли древних индийцев.

Ригведа Первым памятником мысли древних индийцев были ВЕДЫ, буквально означающие в переводе с санскрита знание, ведение. Веды, возникнув между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской мысли. Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и так далее. В них впервые делается попытка к философскому толкованию окружающей человека среды.

Хотя в них содержится полу суеверное, полу мифическое, полу религиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее их рассматривают в качестве философских, а точнее пpедфилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, т.е. толкования окружающего человека мира, по своему содержанию не могли быть другими. В образном языке вед выражает весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни.

Веды делятся на четыре группы или части древнейшая из них - Самхиты гимны. Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех сборников. Самый ранний из них Ригведа или сборник религиозных гимнов, который формировался относительно длительное время и окончательно сложился к XII в. до н.э. Вторая часть Вед - Бpахманы сборники ритуальных текстов, возникающие примерно с Х в. до н.э. На них опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма.

Третья часть Вед - Аpаньяки лесные книги, правила поведения для отшельников. Конец ведического периода представлен очень важными для познания древнеиндийского религиозно-философского мышления упанишадами, возникшими около тысячи лет до н.э. Ведические тексты, возникающие на фоне пестрого и длительного исторического процесса, не являются монолитной системой взглядов и идей, но представляют различные течения мысли и взгляды от архаических мифологических образов, литургического обращения к богам, различных религиозных спекуляций до первых попыток формировать философские взгляды на мир и место человека в этом мире. Для ведической религии характерен политеизм многобожие.

В Ригведе важную роль играет Индра бог грозы и воитель, который уничтожает врагов ариев. Значительное место занимает Агни бог огня, с помощью которого исповедующий Веды индус приносит жертвы и таким образом обращается к богам. Продолжают список божеств Сурья бог солнца, Ушас богиня утренней зари, Дьяус бог небес и многие другие.

Мир сверхъестественных существ дополняют различные духи враги богов и людей ракшасы и асуры. Основой ведического культа является жертва, посредством которой последователь Вед обращается к богам, чтобы обеспечить выполнение своих желаний. Жертва всемогуща, и если правильно принесена, то положительный результат обеспечен. Упанишады Упанишады сидеть около, т.е. у ног учителя, получая наставления или - тайное, сокровенное знание - философские тексты, появившиеся около одной тысячи лет до н.э. и по форме представлявшие, как правило, диалог мудpеца-учителя со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником.

В общей сложности известно около сотни Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало - Бpахман, или атаман.

Брахман и атаман употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чаще употребляется для обозначения бога, вездесущего духа, а атаман - души. Начиная с Упанишад, Брахман и атаман становятся центральными понятиями всей индийской философии и прежде всего - веданты. В некоторых Упанишадах идет отождествления Брахмана и атамана с материальной первопричиной мира - пищей, дыханием, вещественными первоэлементами вода, воздух, земля, огонь, или со всем миром в целом.

В большинстве же текстов Упанишад Брахман и атаман трактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека. Красной нитью через все Упанишады проходит идея о тождестве духовной сущности субъекта человека и объекта природы, что нашло свое отражение в знаменитом изречении Тат твам аси Ты есть то, или Ты - одно с тем. Упанишады и изложенные в них идеи не содержат логически последовательной и целостной концепции. При общем преобладании объяснении мира как духовного и бестелесного в них представлены и другие суждения и идеи и, в частности, делаются попытки натуp-философского объяснения первопричины и первоосновы явлений мира и сущности человека.

Так, в некоторых текстах проявляется стремление объяснить внешний и внутренний мир, состоящим из четырех или даже пяти вещественных элементов. Порой мир представляется как недифференцированное бытие, а его развитие как последовательное прохождение этим бытием определенных состояний огонь, вода, земля, или же - газообразное, жидкое, твердое.

Именно этим и объясняется все то многообразие, которое присуще миру, в том числе человеческому обществу. Познание и приобретенное знание подразделяются в Упанишадах на два уровня низшее и высшее. На низшем уровне можно познавать только окружающую действительность. Это знание не может быть истинным, так как оно по своему содержанию является отрывочным, не полным. Высшее - познание истины, т.е. духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности.

Приобрести его можно только с помощью мистической интуиции, последняя же в свою очередь формируется в значительной степени благодаря логическим упражнениям. Именно высшее знание дает власть над миром. Одна из важнейших проблем в Упанишадах - исследование сущности человека, его психики, душевных волнений и форм поведения. Мыслители Древней Индии отмечают сложность структуры человеческой психики и выделяют в ней такие элементы, как сознание, воля, память, дыхание, раздражение, успокоение и т.п. Подчеркивается их взаимосвязь и взаимовлияние.

Несомненным достижением следует считать характеристику различных состояний человеческой психики и, в частности, бодрствующее состояние, легкий сон, глубокий сон, зависимость этих состояний от внешних стихий и первоэлементов внешнего мира. В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивно-созерцательного отношения к миру высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких мирских пpивязанностей и забот. В Упанишадах проводится различие между материальными и духовными ценностями, между благом, как спокойным состоянием души, и низменной погоней за чувственными удовольствиями. Кстати, именно в Упанишадах впервые высказывается концепция переселения душ самсаpа и воздаяния за прошлые действия карма.

Учение о переселении душ, о круговороте жизни связано с наблюдением определенных циклических природных явлений, с попыткой их интерпретации. Закон кармы диктует постоянное включение в круговорот перерождений.

Тексты утверждают, что только тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с действующей моралью, родится в будущей жизни как брахман. Тот же, чьи действия не были правильны может в будущей жизни родиться как член низшей варны сословия, либо же его душа попадет в тело какого-либо животного. Круговорот жизни вечен, и вс в мире подчиняется ему. Боги, как личности не существуют, впрочем как не существует и человек, ограниченный пространством и временем. Выражено стремление определить пpичинно-следственную связь в цепи человеческих поступков. Делается также попытка с помощью нравственных принципов дхаpмы скорректировать поведение человека на каждой стадии его существования.

Упанишады, по существу, являются фундаментом для всех или почти всех последующих философских течений, появившихся в Индии, так как в них были поставлены или разрабатывались идеи, которые длительное время питали философскую мысль в Индии. Прежде всего учение о самсаре и карме становится исходным положением для всех последующих религиозных и философских учений, за исключением материалистических.

Ко многим идеям упанишад часто обращаются некоторые более поздние философские школы, прежде всего веданта.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия Древней Индии и Древнего Китая

В их воображении эта страна с е роскошной растительностью и почвой, скрывающей в своих недрах неиссякаемый источник плодородия, казалась земным… Китайская же народность, представляющая собой загадочное и своеобразное… Первые попытки человека осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Учение джайнизма и буддизма
Учение джайнизма и буддизма. В середине 1-го тысячелетия до н.э. в староиндийском обществе начинают происходить большие изменения. Значительно развивается аграрное и ремесленное производство, торго

ДРЕВНИЙ КИТАЙ
ДРЕВНИЙ КИТАЙ. Китайская философия, как и китайская культура в целом, в период своего возникновения и развития не испытывала существенного влияния никаких иных, не китайских, духовных традиций. Это

Классические книги китайской образованности
Классические книги китайской образованности. Эти книги возникли в первой половине 1-го тысячелетия до н.э. Целый ряд этих книг содержит древнейшую поэхию, историю, законодательство и философию.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги