рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Творчество и интуиция

Творчество и интуиция - раздел Философия, Творчество и интуиция Творчество И Интуиция. Творчество Есть Принятие Нестандартных Решений В Ситуа...

Творчество и интуиция. Творчество есть принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство.

Творчество есть самореализация, объективация свободы. Хотя в творчестве присутствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональности, а является ее естественным и необходимым дополнением. Рациональное - фундамент, условие для проявления творчества. Имеются разные уровни творчества. Новое для индивида не всегда является новым для общества. Высшее творчество в науке, производстве, культуре и политике определяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах их исторической значимости.

Да и для отдельного человека поначалу творчески-уникальное, теряя новизну, превращается в привычно-стандартное. Это понимал Н. А. Бердяев, отметивший трагическое несоответствие между творческим горением, в котором зарождается творческий замысел, интуиция, образ, и холодом законической реализации творчества, т. е. происходит потухание творческого огня в духовных творениях, социальном учреждении. В этом трагедия творчества и его граница, наличие восходящей и нисходящей линий в творческом прозрении.

Творчество носит напряженно-личный характер, и вместе с тем оно есть забвение личности Творчество всегда есть самоопределение, выход из пределов своего замкнутого бытия. Принимая эти оригинальные суждения, мы не можем согласиться с таким Творчество есть тайна явления нового, небывалого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося. Но ведь творчество имеет объектно-субъектную природу мир и его фрагменты не удовлетворяют человека, вследствие чего он, включая духовные потенции и озарения, материализует их в своих действиях по изменению действительности.

Положительная творческая деятельность субъективна по форме осуществляется человеком и объективна по содержанию опирается на конструктивные процессы объективного мира. Если творчество выражается в приспособлении человека к меняющимся обстоятельствам бытия, то антипод творчества - догматизм - ориентирован на сохранение стабильности и в конечном счете ведет к деградации.

В определенных условиях стабильность, здравый консерватизм имеет позитивное значение. Творчество нацелено на оригинальность, а догматизм - на размышления и действия по неизменным, готовым рецептам. Идея несовместимости творчества с рациональным познанием получила широкое распространение. Платон считал творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия. Кант называл творчество отличительной чертой гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной, Фрейд, Юм и Кречмер, подчеркивая неповторимость и невоспроизводимость творчества, целиком относили его к сфере бессознательного.

Возникновение догматизма исторически связано с религиозными представлениями, преувеличением роли верования. В философии догматизм - выражение метафизического мышления. Однако динамическая действительность может быть верно познана лишь с помощью изменяющихся представлений и понятий. Наша теория - это теория развития, а не догма, которую надо выучить наизусть и механически повторять.

Важнейшим из механизмов творчества является интуиция. Демокрит и Платон рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. Л. Фейербах полагал, что интуиция коренится не в усмотрении высших идей, а в чувственности человека. В. С. Соловьев указывал, что интуиция - непосредственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нравственно доброго или прекрасного. В феноменологии Гуссерля интуиция есть сущностное видение как и у Спинозы, непосредственное созерцание общего, у Фрейда - это скрытый, бессознательный первопринцип творчества.

Интуиция достаточно часто проявляется в науке, искусстве, политике, шахматах и т. п. Известны многие ученые, сделавшие открытия посредством интуиции Архимед, Ньютон, Броун, Ке-куле и др В письме Марксу Энгельс 30 мая 1873 г. писал, что утром в постели ему пришли диалектические мысли по поводу естественных наук. Они легли, как потом оказалось, в основу учения о формах движения материи.

На разработку данной идеи у Энгельса ушло более 10 лет. Пуанкаре нашел важное математическое доказательство во время прогулки по берегу озера. Общими чертами интуиции являются непосредственность решение задачи без логического выведения неосознанность путей получения результата внезапность озарение. Ф. Ж. Кюри отметил, что часто открытие бывало делом случая. Интуиция близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение, и имеет истоки в бессознательном слое психики человека.

Считается, что преобладание правополушарного типа мышления у человека является предпосылкой для развития творческой интуиции. А. Бергсон, связывая интуицию с инстинктом, полагал, что она присуща художественной модели познания, тогда как в науке господствуют интеллект, логика, анализ. Однако и интуиция также опирается на рефлексию. Накапливая в памяти образы и абстракции, комбинируя и перерабатывая их, включая волю, человек может прийти к более-менее четкому осознанию задачи. Необходимыми условиями формирования интуитивного решения выступают а основательное знание материала, фундаментальная профессиональная подготовка авторов решения б наличие поисковой ситуации проблемности в поисковая доминанта на основе непрерывных попыток решить проблему, задачу г подсказка аналогия.

Редко бывает, считал Ч. Дарвин, чтобы научное открытие оказалось чем-то совершенно неожиданным, почти всегда оно предчувствуется. Интуиция сопряжена с возможностью ошибок. Поэтому необходимо тщательно проверять интуитивные решения, обращаясь к логике. 4. Рациональное познание Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию.

Знание объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствования.

Рациональное познание - это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов процессов, явлений во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единичных свойств в-третьих, опосредованное отношение к познаваемой реальности через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации в-четвертых, непосредственную связь с языком материальной оболочкой мысли.

К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.

Выделенные логические формы мышления являются основными, поскольку они выражают содержание множества других форм рационального познания. В их числе поисковые формы знания вопрос, проблема, идея, гипотеза, формы системного выражения предметного знания научный факт, закон, принцип, теория, научная картина мира, а также формы нормативного знания способ, метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы познания, стиль научного мышления, познавательная традиция.

Взаимосвязь чувственных и рациональных форм познания не ограничивается отмеченной выше опосредующей функцией первых по отношению к воспринимаемым объектам и к формам рационального познания. Эта взаимосвязь имеет более сложный и динамичный характер чувственные данные постоянно подвергаются обработке мысленным содержанием понятий, законов, принципов, общей картины мира, а рациональное знание структурируется под воздействием информации, поступающей от органов чувств особенно велико значение творческого воображения.

Наиболее яркое проявление динамического единства чувственного и рационального в познании интуиция. Процесс рационального познания регулируется законами логики прежде всего законами тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания, а также правилами вывода следствий из посылок в умозаключениях. Он может быть представлен как процесс дискурсивного понятийно- логического рассуждения движения мышления по законам и правилам логики от одного понятия к другому в суждениях, соединения суждений в умозаключения, сопоставления понятий, суждений и умозаключений в рамках процедуры доказательства и т.д. Процесс рационального познания совершается сознательно и контролируется, т.е. познающий субъект осознает и обосновывает каждый шаг на пути к конечному результату законами и правилами логики.

Поэтому иногда его называют процессом логического познания, или познанием в логической форме.

Вместе с тем рациональное познание не исчерпывается такого рода процессами. Наряду с ними оно включает в себя явления внезапного достаточно полного и отчетливого постижения искомого результата решения проблемы при неосознанности и неподконтролъности путей, ведущих к этому результату. Такие явления называют интуицией. Ее нельзя включить или выключить сознательным волевым усилием. Это неожиданное озарение инсайт - внутренняя вспышка, внезапное постижение истины. До определенного времени такого рода явления были неподвластны логическому анализу и изучению научными средствами.

Однако последующие исследования позволили, во-первых, выявить основные виды интуиции во-вторых, представить ее как специфический познавательный процесс и особую форму познания. К основным видам интуиции относят чувственную быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др. и интеллектуальную ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке интуицию. Как специфический познавательный процесс и особая форма познания интуиция характеризуется путем выделения основных этапов периодов данного процесса и механизмов поиска решения на каждом из них. Первый этап подготовительный период преимущественно сознательная логическая работа, связанная с постановкой проблемы и попытками решить ее рациональными логическими средствами в рамках дискурсивного рассуждения.

Второй этап период инкубации подсознательный анализ и выбор решения начинается по завершении первого и продолжается до момента интуитивного озарения сознания готовым результатом.

Основное средство поиска решения на данном этапе подсознательный анализ, главным инструментом которого являются психические ассоциации по сходству, по противоположности, по последовательности, а также механизмы воображения, позволяющие представить проблему в новой системе измерений. Третий этап внезапное озарение инсайт, т.е. осознание результата, качественный скачок от незнания к знаниюто, что называют интуицией в узком смысле слова.

Четвертый этап сознательное упорядочение интуитивно полученных результатов, придание им логически стройной формы, установление логической цепи суждений и умозаключений, приводящих к решению проблемы, определение места и роли результатов интуиции в системе накопленного знания. Заключение В данной работе я рассмотрела два вопроса что такое творчество и его основные виды, а также что такое познание, в том числе, рациональное познание. И теперь можно уверенно сказать, что творчество это человеческая деятельность, порождающая новые материальные и духовные ценности, а познание обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствования.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Творчество и интуиция

Формируется и специальный раздел науки теория творчества эврилогия, креатология. Эта тема всегда волновала искусство. На долю философии выпадает… Творчество понималось как неотъемлемое свойство Бога, как создание из ничего… Бросается в глаза несоответствие подобных представлений данным науки и практики. Однако одной лишь констатации такого…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Творчество и интуиция

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие творчества
Понятие творчества. Проблема творчества, подобно другим философским проблемам, первоначально обсуждалась в русле мифологических и религиозных традиций. Творчество понималось как неотъемлемое

Виды и формы творчества
Виды и формы творчества. В недавнем прошлом под творчеством понимались преимущественно духовная деятельность, умственный труд выделялись также особые творческие профессии, представляющие различные

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги