Фейербах о человеке и морали

Фейербах о человеке и морали. Итак, согласно фейербаховской гуманистической концепции, человек высшее в ценностном отношении, абсолютная ценность.

Речь идт при этом не об отдельных людях, а о сущности их, то есть о родовом начале. Отдельный человек вовсе не есть вместилище всех человеческих достоинств, но человек как таковой бесконечно добр, мудр, всемогущ. Его свойства это он сам, а без них, то есть без моральных качеств, доброты, мудрости, могущества человека вовсе нет. В человеке вс ценно. Его физическая, эмоциональная, психологическая жизнь не менее важны, чем разум.

Очень важно также, что человек живт в естественном контакте с природой. Природа внешняя близка природе самого человека, она ему соответствует. Сущность человеческая вполне гармонично являет себя в человеческом существовании. Тут нет конфликта жизнь природы, условия бытия не чужды человеческой сущности, между ними глубокое единство. Особенно настойчиво Фейербах отстаивал и проводил свое антропологическое понимание человека в учении о морали. Фейербах считал, что в основе всех поступков человека лежит стремление к счастью.

Человек стремится к тому, что для него является добром, избегает того, что является злом. Добро вызывает в нас чувство удовлетворения, радости, восторга, зло чувство боли, скорби, недостатка, утраты, унижения. Значит, можно говорить о том, что ощущение есть первое условие морали. Где нет ощущения, там нет различия между счастьем и несчастьем, радостью и горем, добром и злом, там нет морали. Аскетической, лицемерной, религиозной морали Фейербах противопоставляет мораль, опирающуюся на стремление человека к удовлетворению своих потребностей в достижении счастья.

Но это вс же только эгоистическая мораль - сам задат себе вопрос Фейербах. Конечно, сам же и отвечает, но зато также и здоровая, простая, прямодушная и честная мораль, мораль человеческая, проникающая в плоть и кровь, а не фантастическая, лицемерная, по видимости только священная мораль Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.1, стр. 624. Эгоизм этики Фейербаха направлен против религиозно-идеалистической морали, приписывающей человеку чуждые ему нормы поведения, отрицающей правомерность его стремления к благополучию.

В эгоистической морали Фейербах видел утверждение человеческой личности, ее достоинства, ее права и свободы, бесчестно растоптанных религиозно-феодальной моралью. В этом отстаивании буржуазного гуманизма, в противопоставлении его религиозному ханжеству заключается прогрессивное значение этического учения Фейербаха.

Доказывая, что мораль должна основываться на стремлении человека к удовлетворению своих потребностей, Фейербах был далек от грубого эгоизма. Он разъясняет, что слово эгоизм употребляется им не в обывательском смысле, но имеет значение философского принципа. Фейербах полагает, что этот род эгоизма не противоречит эгоизму социальному. Настоящая мораль, говорит он, не знает никакого изолированного, обособленного и независимого от других людей счастья.

Но как же достигнуть этой гармонии интересов людей, гармонии долга и счастья Фейербах видел разорванность современного ему общества на различные социальные группы, классы. Фейербах не сумел объяснить царившее в современном ему обществе социальное неравенство, противоречия, классовую борьбу. Верный своему антропологическому принципу, Фейербах полагает, что все иго следует считать скорее случайным отклонением от истинной природы человека, чем закономерным явлением. Правилом же должна быть мораль, которая базируется на человеческой природе, на любви людей друг к другу.

Фейербах считает, что при помощи такой морали любви может быть преодолено все зло действительной жизни.