Фейербах о духе и материи

Фейербах о духе и материи. Фейербаховская реформа философии выразилась в материалистическом решении основного философского вопроса об отношении духа к материи. Философ последовательно материалистически решал этот вопрос, доводя свой антропологизм до материализма. Философия, требовал Фейербах, должна окончательно отрешиться от ложных исходных положений идеализма.

Для этого, полагал он, она должна, сделать своим принципом самую сущность человека, это самое положительное, реальное начало Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.2, с.19. Я выдвигаю, говорил Фейербах, лишь один кардинальный пункт, вокруг которого все вертится, это понятие индивидуума. Но индивидуум, в понимании Фейербаха, коренным образом отличается от идеалистического понимания субъекта, Я. Я утверждаю, писал Фейербах, что субъект, из которого исходит идеалист, есть лишь мыслимый, а не действительный субъект.

Действительный субъект это Я, которому противостоит Ты, Я, являющийся объектом для другого Я. Я мыслит, но Я это человек, обладающий телом и мыслящей головой. Я есть реальное пространственно-временное существо, и только в качестве такового оно обладает способностью созерцать и мыслить. Идеалист раздваивает это целостное существо, создавая вечный конфликт между духом и плотью.

Мало того, идеалист не только отрывает духовную деятельность от е материальной основы, но и сущность человека видит в мышлении, в сознании. Антропологический принцип выражал у Фейербаха единство человеческой природы. Фейербах был глубоко убежден, что все ухищрения идеалистов основаны на отрицании этого единства. Мышление превращается в божественную силу, творящую материю, говорит Фейербах, когда идеалисты берут его в отрыве от телесного организма. Источник тела и духа один природа, материя.

Философ считал, что откуда орган, то есть тело, оттуда и его функция, то есть дух. Дух и тело нельзя отделять друг от друга. Только теоретически, указывал Фейербах, можно представить себе дух отдельно от тела, в действительности же первый неразрывно связан со вторым и зависит от него. Поскольку сущность человека в реальной целостности, а не в призрачном и абстрактном духе, все философии, все религии, все учреждения, которые противоречат этому принципу, не только в корне ошибочны, но и пагубны Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.1, стр. 232. Фейербах непосредственно отождествляет душу и тело, а значит, идеальное и материальное доказывая, что на уровне головного мозга это одно и то же. Тем самым Фейербах, отказавшись от идеализма, игнорирует и те открытия, которые были сделаны Фихте, Шеллингом и Гегелем.

Ведь серьезным завоеванием немецкого идеализма явилась трактовка души как системы деятельных способностей человека. Мозг есть орудие мыслящего субъекта, доказывали они, и как раз при помощи мозга и других телесных и культурных органов субъект создает идеальные образы внешнего мира. Таким образом, только в своей деятельности мозг становится органом идеального.

И не любая, а только культурно-историческая деятельность рождает в нашем мозгу мысли о прекрасном, возвышенном и многом другом. А животные, общаясь с природой, довольствуются повадками, привычками, элементарными психическими образами. Что касается мозга самого по себе, то в нем, конечно, нет ни грана идеального. Сказать о нем, что он и есть идеальное, это все равно, что сказать камень есть идеальное.

Разница в сложности этих тел здесь непринципиальна. Значение антропологического принципа Фейербаха заключается в том, что он устраняет разрыв между духом и телом, созданный идеалистической и дуалистической философией. Опровергнув приоритет сознания, который идеализм устанавливает по отношению к материи, и, признав сознание особым свойством материального субстрата мозга, Фейербах утверждает, что действительное отношение мышления к бытию таково бытие субъект, мышление предикат Там же, стр. 128. Поэтому философия, по Фейербаху, должна делать своим принципом не просто человека.

Новая философия, писал он, превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.1, стр. 202. Природа и человек вот единственный объект философии.

Созерцайте же природу, созерцайте человека Здесь перед вашими глазами вы имеете мистерии философии Там же, стр. 129.