рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Фейербах о религии

Работа сделанна в 2002 году

Фейербах о религии - Реферат, раздел Философия, - 2002 год - Фейербах и русская мысль Фейербах О Религии. Значительное Место В Творчестве Людвига Фейербаха Занимае...

Фейербах о религии. Значительное место в творчестве Людвига Фейербаха занимает критика религии.

Этот вопрос он разрабатывал всю свою жизнь. Ещ будучи гегельянцем, он уже не принимает гегелевскую трактовку религии. Она у Фейербаха не объективное предшествие философии, а враждебная ей сила, несовместимая с разумом и чуждая теоретическому мышлению. Происхождение религиозных чувств и верований он пытался объяснить с позиций антропологического материализма. Фейербах писал я во всех моих сочинениях никогда не упускаю из виду проблем религии и теологии они были всегда главным предметом моего мышления и моей жизни Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.2, стр. 498. Фейербах ставил себе задачу осветить тмную сущность религии факелом разума, дабы человек мог, наконец, перестать быть игрушкой фантастических сил, которыми пользуется религия для угнетения людей.

Его постоянно занимала мысль о том, чтобы превратить людей из верующих в мыслителей, из молельщиков в работников, из кандидатов потустороннего мира в исследователей этого мира, из христиан, которыеявляются наполовину животными, наполовину ангелами в цельных людей.

Если мы не просто верим в лучшую жизнь, а хотим ее, говорил Фейербах, то мы общими усилиями создадим эту жизнь, устраним грубую, вопиющую несправедливость и бедствия, от которых страдает человек. Однако средства, выдвинутые Фейербахом для преодоления несправедливости и осуществления свободы и счастья, были крайне абстрактными, вследствие этого не действенными, но реальными.

Тем не менее, замечательная фейербаховская критика религии и теологии, в которой он стремился к эмансипации человека от всех надземных и земных сил угнетения и порабощения, сыграла выдающуюся историческую роль. Необходимым условием всякой критики религий, говорит Фейербах, является отрицание в человеке какого-либо врожденного религиозного чувства. Признанием такого чувства, якобы изначально присущего человеку, теологи стремятся доказать, что основы религии вечны, незыблемы. Если принять точку зрения врожденности религиозного чувства, замечает Фейербах, то придется признать, что в человеке существует особый орган для суеверия, невежества и лености.

Но в человеке нет особого религиозного чувства. Религия возникла исторически. С другой стороны, продолжает он, не правы те, которые считают, что религия случайное явление и не имеет глубоких оснований. Если принять этот взгляд, то борьба с религией теряет всякий теоретический интерес. Признание того, что религиозные иллюзии и заблуждения имеют реальные причины в человеческой жизни, является необходимым условием для их серьезной научной критики.

Корень религиозных представлений, по Фейербаху, следует искать в условиях жизни людей и в их своеобразном преломлении в сознании человека. Здесь высказана общая материалистическая программная установка Фейербаха относительно корней религии. Однако в своих исследованиях Фейербах не сосредоточивает основного внимания на анализе конкретно-исторической обстановки, порождающей религию, а стремится вскрыть главным образом антропологические и психологические основы религиозных представлений.

Основной методологический принцип Фейербаха состоит в том, что тайна и истина религии в антропологии. Истинный смысл теологии есть антропология Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.2, стр. 21. Отсюда его цель выяснить антропологическую сущность религии, низвести всемирную сверхъестественную, сверхчеловеческую сущность бога к антропологической сущности человека, низвести теологию на степень антропологии.

Религия есть сон человеческого духа, но и во сне человек находится не на небе, а на земле, в царстве действительности. Фейербаховский человек существует в гармоническом единстве с собственной сущностью, собственными качествами, внешней и внутренней природой. Высшее единство проявляется в моральном наполнении в этой гармонии. Она реализуется в императиве, высшем законе для человека. Состоит же этот закон, или императив, в требовании относиться к человеку как к высшей ценности, как к Богу. Человек относится к себе как к Богу, когда он видит божественное в другом человеке. Видеть в другом божественное значит реализовывать в жизни, в собственном моральном сознании основной стереотип религиозного отношения человека к Богу. Этот стереотип, взятый Фейербахом из христианской религии, состоит в любви к Богу, в преклонении, высшем доверии.

Именно любовь наделена у Фейербаха родовым смыслом это любовь половая, родосозидающая, включающая в себя и любовь к детям, то есть к продолжению Я и Ты. У Фейербаха простая заповедь любви к ближнему превращается в основной моральный закон.

Отношения людей должны включить в себя этот закон как некую сверхценность, дать ему войти в сердце людей, заменяя влияние религии. Возвращаясь к представлению Фейербаха о человеке, надо заметить, что все они были получены особым образом посредством критического переистолкования христианских идей. Фейербах отдал или приписал человеку только те предикаты, которые религия приписывала Богу. По Фейербаху, Бог это отчужденная и объективированная сущность человека.

Или, другими словами, Бог есть некое символически зашифрованное изображение чисто человеческих свойств и качеств. В том, что боги созданы по образу и подобию людей, коренится смысл и ценность религиозного сознания, основа его действенности в истории. Однако недостаточно понимать природу религии критиковать ее, по Фейербаху, означает сводить, или редуцировать, религиозные образы и ценности к их земным прообразам. Переистолкованное таким образом содержание религии дат главные моменты для фeйepбaxoвcкoгo понимания человека.

Понятно, что содержание это в основном морально этического плана. Сделав исходным пунктом своего понимания религии антропологию, вернее анализ психологических основ религии, Фейербах предупреждает, что его метод не следует смешивать с методом субъективистов. Субъективисты не выводят содержание нашей психики из воздействия на нас вещей и явлений действительности. Фейербах же брал психологию в соединении с предметами Там же, стр. 882. Он не отрывал психическое, субъективное переживание человека от окружающей его среды.

Причины религиозных образов, представлений, сознания он постоянно искал в независимом от человека объективном мире, в воздействии этого мира на человека. Но явления действительности, согласно Фейербаху, становятся объектом религии не в силу их адекватного, правильного отображения в психике человека. Как раз наоборот, они почитаются человеком лишь постольку, поскольку они искажаются, извращаются сознанием человека.

Природа, реальность, говорит Фейербах, дат лишь материал, вещество для идеи бога, но форма, преобразующая это сырое вещество в божественную сущность, порождается фантазией, силой воображения. Поэтому фантазия, сила воображения есть теоретическая причина, или источник, религии Там же, стр. 690. Характерная особенность религиозной силы воображения состоит в том, что она связана с чувством зависимости, понимаемым в самом широком смысле, обнимающим не только чувство страха, но и любовь, благодарность, почитание и т. д. Наконец, обратную сторону чувства зависимости Фейербах видел в эгоизме, в стремлении человека к удовлетворению своих потребностей, в стремлении к счастью.

Только бедный человек имеет богатого бога. Только люди несчастные нуждаются в религии. Находящийся в нужде, в невзгоде человек жаждет спасения, помощи, и бог для него есть осуществление его желания.

В религии, говорил Фейербах, человек, удаляясь от себя и сосредоточиваясь в боге, постоянно возвращается к самому себе удаляясь от настоящей жизни, он, в конце концов, приходит к ней. Таким образом, человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии Там же, стр. 219. Теперь стоит вернуться к значению природы в жизни человека. Природа есть причина, основа, источник существования человека. Природе человек обязан своим происхождением и своим существованием.

Человек часть природы и может существовать только в природе и благодаря природе. Природа мать - кормилица человека. Это значение природы для человека, говорит Фейербах, и было причиной того, что она стала первым предметом религии, первым богом человека. Старейшая религия людей это религия, обожествляющая природу, естественная религия, язычество. Для первобытного человека только природа была предметом религиозного поклонения. Первобытная религия выражает ощущение человеком своего единства с природой, своей зависимости от природы.

Поэтому человек делает объектом своей религии окружающую его конкретную природу. В числе богов первобытных и древних народов находятся не только могущественные силы природы, но и многие представители животного мира. Причина культа животных, по мнению Фейербаха, та же самая, что и причина почитания физической природы, чувство зависимости. Первобытный человек любит и почитает животных, приносящих ему пользу. По Фейербаху, не только животные, но и природа в целом становится объектом религиозного почитания лишь тогда, когда она приобретает для человека культурное значение. Лишь там, доказывает Фейербах, где культурно-исторический элемент в предмете вступает в поле зрения человека, лишь там и религия составляет характерный исторический момент, объект, интересующий исследователя истории и религии Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.2, стр. 542. Здесь Фейербах вплотную подходит к очень важному выводу о социальной обусловленности религии.

Человек, по мнению Фейербаха, обожествляет природу лишь постольку, поскольку он переносит на не свои собственные свойства и очеловечивает ее. Религия изображает не действительное солнце, а бога солнца, не действительное небо, а бога небес, она изображает лишь то, что фантазия привносит от себя в чувственный предмет, что реально не существует.

Фейербах пишет Верующий человек обладает глазами только для того, чтобы не видеть, чтобы быть совсем слепым, он обладает разумом только для того, чтобы не мыслить, чтобы быть совсем глупым Там же, стр. 456. Религия, доказывает Фейербах, связана не только с умственным застоем и духовной косностью она неизбежно обрекает человека на пассивность и бездеятельность.

Как может человек насильственно изменить окружающий его мир, приспособить его к своим намерениям, если, по утверждению религии, бог сотворил этот мир хорошо и мудро Как человек может подчинять божественное начертание своим человеческим целям Как может человек воздвигнуть плотину перед потоком воды, не рискнув этим своим действием опровергнуть религиозную теорию предопределения Религия не может не противиться прогрессу, культуре.

А между тем человек не может существовать без поступательного движения. Религиозному предопределению и смирению Фейербах противопоставляет активность человека. Человек должен уметь отстаивать свою жизнь, защищать ее против враждебных сил, устранять те многочисленные неудобства и бедствия, которые он хотел, но не мог устранить при помощи религиозных средств.

Не в религии, делает вывод Фейербах, а в своей деятельности, в созидании человек становится независимым от угнетающих его сил и достигает удовлетворения своих желаний и потребностей. Религия противоречит культуре, науке, технике. Из обычного явления современной жизни, говорит Фейербах, когда разум уживается с суеверием, политические свободы с религиозным рабством, естественно- научное и промышленное движение с религиозным застоем, люди делают вывод, будто религия совершенно безвредна для практической жизни.

Фейербах решительно не согласен с этим выводом. Он заявляет, что не дал бы ни гроша за политическую свободу, если бы оставались при этом рабы религиозных предрассудков. Настоящая свобода лишь там, говорит он, где человек и религиозно свободен настоящее образование лишь там, где человек сделался господином над своими религиозными предрассудками и представлениями. Лишь бесхарактерный или непоследовательный человек может сочетать веру в бога с естественно-научным взглядом на мир. Нельзя выйти из этого противоречия путем проведения различия между ложной и истинной религией.

Всякая религия, по мнению Фейербаха, ложна, всякая религия вредна. Образование и культура должны господствовать в наших мыслях и в практике безраздельно и абсолютно. Человек, который имеет науку, не нуждается в религии. Отсюда основное требование философа не религиозным делать человека, а просвещать его, распространять образование среди всех людей, классов и сословий.

В этом он видел задачу времени. Борьба Фейербаха против религии является крупным завоеванием материалистической философии. Заслуга Фейербаха по сравнению со всеми его предшественниками заключается в том, что он не удовлетворился общим, хотя и резким, осуждением религии, объявлением е результатом невежества и суеверия. Он вскрыл сложный механизм религиозной психики и свел содержание сверхъестественного мира к мыслям, чувствам, желаниям человека.

Перенеся источник религиозной фантастики с неба на землю, на человеческую жизнь, на человека, Фейербах создал предпосылку подлинно научной материалистической критики религии. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Фейербах и русская мысль

Его вклад в развитие философии трудно переоценить. Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический… Столь ценные идеи Фейербаха не могли не найти отражения в трудах других философов. В частности, они оказали огромное…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Фейербах о религии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности философии Л. Фейербаха
Особенности философии Л. Фейербаха. Основная историческая заслуга Людвига Фейербаха заключается, прежде всего, в том, что он возродил на немецкой почве, отстоял и развил дальше передовые тра

Фейербах о человеке и морали
Фейербах о человеке и морали. Итак, согласно фейербаховской гуманистической концепции, человек высшее в ценностном отношении, абсолютная ценность. Речь идт при этом не об отдельных людях, а

Фейербах о духе и материи
Фейербах о духе и материи. Фейербаховская реформа философии выразилась в материалистическом решении основного философского вопроса об отношении духа к материи. Философ последовательно материалистич

Фейербах о природе
Фейербах о природе. Приступая к характеристике природы, Фейербах указывает, прежде всего, на е материальный характер. Природа телесна, материальна, чувственна Л. Фейербах Избранные философские прои

Философия Н.Г. Чернышевского
Философия Н.Г. Чернышевского. Гораздо лучше, нежели от меня самого, Вы можете узнать общий характер моего мировоззрения от Фейербаха. Это взгляд спокойный и светлый Н.Г. Чернышевский Деятельность Н

Теория разумного эгоизма
Теория разумного эгоизма. Данная теория сложилась также под влиянием некоторых идей Фейербаха. Она направлена против идеализма, религии, богословской морали. В своих философских построениях Черныше

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги