Теория разумного эгоизма

Теория разумного эгоизма. Данная теория сложилась также под влиянием некоторых идей Фейербаха. Она направлена против идеализма, религии, богословской морали. В своих философских построениях Чернышевский пришел к выводу, что человек любит прежде всего сам себя. Он эгоист, и эгоизм побуждение, управляющее действиями человека. И он указывает на исторические примеры человеческого бескорыстия и самопожертвования. Эмпедокл бросается в кратер, чтобы сделать научное открытие.

Лукреция поражает себя кинжалом, чтобы спасти свою честь. И Чернышевский говорит, что, как раньше не могли объяснить из одного научного принципа одного закона, падение камня на землю и поднятие пара вверх от земли, так не было научных средств объяснить одним законом явления, подобные приведенным выше примерам. И он считает необходимым сведение всех, часто противоречивых, человеческих поступков к единому принципу. Чернышевский исходит из того, что в побуждениях человека нет двух различных натур, а все разнообразие человеческих побуждений к действию, как и во всей человеческой жизни, происходит из одной и той же натуры, по одному и тому же закону.

И этот закон разумный эгоизм. В основе разнообразных человеческих поступков лежит мысль человека о его личной пользе, личном благе. Чернышевский так аргументирует свою теорию Если муж и жена жили между собой хорошо, рассуждает он, жена искренне и глубоко печалится о смерти мужа, но как она выражает свою печаль На кого ты меня покинул Что я буду без тебя делать Без тебя мне тошно жить на свете В словах меня, я, мне Чернышевский видит смысл жалобы, истоки печали.

Подобно же, по мнению Чернышевского, еще более высокое чувство, чувство матери к ребенку. Е плач о смерти ребенка такой же Как я тебя любила Эгоистическую основу видит Чернышевский и в самой нежной дружбе. И когда человек ради любимого предмета жертвует своей жизнью, то и тогда, по его мнению, основанием служит личный расчт или порыв эгоизма.

Учные, называемые обычно фанатиками, безраздельно предавшие себя исследованиям, совершили, конечно, как думает и Чернышевский, великий подвиг. Но и здесь он усматривает эгоистическое чувство, удовлетворить которое приятно. Сильнейшая страсть берет верх над влечениями менее сильными и приносит их себе в жертву. Исходя из фейербаховских абстрактных представлений о человеческой природе, Чернышевский полагал, что своей теорией разумного эгоизма он возвеличивает человека. Он требовал от человека, чтобы личные, индивидуальные интересы не расходились бы с общественными, не противоречили им, пользе и благу всего общества, а совпадали с ними, соответствовали им. Только такой разумный эгоизм он принимал и проповедовал. Он возвышал тех, кто хотел быть вполне человеком, кто, заботясь о собственном благосостоянии, любил и других людей, вел полезную для общества деятельность и стремился бороться против зла. Он рассматривал теорию разумного эгоизма как моральную теорию новых людей. 5.