рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Причины восстания масс и пути его преодоления

Работа сделанна в 2004 году

Причины восстания масс и пути его преодоления - Реферат, раздел Философия, - 2004 год - Теория массового общества по Ортега-и-Гассету Причины Восстания Масс И Пути Его Преодоления. Все Остатки Традиционного Духа...

Причины восстания масс и пути его преодоления. Все остатки традиционного духа исчезли. Образцы, нормы, стандарты больше нам не служат. Мы обречены разрешать наши проблемы без содействия прошлого, будь то в искусстве, науке или политике. Европеец одинок, рядом нет ни единой живой души. Господство масс, повышение уровня жизни и возвещаемая им высота эпохи - лишь симптомы более общего явления.

Дело в том, что наш мир как-то внезапно разросся, увеличился, а вместе с ним расширился и наш жизненный кругозор. В последнее время кругозор этот охватывает весь земной шар каждый индивидуум, каждый средний человек принимает участие в жизни всей планеты. Но в конечном счете рост мира - не в размере его, а в том, что он вмещает больше вещей. Всякая вещь - в самом широком смысле слова - то, что мы можем желать, замыслить, сделать, уничтожить, найти, потерять, принять, отвергнуть все слова, означающие жизненные процессы.

Пределы возможностей расширились невероятно. В области интеллектуальной появились новые пути мышления, новые проблемы, новые данные, новые науки, новые точки зрения. Мир, окружающий нового человека с самого рождения, ни в чем его не стесняет, ни к чему не принуждает, не ставит никаких запретов, никаких вето наоборот, он сам будит в нем вожделения, которые, теоретически, могут расти бесконечно Жизнь возросла еще в одном смысле, более непосредственном и таинственном.

Как известно, в области физического развития и спорта достижения нашего времени далеко оставляют за собою все рекорды прошлых времен. Дело не в отдельных рекордах но их количество и постоянство, с каким они все улучшаются, вселяют в нас убеждение, что в наше время сам человеческий организм стал более совершенным, чем когда-либо прежде. Ведь нечто подобное наблюдается и в области науки. За самое короткое время наука раздвинула свой космический горизонт с невероятной силой.

Физика Эйнштейна открывает такие перспективы, что рядом с ними старый мир Ньютона кажется крохотной клетушкой. В заключение отметим очевидный факт характерные черты нашего времени - его странная уверенность в том, что оно выше всех предыдущих эпох его полное пренебрежение ко всему прошлому, непризнание классических и нормативных эпох, ощущение начала новой жизни, превосходящей все прежнее и независимой от прошлого. Наш век глубоко уверен в своих творческих способностях, но при этом не знает, что ему творить.

Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя, как самый убогий из всех плывет по течению. Правящее меньшинство покинуло свой пост, что всегда бывает оборотной стороной восстания масс. С 1800 по 1914-й, т.е. за одно столетие с небольшим, население Европы возросло со 180 до 460 миллионов В течение трех поколений оно массами производило человеческий материал, который, как поток, обрушился на поле истории, затопляя его. Массы людей таким ускоренным темпом вливались на сцену истории, что у них не было времени, чтобы в достаточной мере приобщиться к традиционной культуре. Америка же наполнилась за счет избытка населения Европы.

Этого достаточно для объяснения как триумфа масс, так и всего, что он выражает и возвещает. Итак, XIX век создал совершенную организацию нашей жизни во многих ее отраслях. Совершенство это привело к тому, что массы, пользующиеся сейчас всеми благами организации, стали считать ее естественной, природной.

Только так можно понять и объяснить нелепое состояние их души они заняты только собственным благополучием, но не замечают его источников. XIX век предоставил человека массы самому себе, и он, верный своей природной косности, замкнулся в себе самом. Таким образом, теперь у нас массы более сильные, чем когда-либо прежде, но отличающиеся от обычных тем, что они герметически замкнуты в самих себе, самодовольны, самонадеянны, не желают никому и ничему подчиняться, одним словом - непокорны.

Если так пойдет и дальше, то в скором времени не только в Европе, но и во всем мире окажется, что массами больше нельзя управлять ни в одной области. Три фактора сделали возможным создание этого нового мира либеральная демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Второй и третий можно объединить под именем техники. Человек массы считает, что та цивилизация, которую он видит и использует со дня рождения, так же первозданна и самородна, как Природа, и тем самым становится в положение дикаря. Цивилизация для него - вроде первобытного леса. Цивилизация по мере своего развития становится все сложнее и напряженнее.

Проблемы, которые она ставит перед нами, невероятно запутаны. Людей, способных решать эти проблемы, становится все меньше. В наши дни сам человек не выдерживает. Он не в состоянии идти в ногу со своей собственной цивилизацией. Развитая цивилизация всегда полна тяжелых проблем. Чем выше ступень прогресса, тем больше опасность крушения.

Жизнь все улучшается, но и усложняется. Конечно, по мере усложнения проблем средства к разрешению их совершенствуются. Но каждое новое поколение должно научиться владеть этими средствами. Среди них есть одно, особенно полезное именно для сложившейся, зрелой цивилизации хорошее знание прошлого, накопление опыта, одним словом - история. Итак, развитие европейской цивилизации автоматически привело к восстанию масс. С одной стороны, это хорошо - ведь так проявляется чудесное повышение общего жизненного уровня.

Но обратная сторона поистине ужасна - так падает нравственность современного человека. Иногда нет никакого общественного мнения. Общество разбито на противоборствующие группы, мнения противоположны, власти не сложиться. Но природа не выносит пустоты, и пустое место, возникшее за отсутствием общественного мнения, займет грубая сила. Итак, лишь в крайнем случае сила замещает общественное мнение. Что понимать под господством мнения У большинства людей мнения нет, мнение надо дать им, как смазочное масло в машину.

Поэтому необходимо, чтобы хоть какой-то дух обладал властью и пользовался ею, снабжая надлежащим мнением тех, кто мнения не имеет, то есть большинство людей. Без мнений общество превратилось бы в хаос хуже того - в историческое ничто. Жизнь утратила бы всякую структуру, организацию. Следовательно, без власти духа, без кого-то, кто правит, человеческое общество хаотично и хаос царит в нем в той мере, в какой нет власти, нет правителя.

И соответственно, каждая смена власти, смена правящих - вместе с тем и смена мнений, смена исторического центра тяжести. Это эпохи без общественного мнения, эпохи относительного хаоса, относительного варварства. Есть и эпохи, когда люди любят, ненавидят, стремятся к чему-то, отвращаются от чего-то, и все это горячо, страстно зато идеи, мнения почти отсутствуют. Эпохи эти не лишены прелести. Но в великие исторические эпохи человечество живет идеями это эпохи общественного мнения, духовного порядка.

Власть и подчинение решают в каждом обществе. Если неясно, кто приказывает и кто повинуется, все идет туго. Даже внутренняя, личная жизнь каждого индивида за исключением гениев нарушается и искажается. Если бы человек был одиночкой, лишь случайно вступающим в общение с остальными людьми, он, вероятно, мог бы избежать потрясений, которые порождают кризис власти. Но человек по внутренней своей природе - существо социальное, и на его личность влияют те события, которые непосредственно касаются только общества как целого.

Поэтому достаточно рассмотреть индивида, чтобы понять, как в его стране ставится проблема власти и подчинения. Человеческая жизнь по самой своей природе должна быть чему-то посвящена - славному делу или скромному, блестящей или будничной судьбе. Наше бытие подчинено удивительному, но неумолимому условию. С одной стороны, человек живет собою и для себя. С другой стороны, если он не направляет жизнь на служение какому-то общему делу, то она будет скомкана, потеряет цельность, напряженность и форму.

Мы видим сейчас, как многие заблудились в собственном лабиринте, потому что им нечему себя посвятить. Все заповеди, все приказы потеряли силу. Казалось бы, чего лучше - каждый волен делать, что ему вздумается, и народы тоже. Подлинная жизнь должна стремиться к чему-то, идти к цели. Цель - не мое стремление, не моя жизнь, но то, чему я жизнь посвящаю таким образом, она вне жизни.

Если я посвящаю жизнь себе самому, живу эгоистом, я не продвигаюсь вперед и никуда не прихожу я вращаюсь на одном месте. Это и есть лабиринт путь, который никуда не ведет, теряется сам в себе, ибо в себе блуждает. Живая, конкретная действительность всегда запутана, непроглядна, неповторима. Только того, кто в ней может с уверенностью ориентироваться, кто за внешним хаосом ощущает скрытую суть мгновения, короче - кто не теряется в жизни, того можно назвать светлой головой.

Присмотритесь к окружающим вас, и вы увидите, как они блуждают по жизни они бредут, словно во сне, по воле счастливой или злой судьбы, не имея ни малейшего представления о том, что с ними творится. Они уверенно говорят о себе и об окружающем мире, будто знают обо всем. Однако, если вы хотя бы поверхностно проследите их идеи, вы заметите, что они ничуть не отвечают действительности а копнув поглубже, обнаружите, что эти люди даже никогда и не стремились к действительности приблизиться.

Наоборот, идеи мешают им увидеть реальный мир и собственную жизнь. Жизнь - это прежде всего хаос, в котором ты затерян. Люди чувствуют это, но боятся стать лицом к лицу со страшной действительностью, пытаются прикрыть ее завесой фантазии, и тогда все выглядит очень ясно и логично. Их мало беспокоит, что идеи могут быть неверны, ведь это просто окопы, где они спасаются от жизни, или пугала, чтобы ее отгонять. Ясная голова у тех, кто стряхнул эти фантастичные идеи и взглянул жизни в лицо, и понял, что все в ней очень сомнительно, и растерялся.

И так как это истинная правда, так как жить - значит чувствовать себя потерянным, тот, кто это приемлет, уже начинает находить себя, обретать подлинную реальность он стоит на твердой почве. Инстинктивно, как потерпевший кораблекрушение, он будет высматривать, за что бы ухватиться и этот взгляд на жизнь, трагический, суровый, но истинный - ведь дело идет о спасении поможет ему упорядочить жизнь. Единственные подлинные идеи - идеи тонущего.

Все остальное - риторика, поза, низменный фарс. Кто и впрямь не чувствует себя потерянным, тот теряет себя окончательно, то есть никогда себя не найдет, никогда не придет к действительности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теория массового общества по Ортега-и-Гассету

Сочинения Ортеги, такие, как Размышления о Дон-Кихоте и Бесхребетная Испания Espaсa invertebrada, 1921, отражают умонастроение автора как испанца и… Его интеллект и художественный талант реализуются в таких работах, как Тема… Каждая жизнь есть одна из точек зрения на Вселенную истина плюральна, никто не может претендовать на то, что его точка…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Причины восстания масс и пути его преодоления

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Феномен массы
Феномен массы. Всемирную славу Ортеге принесла его работа Восстание масс La Rebeliуn de las masas, 1930. С точки зрения автора, человечество разделено не на общественные классы, а на два типа людей

Массы и Государство
Массы и Государство. Те люди, что готовы завладеть Европой по гипотезе автора это варвары, которые хлынули из люка на подмостки сложной цивилизации, их породившей. Это вертикальное одичание во плот

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги