рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Варианты решения проблемы единства мира

Работа сделанна в 2004 году

Варианты решения проблемы единства мира - Реферат, раздел Философия, - 2004 год - Материя Варианты Решения Проблемы Единства Мира. Субстанция Лат. Substantia - Сущност...

Варианты решения проблемы единства мира. Субстанция лат. substantia - сущность есть то, что лежит в основе.

Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении.

Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции и, опираясь на неё, выстраивают всю остальную картину мира в многообразии его вещей и явлений, получили название философский монизм. Если в качестве первоосновы берётся две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом.

И, наконец, если более двух - плюрализм от лат. pluralis - множественный. Существует также такое направление, как деизм от лат. dues - Бог, представители которого Дж. Толанд, Вольтер признавали внеприродное начало Бога, но сводили его роль в мире к минимуму. 1 В предшествующих философии учениях встречаются представления о различных субстанциях земле, воде, воздухе, огне. У древних философов в качестве субстанции выступало, как правило, какое-то вещество вода, воздух, земля, металл, дерево, огонь, а многообразие вещей - это различные состояния этого вещества.

Если субстанций было несколько, то они считались неизменными и друг в друга не превращались.

Различные вещи в этом случае были результатом различных комбинаций из субстанций.

В Средневековье появилось представление о существовании двух противоположных субстанций - телесной и духовной. Иначе нельзя было объяснить существование бессмертной души при смертном теле. Сразу возникла проблема взаимосвязи этих двух субстанций. Мы уже видели, как решалась эта проблема в истории философии.

Декарт вынужден был признать независимое существование обеих субстанций - протяженной из которой все вещи и мыслящей из которой все явления сознания. Такой подход получил название дуализм. Но при таком подходе возникла проблема объяснения синхронности действия двух субстанций. Появилось объяснение с помощью теории двух часов. При создании мира Бог завел одновременно обе субстанции, и теперь они действуют синхронно. Затем Спиноза избавился от дуализма тем, что протяжение и мышление объявил не субстанциями, а атрибутами неотъемлемыми признаками одной, общей для них субстанции - телесной природы материи. Признание только одной субстанции, лежащей в основе мира, называется монизмом. Следовательно, Декарт - дуалист, а Спиноза - монист.

Немецкий философ Лейбниц утверждая, что субстанция не может быть протяженной приходит к идее бесконечно малых монад, из которых состоят все вещи. Синхронность их действий Лейбниц объяснил предустановленной гармонией. Таким образом, монизм может быть двух видов - материалистическим, если субстанция материальная телесная, и идеалистическим, если субстанцией является мышление. Идеалистический монизм, в свою очередь, может быть тоже двух видов.

Если в основе мира находится мышление сознание, ощущение самого человека - это субъективный идеализм Беркли, Фихте, а если субстанцией является мышление надчеловеческое Бога, мирового разума и т.п то это объективный идеализм Платон, Гегель. Монизм должен объяснить все существующее с помощью одной субстанции. Если идеализму необходимо объяснить существование телесных материальных вещей, то материализму - существование мышления.

Как же решаются эти проблемы? Для субъективного идеализма материальные вещи есть мышление о них, комплекс ощущений человека, то есть материи как таковой не существует. Последовательное проведение этой идеи приводит к выводу, что в мире нет ничего, кроме собственного сознания. Такой подход в философии получил название солипсизм. Но сами философы не хотят считать себя солипсистами.

И Беркли, и Фихте, чья философия вела к солипсизму, утверждали, что другие люди тоже существуют. Для объективного идеализма материя - это вид небытия, из которого мышление создает вещи, то есть тоже материи как таковой для человека не существует. Вещи в этом случае есть инобытие идеи. Так утверждали Платон и Гегель. Идеализм не отрицает существование вещей, которые мы воспринимаем, только объясняет не так, как материалисты. Основой, субстанцией вещей в идеализме является сознание.

Материализм, заявляя, что кроме материи в мире ничего нет, объясняет мышление как свойство материи. То есть самостоятельно, само по себе мышление не существует. Отсюда, не может быть ни бессмертной, ни материальной души. Никаких биополей для объяснения сознания материалистам не требуется. Субстанцией наших ощущений, и представлений является материя. Если идеализм считает, что наше представление цветка состоит из особой идеальной субстанции, то материализм объясняет это представление особым состоянием материи.

В данном случае образ цветка - это особое состояние высокоорганизованной материи - мозга. Из представлений о субстанции сложился субстанциональный подход при объяснении явлений мира. Этот подход все свойства вещей, их изменения объясняет изменениями состояния одной и той же субстанции. Итак, необходимость объяснения многообразия вещей в мире, их возникновения и уничтожения породила представления об основе всего существующего - субстанциях.

Если признавалось существование только одной субстанции, то сразу возникала проблема объяснения многообразия бытия. Для идеализма такой проблемой является существование телесных вещей, а для материализма - существование мышления, сознания. 3 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Материя

Он обратил внимание на различия в понимании истоков, предпосылок единства материи и духа либо мир един в его материальности, либо основой единства… Однако Энгельс не обратил внимание на ценностный аспект основного вопроса… Полнота жизни синтез материи и духа - источник человеческой свободы, творчества, общения.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Варианты решения проблемы единства мира

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Психофизиологическая и психофизическая проблема
Психофизиологическая и психофизическая проблема. Психофизиологическая проблема - как связано мышление с нейродинамическими процессами головного мозга, и психофизическая проблема - как связан

Естественнонаучные и философские доказательства материального единства мира
Естественнонаучные и философские доказательства материального единства мира. Осознание материального единства мира явилось результатом тысячелетнего развития науки и практики. Когда-то было весьма

Материя как субстрат субстратное основание единства мира
Материя как субстрат субстратное основание единства мира. Характерной чертой античной эпохи познания является первоначальное исследование качественной и количественной определённостей бытия.

Достоинства и недостатки субстратного понимания материального единства мира
Достоинства и недостатки субстратного понимания материального единства мира. а По сравнению с мифологией, объяснявшей внешний мир посредством антропоморфизации, своеобразного наложения мира человек

Достоинства и недостатки субстанционального понимания материального единства мира
Достоинства и недостатки субстанционального понимания материального единства мира. С большими трудностями сталкивается интерпретация материи при попытках объяснения человека, его возможностей.

Понятия объект и предмет познания
Понятия объект и предмет познания. Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов можно выделить субъект, объект и предмет познан

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги