рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Достоинства и недостатки субстанционального понимания материального единства мира

Работа сделанна в 2004 году

Достоинства и недостатки субстанционального понимания материального единства мира - Реферат, раздел Философия, - 2004 год - Материя Достоинства И Недостатки Субстанционального Понимания Материального Единства ...

Достоинства и недостатки субстанционального понимания материального единства мира. С большими трудностями сталкивается интерпретация материи при попытках объяснения человека, его возможностей.

Хотя в материалистической философии XVII и особенно XVIII веков уже утвердилась идея первичности материи не только по отношению к вещному миру, но и к человеку, наделенному сознанием, сама специфика порождения сознания не раскрывалась человек с его познавательной способностью рассматривался либо как элемент природного мира, либо его сознание выводилось за пределы природного и объяснялось из иных предпосылок.

Субстанциональное понимание материи создало трудности и для объяснения человеческих познавательных возможностей. Для познающего субъекта та реальность, которую он познает, как бы распалась на две части, две самостоятельные половины, что не позволяло составить целостное представление о предмете. Цвет, вкус, запах - это вторичные качества, результат искажения сущности предмета нашими органами чувств. Размеры, конфигурация, вес - это первичные, субстанциональные качества, в которых адекватно выражена сущность познаваемого предмета.

Но вторичные качества никак не выводимы из первичных, хотя отбросить их нельзя, ибо в своей практике человек вынужден на них ориентироваться. Это противоречие подрывает познавательный оптимизм философов материалистической ориентации, лишает теорию познания универсального и безотказного инструмента. Человеческие познавательные способности оказываются в рамках этой теории как бы расколоты на две самостоятельные формы, независимые друг от друга чувственное неистинное и рациональное истинное познание.

Признание приоритета рационального в рамках материалистически ориентированной теории познания неизбежно сближает с учением о врожденных идеях Р. Декарта. Недаром субъективный идеалист Дж. Беркли критиковал своих современников-материалистов за удвоение мира в понятии материи как субстанции за вещами, которые мы видим, с которыми действуем, стоит мир чистых геометрических форм, постигаемых разумом и не помогающих в чувственном освоении мира. Так не лучше ли, спрашивает Беркли, отсечь этот второй план вещей и считать, что оно как бы не существует, а существующим для человека признать только то, что он может воспринять с помощью органов чувств.

Так ограниченность понимания материи усиливала позиции философов субъективно-идеалистической ориентации. С особой силой все слабости и противоречия представлений о материи как субстанции выявились на рубеже XIX-XX веков.

Тесная связь учения о материи с научными представлениями своего времени оказалась роковой для него. Развитие естествознания электромагнитная теория, термодинамика, открытие поля, делимости атома, прерывности движения, непостоянства массы и т.п. со всей очевидностью показало, что претензии философии на роль универсального познания, имеющего в своей основе теорию субстанции, необоснованны. Те качества вещей, которые в XVII-XVIII веках рассматривались как субстанциональные конфигурация, протяженность, весомость, на самом деле лежат на поверхности освоения мира и ничего или почти ничего не могут нам дать для объяснения более сложных материальных закономерностей. Сама возможность нахождения какого-то привилегированного свойства материи или особого материального образования, способного выполнить функции субстанции, была поставлена под сомнение.

Вместе с понятием материи был поставлен под сомнение и философский субстанциализм вообще. Понятие материи базировалось на натурфилософском представлении, в рамках которого философия решает те же задачи, что и специальное знание, но делает это с помощью более совершенных методов. Поиск неизменной первоосновы - это не философская проблема, как не является философской проблемой и прослеживание этапов и форм выведения из этой неизменной основы всего существующего, выяснение структурных характеристик мира. Именно разрушение привычных представлений о материи - этого последнего философского убежища категории субстанции - дало толчок к изменению понимания философией своих задач. 1 10. Материя как объективная реальность.

Гносеологический аспект категории материя заключается прежде всего в том, что материя предстает как понятие, как определенная мысль.

Это - абстракция. В. И. Ленин начинает своё определение материи с указания того, что материя есть философская категория. Однако он не ограничивается только этим указанием, с которым вообще-то согласны и идеалисты. Настоящий гносеологический смысл понятия материи определяется посредством содержания этого понятия.

Материя как понятие есть не что иное, как отражение, обозначение объективной реальности. Гносеологический статус категории материя задается тем, что в ней фиксируется и выражается источник человеческого знания, утверждается существование объективной истины, признается критерий для человеческого познания, ибо отрицание материи лишает познание объективных первоначал. В этом кроется принципиальное различие между материализмом и идеализмом в понимании гносеологического аспекта этого понятия.

Когда речь заходит о бытии, то бессмысленно искать в составе нечто, определяющее содержание абстракции материи. Идеалисты не связывают понятие материи с признанием объективной истины, поэтому выхолащивают действительное его содержание. Для них понятие материи оказывается только неким определением мысли, но ни в коем случае не обозначением объективной реальности. Согласно ленинскому определению Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них 10 , предметным аналогом категории материя является объективная реальность категория материя служит для обозначения объективной реальности.

И это утверждение, являющееся величайшим завоеванием марксистской философской мысли, само по себе не проблематично. Проблема возникает тогда, когда приступают к осмыслению объективной реальности в аспекте понятий вещи, свойства и отношения. Известно, что философские категории обозначают не единичные явления, а то общее, что присуще всему многообразию бытия.

Поскольку в рамках ленинского определения материи объективная реальность представляет собой именно такое общее, то неизбежно возникает вопрос что в пределах этого определения следует разуметь непосредственно под объективной реальностью - вещь, свойство или отношение? Примечательно, что данный вопрос является центральным в дискуссии, ведущейся по проблеме материи в нашей литературе уже не одно десятилетие.

В целом объективная реальность есть и вещь, и свойство, и отношение в их органическом единстве. Однако в разных познавательных ситуациях на первый план ее понимания выходит то одно, то второе, то третье. Именно по этому и существует проблема осмысления объективной реальности в аспекте понятий вещи, свойства и отношения. Наша же задача заключается в том, чтобы как можно более адекватно внутреннему смыслу ленинского определения материи уточнить в аспекте понятий вещи, свойства и отношения предметное содержание категории материя. Поскольку ленинское определение материи - это теоретическое определение, то его анализ с целью уточнения предметного содержания категории материя может быть проведен только с учетом диалектического единства эмпирического и теоретического.

В данном случае принцип единства эмпирического и теоретического служит отправным методологическим ориентиром, задающим способ постановки и решения рассматриваемой проблемы. Выявление подлинного предметного содержания категории материя как исходной абстракции теоретической системы диалектического материализма предполагает, с одной стороны, сущностного понимания материи некатегориальному, эмпирическому, в рамках которого материя осмысливается как явление, с другой - раскрытие внутренней связи того и другого понимания.

Этот подход к пониманию материи проявился в ленинском анализе последней. В книге Материализм и эмпириокритицизм В. И. Ленин четко выделил два аспекта в понимании материи как объективной реальности.

С одной стороны, В. И. Ленин о материи высказывается как о внешнем мире, о существовании реальных предметов, о физическом мире. С другой - как о внутренней природе вещей. Оперируя в своих рассуждениях категорией материя в первом аспекте, В. И. Ленин использует вместо этой категории такие выражения, как реальное бытие внешний мир, физический мир, действительный мир, физическая природа 10, с. 113, 116, 125, 188, 351 . Вместе с тем о материи он пишет как об объективной природе вещей, объективной реальности внешнего мира, объективной реальности материального мира, объективной реальности материи 10, с. 142, 159, 200, 369 . В первом случае В. И. Ленин рассматривает материю в качестве явления, т. е. всего многообразия материальных тел, во втором - в качестве сущности, внутренней природы бытия.

Материя как объективная реальность у В. И. Ленина - это и явление и сущность одновременно Природа и конкретна, и абстрактна, и явление и суть, и мгновение и отношение 11, с. 190 . Однако в соответствии с целями конкретного исследования он делает акцент то на одном, то на втором аспекте понимания материи.

Так, критикуя махистов, абсолютизировавших чувственную основу познания и объявлявших и объявлявших внешний мир как вне человека существующего многообразия вещей, образом которых являются наши ощущения. Когда же В.И. Ленин анализирует сущность кризиса физики, одной из методологических предпосылок которого стало выработанное в рамках классической физики ограниченное понимание материи, отождествлявшее последнюю с суммой таких, считавшихся неизменными и первоначальными, свойств, как непроницаемость, инерция, механическая масса, он подчеркивает, что материя - это не просто вещество или атом с его конкретными свойствами, а внутренняя природа внешнего мира, выражаемая отношением последнего к сознанию.

Вот почему единственным свойством материи, согласно В.И. Ленину, является свойство быть объективной реальностью.

Этим он со всей определенностью подчеркивает специфику и отличие теоретического, философского понимания материи от эмпирических представлений о ней, основывающихся на фиксации тех или иных свойств единичных материальных вещей или их совокупности. 5 В рамках современного учения о материи происходит все более глубокое переосмысление исходных принципов ее организации строения. Исследование микромира глубоко раскрывает черты его развития в смысле постоянно происходящих в нем переходов с одного структурного уровня на другой.

Из современной физики следует, что с продвижением в глубь материи познание сталкивается не со все более элементарными в пределе - бесструктурными объектами, а, напротив, с объектами все более усложняющейся неисчерпаемо сложной структуры. Аналогичные проблемы возникают в познании сущности жизни в процессе конструирования сложных искусственных систем. Если классическая наука в целом была ориентирована на познание последних простых кирпичиков, из которых, как полагалось состоит мир, то в современной науке эта цель все чаще подлежит критическому переосмыслению.

Организующая и целенаправляющая роль философской категории материи в становлении современной общей научной картины мира проявляется, в частности, в том, что с определением этой категории связан точнее, логически вытекает из него известный вывод В. И. Ленина о неисчерпаемости материальных свойств и структур материи.

Последний, как это очевидно, не согласуется с представлением о возможности разложения материи на все более простые в структурном отношении единицы, ведущего к структурному упрощению и объединению материи на нижних этажах её строения по сравнению с высшими. Но он очень хорошо согласуется с той тенденцией современного научного знания, которая связана с выявлением сложной многоуровневой организации материи в ее фундаменте, и по существу выступает философской, ложно-методологической основой этой тенденции.

Данный принцип имеет очень важное следствие в том плане, что он содержит определенные требования к мыслящему и действующему субъекту им задается определенная программа деятельности - как теоретически, так и практически-преобразующей. В этом проявляется методологическая функция данного принципа. Таким образом, стержневая идея всей философии, выраженная в основном вопросе философии, была взята В. И. Лениным в качестве того, что составило не только содержание, но и задало форму выдвинутого им определения категории материя . 12 11.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Материя

Он обратил внимание на различия в понимании истоков, предпосылок единства материи и духа либо мир един в его материальности, либо основой единства… Однако Энгельс не обратил внимание на ценностный аспект основного вопроса… Полнота жизни синтез материи и духа - источник человеческой свободы, творчества, общения.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Достоинства и недостатки субстанционального понимания материального единства мира

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Психофизиологическая и психофизическая проблема
Психофизиологическая и психофизическая проблема. Психофизиологическая проблема - как связано мышление с нейродинамическими процессами головного мозга, и психофизическая проблема - как связан

Варианты решения проблемы единства мира
Варианты решения проблемы единства мира. Субстанция лат. substantia - сущность есть то, что лежит в основе. Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости

Естественнонаучные и философские доказательства материального единства мира
Естественнонаучные и философские доказательства материального единства мира. Осознание материального единства мира явилось результатом тысячелетнего развития науки и практики. Когда-то было весьма

Материя как субстрат субстратное основание единства мира
Материя как субстрат субстратное основание единства мира. Характерной чертой античной эпохи познания является первоначальное исследование качественной и количественной определённостей бытия.

Достоинства и недостатки субстратного понимания материального единства мира
Достоинства и недостатки субстратного понимания материального единства мира. а По сравнению с мифологией, объяснявшей внешний мир посредством антропоморфизации, своеобразного наложения мира человек

Понятия объект и предмет познания
Понятия объект и предмет познания. Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов можно выделить субъект, объект и предмет познан

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги