рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Неоплатонизм основные имена и идеи

Неоплатонизм основные имена и идеи - раздел Философия, Кандидатский минимум по философии - билеты, ответы-шпаргалки Неоплатонизм Основные Имена И Идеи. Неоплатонизм - Заверша-Ющий Этап Развития...

Неоплатонизм основные имена и идеи. НЕОПЛАТОНИЗМ - заверша-ющий этап развития античного платонизма, обобщение и итог более чем тысячелетнего развития античной философии.

Основоположником Н. считается Аммоний Саккас умер ок. 242 , не оставивший письменных трудов ему приписываются те идеи, к-рые легли в основу Н. требование согласования платонизма с аристотелизмом, критика стоического учения о телесности души, учение о единстве духовного начала, к-рое делится, только нисходя в смертные тела, не убывая в то же время от этого деления.

В историческом развитии Н. выделяют следующие этапы и школы первый 3 в римская школа, создавшая спекулятивно-теоретическую систему Н. Основатель - Плотин. Во взглядах его ученика Амелия прослеживается тенденция увеличения числа посредствующих ступеней сущего между богом и телесными объектами.

Др. ученик Плотина, Порфирий автор получивших большой исторический резонанс произв. Введение к Категориям Аристотеля и комментария к ним переведены на лат сирийский, араб. и армянский языки, в к-рых поставлен вопрос о природе общих понятий, что явилось источником средневекового спора об универсалиях. Второй 4 в малоазиатский Н к-рый, не отказываясь от спекулятивных теорий, ставил гл. задачей практическую мистику.

Представлен двумя школами сирийской Ямвлих, Феодор Асинский, Сопатр Апамейский, Дексипп и пергамской Эдемий Каппадокийский, Юлиан, Сал-мостий. Третий 5-6 вв система-тизаторско-комментаторский Н. представлен афинской и александрийской школами. В афинской школе Плутарх Афинский, Сириан, Прокл, Дамаскин, Симпликий преобладали теоретические интересы. В 529 г. император Юстиниан запретил преподавание Н. и закрыл афинскую школу. Александрийская школа Гипатия, Асклепиодот, Аммоний, Иоанн Филофон, Олимпио-дор ориентировалась больше на Аристотеля, чем на Платона.

Она частично утеряла специфически языческий и приобрела скорее нейтральный философский характер на почве исследований в области логики и науки происходило взаимовлияние неоплатонических и христианских идей. Лат. Н. 4-6 вв. характеризуется некоторым уменьшением интереса к спекулятивной стороне и возросшим вниманием к сохранению и передаче культурных достижений. Своими переводами греч. соч. на латынь и комментариями лат. неоплатоники Халкидий, Марий Викторин, Макро-бий, Марциан Капелла, Боэции прокладывали античной философии путь в средние века. Н. оказал огромное воздействие на средневековую философию.

Традиции Н. прослеживаются в восточной патристике, соч. Псевдо-Диенисия Ареопагита и его комментаторов - Иоанна Скифопольского и Максима Исповедника. В 11 в. Михаил Пселл возобновил преподавание И. в Константинополе. Христианский Н. в западноевропейской философии имел своим источником соч. Августина, Боэция и других лат. неоплатоников, а с 9 в Эриугены, который перевел на лат. язык Ареопагитики и развивал неоплатонические идеи в трактате О разделении природы. Влияние Н. заметно в шартрской и сен-викторской школах, в идеях Амальрика Венского и его последователей - амальрикан, в мистике 13-14 вв. Воздействие Н. прослеживается у ряда мыслителей эпохи Возрождения Николай Кузанский, Ф. Пат-риццы, Бруно и нового времени кембриджские платоники, Спиноза, Лейбниц, Беркли. К концу 18 в. традиция Н. прекращается. 13. Средневековая Ф, период патристики общая хар-ка, учения Оригена и Августина.

Особенности Ф Средневековья 1. философское учение средневековья теоцентрично, 2. Ф Средневековья тесно связана с религией основа философского мышления - церковная догма , 3. постулирование Бога как мировоззренческого начала.

Статус основного принципа философского теоретизирования в Средних веках приобрел приобрел супранатурализм, который выражался в следующих учениях 1. креацианизм - учение о сотворении Богом мира из ничего, 2. провиденциализм - понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека, 3. сотериологизм - ориентация жизни человека на спасение души. Философское мышление Средневе-ковья является ретроспек-тивным обращенным в прошлое. Чем древнее, тем подлиннее, а чем подлиннее, тем истиннее. Стиль философского мышления Средневековья отличался традицио-нализмом любая форма новации считалась гордыней, ценились эрудиция и приверженность традициям. Философское мышление Средневековья полагалось на авторитеты.

Основной авторитет - Библия.

Ф Средневековья - это комментаторская Ф. Комментировались главным образом Священные Писания. Обращаясь к священным текстам, философы не анализировали и критиковали их, а истолковывали - экзегенический характер Ф Средневековья экзегеза - истолкование. Стиль философского мышления Средневековья отличает стремление к безличности многие тексты философов Средневековья анонимны. Философскому мышлению Средневековья был присущ дидактизм назидательность. Форма подачи мысли - монолог назидание, проповедь. В развитии философии Средневековья выделяют 2 периода патристика и схоластика.

Патристика - совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII в. отцов Церкви. Схоластика - усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления IX-XII в Противоречия между патристикой и схоластикой содержатся в споре об универсалиях.

В формировании понятийного аппарата философского мышления Средневековья велика роль учений Платона и Аристотеля. Итак, средневековый тип философского мировоззрения носит религиозную окраску. Ф - служанка богословия. Заслугой этого периода является разработка следующих категорий философии бытие, небытие, смысл, история пусть даже с позиций религиозных догматов. Патристика П - совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христиан-ских мыслителей II-VIII в. отцов Церкви. Наиболее значительными представи-телями патристики являются Григорий Богослов, Василий Кессарийский, Григорий Нисский и АБ. Августин Блаженный 354 - 430 гг Основные произведения АБ - Исповедь , О Граде Божьем. Он создал религиозно-философскую систему, в которой главное внимание сосредоточено на отношении Бога и мира, вера и разума, истины и знания, добра и зла, свободы воля и исторического прогресса.

Находился под влиянием идей Платона.

АБ категорически отрицает наличие материала для сотворения мира, т.к. это ограничивает всемогущество Бога. Проблема времени рассматривается через творение. Бог пребывает вне времени в вечности, в постоянном настоящем. Деление времени на прошлое, настоящее и будущее - свойственно человеку т.е. это человеческое понятие. АБ обратил внимание на субъективное время. Соотношение добра и зла АБ рассматривал как градацию добра зло не существует само по себе, зло - это отсутствие добра, также как тишина - это отсутствие звука. Абсолютность добра и относительность зла снимает с Бога ответственность за зло, которое существует в мире. Теодицея - оправдание Бога. Теодицея Августина Блаженного - это христианский оптимизм.

В своей моральной доктрине АБ исходил из признания зла, которым наполнен мир. В наличии зла повинен человек, т.к. он не смог распорядиться свободной волей, дарованной ему Богом. Высшая цель человека - жизнь по Богу. Учение Августина Блаженного о душе. АБ определяет человеческую душу как созданную Богом, разумную и бесконечную.

Главные свойства души - мысль, память и воля. Она хранит в себе все предшествующие события и управляет телом. Главные действия души определяются не разумом, а волей. Поэтому поиск истины возможен только при наличии твердой воли, основанной на вере - верь, чтобы понимать. Социально - исторические взгляды АБ. Имущественное неравенство людей - это необходимое явление, которое явилось следствием первородного греха.

Бедность одних и богатство других - проявление божественной воли, а не личных качеств человека. Но в силу того, что род человека произошел от одного прародителя - перед Богом все равны. Историческое развитие по Августину - движение от Града человеческого к Граду Божьему. Данными понятиями символически названы 2 сообщества людей, которые живут по разным моральным принципам. Град земной - это себялюбие, презрение к Богу, желание жить во плоти. Град Божий живет по духу, т.е. следуя Божественным заповедям.

В целом исторический процесс выражает волю Бога как заранее предусмотренного плана провиденциализм. Человеческая история завершается вторым пришествием Христа и Страшным судом отделение праведников от грешников. Взгляды АБ на историю носит эсхатологический характер эсхатология - наука о Конце света . 14. Средневековая Ф, период схоластики, общая хар-ка, спор об универсалиях, учения Фомы Аквинского. Схоластика IX-XII вв. усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления.

Основные представители Фома Аквинский, Иоганн Скотт Эриугена, Петр Абеляр, Сигер Брабандский, Роджер Бекон не путать с Френсисом Беконом Оккам. Фома Аквинский 1225-1274 . Канонизирован, является святым. Его книга Сумма теологий в католицизме является священной наравне с Библией. В своем учении опирался на философию Аристотеля. Учение Ф А - официальная доктрина Римско-католической церкви.

ФА различал следующие виды бытия потенциальное, актуальное реальное. Особенностью актуального бытия является ограниченность, определяемая его формой. Каждая вещь потенциально становиться другой. Все существующее неполно, т.к. оно может стать потенциально другим. В любой реальной вещи заложена потенция для ее изменения, следовательно, полнота бытия не может быть определена материальными вещами. Статусом предельного бытия обладает Бог, который является трансцендентной сущностью, бесконечной в пространстве и времени трансцендентное - все то, что нельзя познать органами чувств. Познать сущность Бога человеку не дано, но углубляясь в существо мира, он приходит к постижению Высшего существа.

Поэтому доказательства существования Бога не прямые, а косвенные. Косвенные доказательства существования Бога 1. доказательство от движения - все движущееся так или иначе имеет причину движения. Источник движения, перводвигатель мира - нечто, лежащее за его пределами, т.е. Бог. 2. доказательство от конечной причины - любое явление имеет свою причину.

Первопричина явления - Бог. 3. доказательство от необходимости - каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто - Бог. 4. доказательство от совершенства - все вещи в этом мире обладают той или иной степенью совершенства.

Поэтому должно быть абсолютное совершенство - Бог. 5. доказательство от цели - у каждого явления есть своя цель. Должна существовать высшая цель в создании Вселенной. Ее задает Бог. В период деятельности ФА обостряется проблема веры и знания теологии и науки. ФА Наука и Ф выводят свои истины, опираясь на опыт и разум, теология - на откровения и Священное Писание. Но это различие не исключает их связи. Религиозные догматы, обоснованные философией, укрепляют веру в них. Наш разум бессилен в доказательстве некоторых религиозных догматов о Сотворении мира из ничего, о Страшном Суде. Эти истины сверхразумны, а не противоразумны.

А противоречия возникают из-за неправильного использования научного знания. Гармония между наукой и теологией обеспечивается высшим авторитетом - верой. Научные изыскания в природе лишь тогда приобретают истинную ценность, когда признается зависимость всего сущего от Бога Этическая доктрина ФА главной своей целью, как и у Августина Блаженного, представляет собой созерцание Бога и подготовку к вечной жизни.

Новым в доктрине у ФА является утверждение о промежуточном положении человека в мире чувственное объединяет человека с животным миром, а разумное - с Богом. Морально-практические действия человека определяются волей через выбор между добром и злом, т.е. человек ответственен за свои поступки. Противоречия между патристикой и схоластикой содержатся в споре об универсалиях. Спор об универсалиях Универсалии - это общие понятия.

В решении вопроса о природе универсалий философы разделились на 3 лагеря 1. реалисты - общие понятия идеи имеют реальное существование и предшествуют единичным вещам и предметам. Основные представители реализма - Ансельм Кентерберийский и Иоганн Скотт. Реализм - продолжение традиций Платона и его теории идей. 2. номиналисты - отрицали онтологическое значение универсалий и утверждали что общие понятия существуют только в мышлении, а не в действительности. Основные представители - Дунс Скотт, Оккам. Как самостоятельное течение номинализм основан Росцелленом он утверждал, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия лишь имена. Номинализм - продолжение традиций Аристотеля 3. концептуализм - умеренная позиция в споре об универсалиях.

Отвергался крайний реализм и утверждалось, что в единичных предметах существует нечто общее, выражаемое понятием. Основные представители концептуализма - Фома Аквинский, Петр Абеляр. 15. Ф эпохи Возрождения общая хар-ка, антропоцентрическая ориентация Пико дела Миран-долла, онтология и натурФ Николай Кузанский, Дж. Бруно Социально-исторические условия эпохи Возрождения Возрождение является термином, который в качестве историко-географического понятия вошел в употребление в 19 веке для обозначения периода в развитии стран юга Европы 15-16 веков.

Прелюдия ЭВ начинается в 14 веке с личности Франческо Петрарки, эпилог приходится на начало 17 века, на период творчества Кампанеллы - последнего представителя ЭВ. Античность возрождается не сама по себе, а соединяется с новым итальянским духом.

Люди Возрождения понимали собственную новаторскую миссию, как миссию света, разгоняющую тьму. Ренессанс - это рождение нового духа. В качестве основного инструмента новой эпохи выступали гуманитарные знания. 15 век - период распада феодального строя и зарождения буржуазных отношений. Крупнейшие открытия и изобретения следуют одно за другим, для развития промышленности и торговли требовался прогресс техники и науки.

Особенности философии ЭВ. Решающими чертами философии Возрождения являются стремление выйти из монашеской кельи на простор природы, материалистические тенденции, связанные с опорой на чувственный опыт, индивидуализм и религиозный скептицизм. Воскресает интерес к материалистам древности - ионийцам. Ф ЭВ тесно связана с естествознанием. В Ф ЭВ можно выделить два основных периода. В 15 веке новый класс - буржуазия - еще не могла и не успела создать своей собственной философии.

Поэтому она реставрировала и приспосабливала к своим нуждам античную философию. Однако эта Ф существенным образом отличалась от схоластики, также использовавшей творения Платона и Аристотеля. Философы ЭВ использовали античных авторов принципиально в иных целях, чем схоласты. Гуманисты обладали богатством греческих подлинников а не арабских переводов и пересказов, о которых не могли и мечтать философы 13-14 веков. Авторитет Аристотеля падал, т.к. отождествлялся со схоластикой.

Наступившее разочарование дало другую реакцию - появление скептицизма, эпикурейства и стоицизма. Они стояли на втором плане и, хотя обнаруживались у некоторых авторитетов, не имели широкого хождения. И лишь скептицизм в лице Мишеля Монтеня создал совершенно особенный специфический культурный климат во Франции. Скепсис Монтеня расчищал дорогу новым идеям, новому знанию. Этим был подготовлен второй период Ф ЭВ - натурофилософский. Бернардино Телезио 1509-1588 возрождал материализм ионийцев.

В основе мира лежит единая материя, наделенная внутренними противопо-ложностями - теплого и холодного. В борьбе возникают четыре стихии, и из их сочетания состоит все многообразие вещей. Работами Бернардино Телезио и Николая Коперника было подготовлено создание учения Джордано Бруно - естественнонаучного материалиста, диалектика, оптимиста. В 16 веке произошло возрождение философии медицины Гиппократа. Продолжала существовать натурофи-лософия магикомистического типа. Лидером ее был Парацельс - выдающийся врач-практик, хирург и терапевт.

Исходной его идеей было утверждение, что всякая реальность имеет свое правило, так называемое архе жизни - активную духовную жизненную силу, в которой содержится ключ к природе, и кто его познает, тот приобретет способ, как действовать мистическим образом на природу и преобразовывать ее. В сущности, все искусство врача, по Парацельсу, зависит от освоения этого способа. Но и через первый, и через второй периоды Возрождения проходит платонизм, создавший определенный духовный климат.

Это не означает, что платоновская мысль и его диалоги стали любимой формой философствования. Платонизм вошел в ЭВ с многовековыми наслоениями с виде неоплатонизма, христианских наслоений. Что касается философского содержания возрожденного платониз-ма, то следует отметить, что особых оригинальных элементов ЭВ не внесла. Значение имеет лишь племика превосходства Платона над Аристотелем. Но грандиозный расцвет платонизма состоялся благодаря работам Николая Кузанского.

Он был предшественником итальянской натурофилософии, первопроходцем современного мышления, которое начало складываться на рубеже средневековья и Ренессанса. В заключение необходимо отметить, что ЭВ породила предшественников утопического социализма - Томаса Мора и Томмазо Кампанеллу - автора Города солнца. Джованни Пико делла Мирандолла 1463-1494 Впечатляющим манифестом антропоцентрического мировоззрения эпохи Возрождения стала Речь о достоинстве человека. Сущность человека, отличающую его от всего остального мира, Мирандолла видит в том, что человек есть единственное из творений, свойства которого не определены заранее, а формируются исключительно им самим.

Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни особого образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению говорит в Речи Творец первому человеку Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который предпочтешь. Согласно Пико, человек есть центр вселенной потому, что в нем сосредоточены возможности всех существ.

И только в зависимости от того, какие из них будут осуществлены каждым индивидом, он станет или низшим, неразумным существом, родственным растениям и животным, или существом высшим, подобным ангелу и даже самому Богу. Николай Кузанский 1404-1464 был видным деятелем римско-католической церкви.

Его учение не выходило за пределы религиозного мышления, но его понимание мира и человека было устремлено в будущее. НК был сыном крестьянина, весьма настойчивым и честолюбивым человеком, обучался в Германии, Италии, где познакомился с идеями гуманизма, защитил диссертацию по теологии, стал епископом и только потом начал интересоваться спецификой познания. Его основные работы Об ученом незнании , О предпосылках , Об охоте за мудростью. НК создает оригинальный метод познания, который называет ученым незнанием. В основном, когда устанавливается истина относительно различных вещей неопределенное сравнивается с определенным, неизвестное с известным, поэтому, когда исследование ведется в рамках вещей конечных, познавательное суждение вынести нетрудно, либо очень трудно, если речь идет о сложных вещах.

Но в любом случае оно возможно. Истина может быть в точности измерена самой же истиной.

Наш разум не является истинным и, следовательно, не может постичь истину точно. Но мы можем приблизиться к истине самой по себе недостижимой, сосредоточиваясь на мысли, что в бесконечности имеет место совпадение противоположностей. Всякое существо включает в себя универсум и Бога. Человек - микрокосмос на двух уровнях общеонтологическом так же, как микрокосмосом является любая вещь и на специально онтологическом уровне, поскольку он обладает разумом и сознанием. Основой познания должна быть противоположность обыденного, конечного знания, чему-то абсолютному, безусловному. А безусловное знание мы можем достичь лишь символически.

Абсолютное слияние божественного и человеческого произошло только в Христе. Человек - тоже Бог. Такое понимание человека и мира приводит к пантеизму, согласно которому Бог отдельно от природы не существует и разлит в ней. Познание развернутого мира, с котором разлит Бог, есть дело разума, а не веры. Вера постигает Бога в свернутой форме.

БРУНО Джордано 1548-1600 - итал. философ, борец против схоластической философии и римско-католической церкви, страстный пропагандист материалистического мировоззрения, принявшего у него форму пантеизма. После 8-летнего заключения был сожжен инквизицией в Риме. Мировоззрение Б. сложилось под влиянием идей античной философии сначала неоплатонизма и пифагореизма, а затем материалистов Эмпедокла, Анаксагора, Эпикура и Лукреция, итал. материалистического вольномыслия эпохи Возрождения и совр. ему науки, особенно гелиоцентрической теории Коперника.

Последовательно отождествляя бесконечного бога с природой, Б. еще решительнее, чем Николай Кузанский, утверждал бесконечность самой природы. Используя открытие Коперника, Б. стремился конкретизировать физический и астрономический смысл этого философского принципа, одновременно освобождая теорию Коперника от весьма существенных недостатков от традиционного представления о конечности мироздания, замкнутого сферой неподвижных звезд, от взгляда, согласно к-рому Солнце неподвижно и составляет абсолютный центр Вселенной.

В результате Б. пришел к выводу о бесчисленности миров, а также о населенности их. Выступая против натурфилософского дуализма схоластики, утверждал физическую однородность земного и небесного миров, состоящих из земли, воды, воздуха, огня и эфира. Под влиянием неоплатонизма Б. допускал существование мировой души, понимаемой как принцип жизни и как духовная субстанция, к-рая, находясь во всех без исключения вещах, составляет их движущее начало.

Здесь Б как и большинство античных материалистов, становился на позицию гило-зоизма. Б. развивал также ряд диалектических положений о единстве, связности и универсальном движении в природе, о совпадении противоположностей как в бесконечно большом, так и в бесконечно малом. Осн. соч. философские диалоги О причине, начале и едином , 0 бесконечности, вселенной и мирах 1584 . 16. Ф эпохи Возрождения общая хар-ка, социально-политические и правовые теории Макиавелли, Гроцкий, утопические учения Т.Мор, Кампанелла, мистико-религиозные учения Экхарт, Я. Беме. Социально-исторические условия эпохи Возрождения Возрождение является термином, который в качестве историко-географического понятия вошел в употребление в 19 веке для обозначения периода в развитии стран юга Европы 15-16 веков.

Прелюдия ЭВ начинается в 14 веке с личности Франческо Петрарки, эпилог приходится на начало 17 века, на период творчества Кампанеллы - последнего представителя ЭВ. Античность возрождается не сама по себе, а соединяется с новым итальянским духом.

Люди Возрождения понимали собственную новаторскую миссию, как миссию света, разгоняющую тьму. Ренессанс - это рождение нового духа. В качестве основного инструмента новой эпохи выступали гуманитарные знания. 15 век - период распада феодального строя и зарождения буржуазных отношений. Крупнейшие открытия и изобретения следуют одно за другим, для развития промышленности и торговли требовался прогресс техники и науки.

Особенности философии ЭВ. Решающими чертами философии Возрождения являются стремление выйти из монашеской кельи на простор природы, материалистические тенденции, связанные с опорой на чувственный опыт, индивидуализм и религиозный скептицизм. Воскресает интерес к материалистам древности - ионийцам. Ф ЭВ тесно связана с естествознанием. В Ф ЭВ можно выделить два основных периода. В 15 веке новый класс - буржуазия - еще не могла и не успела создать своей собственной философии.

Поэтому она реставрировала и приспосабливала к своим нуждам античную философию. Однако эта Ф существенным образом отличалась от схоластики, также использовавшей творения Платона и Аристотеля. Философы ЭВ использовали античных авторов принципиально в иных целях, чем схоласты. Гуманисты обладали богатством греческих подлинников а не арабских переводов и пересказов, о которых не могли и мечтать философы 13-14 веков. Эпоха Возрождения радикально преобразила не только истолкование человека и его культуры, не только освободила их от диктата религии, но и радикально изменила содержание социальных и политических теорий.

Макиавелли и Кампанелла, а впоследствии Гоббс и Спиноза стали рассматривать государство глазами человека и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии. Вместо однозначного религиозного объяснения они основывались на положении о естественном характере человека, на его земныхинтересах и потребностях. Эпоха Возрождения была для Италии и Франции временем становления нации.

Только сильное, централизованное государство могло преодолеть внутреннюю разобщенность общества, поэтому идеи государства и автономии политики занимали важное место в философских доктринах. С Никколо Макиавелли 1469-1527 начинается новая эпоха политического мышления. Политическая мысль стремится отделиться от спекулятивного мышления, этики и религии и принимает в качестве методологического принципа автономию. Позиция Макиавелли собирательно и гибко выражает концепцию автономии в принципе политика для политики. Это был резкий поворот от гуманизма, но он имел объяснение кризис моральных ценностей привел к разрыву между тем, что есть и тем, что должно быть, т.е. тем, как что-то должно сообразовываться с моральными ценностями.

Этот принцип помещался в принцип автономии и стал основой нового видения фактов политики. Никколо Макиавелли был секретарем Флорентийской республики, видным дипломатом, трезвым и осторожным политиком.

Основные моменты философии Макиавелли таковы политический реализм, новая концепция добродетели государя, возвращение к началам, как условие восстановления и обновления политической жизни. Самыми популярными работами Никколо Макиавелли являются Государь , Рассуждения на первые десять книг Тита Ливия. Реализм - это принцип жестокой трезвости. Монарх может оказаться в таких условиях, которые потребуют крайне жестоких и бесчеловечных мер. Крайнее зло требует крайних мер, поэтому следует избегать в любом случае половинчатости и компромиссов, которые ничему не послужат, а напротив, только крайне вредны. Человек сам по себе ни хорош, ни плох. Следовательно, политик не может полагаться на положительное в человеке, но должен, принимая во внимание и отрицательное, действовать в соответствии с ними. Не нужно бояться показаться устрашающим.

Конечно, идеальный государь должен в одно и то же время быть обожаемым и внушающим страх, но эти вещи трудно совместимы, а поэтому государь выбирает наиболее эффективный способ.

Государь должен быть добродетельным, но добродетель политическая, по Макиавелли, совсем не то, что добродетель христианская. Добродетель - это сила и здоровье, хитрость и энергия, возможность предвидеть, планировать, принуждать, она есть сильнейшая воля, которая ставит плотину полному разливу событий, людьми управляет малодушие, неверность, алчность, безумие, непостоянство в намерениях, невыдержанность, неумение страдать ради достижения цели, едва только палка или плеть выпадает из рук повелителя, тотчас же порядок нарушается, подданные бросают и предают своего государя.

Но политическим идеалом Макиавелли был все-таки принцип организации государства по типу Римской республики, основанной на свободе и добрых обычаях. Доктрину Никколо Макиавелли часто сводят к формуле цель оправдывает средства. Она вряд ли справедлива по отношению к автору Государства. Этот принцип имеет более позднее, иезуитское происхождение. Макиавелли его никогда не формулировал, он не вытекает из всего контекста его творчества.

ГРОЦИЙ Гуго 1583-1645 - ни-дерл. юрист, историк, государственный деятель. Один из видных представителей буржуазных теорий естественного права и общественного договора. Согласно Г право и государство имеют не божественное, а земное происхождение. Государство возникает в результате договора между людьми. Учение Г. сыграло большую роль в освобождении теории государства и права от опеки теологии и средневековой схоластики.

Осн. соч О праве войны и мира 1625 . МОР Томас 1478-1535 -один из основоположников утопического социализма, гуманист-рационалист эпохи Возрождения. Выходец из буржуазной среды, он в 1529-32 занимал высший государственный пост в Англии. Был казнен по приказу короля. Гл. произв. М Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии 1516 , в к-рой рассказывается о путешествии в неведомую страну Утопию буквально место, к-рого нет. М. дал здесь развернутую критику строя, основанного на частной собственности, социально-политических отношений в Англии его времени и изображение строя, при к-ром господствует общественная собственность он впервые последовательно изложил идею обобществления производства, связав с ней идеи коммунистической организации труда и распределения.

Осн. хозяйственная ячейка идеального свободного государства Утопии - семья производство основано на ремесле. Уто-пинцы живут в условиях демократического управления, равенства в труде.

Люди работают по 6 часов в день, остальное время отдают наукам и искусству. Большое значение придается разностороннему развитию человека, соединению теоретического образования с трудом последнее - зародыш социалистических взглядов в области воспитания. М. не считал необходимым высокое развитие техники для осуществления социалистического идеала. Переход к новому строю он мечтал осуществить мирным путем. КАМПАНЕЛЛА Томмазо до пострижения в 1582 в монахи - Джованни Доменико 1568-1639 - итал. философ, один из представителей раннего утопического коммунизма.

К. разделял натурфилософские взгляды Телезио. выступал против схоластики, развивал передовые для того времени идеи сенсуализма и деизма к-рые, однако, сочетались у него с религиозно-мистическими взглядами, с увлечением магией и астрологией. За свое свободомыслие он подвергался преследованиям инквизиции. К. мечтал о единстве и благоденствии человечества. В 1599 К. пытался поднять восстание с целью освобождения Италии от испанского гнета.

Заговор был раскрыт, и К. после жестоких пыток был брошен в тюрьму, где провел 27 лет. Там он написал 1602 свою утопию Город Солнца опубликована в 1623 - об идеальном об-ве, в к-ром отсутствует частная собственность, всеобщий труд гарантирует изобилие, но существует строгая регламентация быта, власть жрецов носит, по существу, теократический характер. Свой коммунистический идеал К. обосновывал велением разума и законами природы.

Город Солнца сыграл немалую роль в развитии прогрессивной общественной мысли. БЁМЕ Якоб 1575-1624 - нем. философ-пантеист. сохранивший тесную связь с теологией. Самоучка, он не создал последовательной и стройной системы. Свои диалектические догадки о противоречивой природе вещей и мира в целом он выражал языком поэтических образов и символами, заимствованными из христианства, астрологии, алхимии и каббалы. В его соч. простое переложение библейских мифов, одухотворенное силой религиозной мечты, перемежается с глубокими наблюдениями.

Бог и природа, по Б едины, вне природы ничего нет. Во всем содержится противоречие, даже в боге заключено добро и зло. В этом раздвоении Б. видел источник развития мира. Ряд совр. западных философов проявляет особый интерес к мистической стороне учения Б. Осн. произв. Б. Аврора, или Утренняя заря в восхождении 1612 было осуждено как еретическое. Идеи Б. оказали влияние на последующее развитие философии Гаман. Гегель, Шеллинг. Соловьев, Бердяев, С. Франк и др ЭКХАРТ Иоганн Майстер Экхарт ок. 1260-1327 -нем. философ-мистик, монах-доминиканец занимал ряд высоких церковных постов преподавал в Париже, Страсбурге и Кёльне. В своих проповедях и трактатах пользовался не лат а нем. языком, доступным народу внес вклад в создание нем. философского языка.

Э представитель т. наз. апофатической отрицательной теологии, полагавшей, что бог не имеет атрибутов и не поддается определению. Согласно Э безличный и бескачественный абсолют есть чистая божественная сущность, божество, или ничто бездна как возможность любого бытия.

Первое обособление божества - бог в трех лицах, выступающий творцом мирового процесса. Человеческой душе, по Э присуще некое несотворенное единосущное богу начало свет или искра души, с помощью к-рого она проходит путь отрешения, последовательного освобождения от всех сил, образов, определений и погружается в божественное ничто, включаясь в процесс вечного порождения богом самого себя. Такая т. зр. могла быть истолкована в духе пантеизма, что делало ее неприемлемой для ортодоксального христианства.

В 1329 папской буллой мн. положения учения Э. были объявлены ложными. Идеи Э. оказали влияние на развитие нем. идеалистической философии, в частности мистики Бёме и др на воззрения Николая Кузанского и Лютера. Глубокий интерес к его взглядам проявляли Шеллинг и Гегель. Близость к идеям Э. характерна для ряда положений фундаментальной онтологии Хайдеггера. 17. Начало Ф Нового Времени общая хар-ка учений Бекона и Декарта.

В 17 веке определилась просветительско - модернистская философская парадигма, формируется вера в неограниченные возможности разума. В Новое Время в отличие от античности и Средневековья сформировалось новое представление о науке. Наукой стали заниматься ради практической пользы. Появилось стремление познать природу. Природа стала пониматься как практическое бытие и поэтому главной наукой стало естествознание. Происходит очищение философии от гуманизма и ориентация на познание объективной природы, осмысление и обобщение результатов науки, утверждение философского материализма.

Особенностью науки Нового Времени является, с одной стороны, опора на опытно-экспериментальное знание как средство достижения истины, свободное от авторитетов и догматов и, с другой стороны, успехи математики. Лидером естествознания среди наук стала механика наука о движении тел, наблюдаемых непосредственно или с помощью инструментов. Формируется механическая и метафизическая картина мира. С позиции данной картины мира трактуются все явления природы машины, созданной Творцом. В данной картине мира роль Бога сведена к минимуму - создание материи и ее первотолчка. Далее - развитие мира подчиняется законам причинно-следственных связей.

Развитие науки побуждает философов постоянно согласовывать свои представления с достижениями науки. Ф перенимает у естествознания стиль мышления, идеалы, ценности. Акцент философов 17 в на методологических проблемах. Познание рассматривается как зеркальное действительности в сознании человека. Разуму отводится роль стороннего наблюдателя. 17 в время критики Средневековой схоластики.

Наиболее ярый критик схоластики - Рене Декарт. Френсис Бекон и Томас Гобс утверждали, что построить надежное здание истинной философии можно только опираясь на опытно-экспериментальное естествознание. Именно они заложили фундамент эмпиризма источник познания - в опыте. Для эмпиризма характерно взаимодействие 2-х источников получения знания - органов чувств человека и разума.

Рене Декарт, Барух Спиноза, Лейбниц видели в математике проявление естественного света человеческого разума, который способен проникнуть в любую тайну и постичь истину. Френсис Бекон 1561 - 1626 гг. разработал доктрину философии, основанную на опытном знании и сформулировал идею универсальной реформы человеческого знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий. ФБ считал, что все проблемы общества можно разрешить на основе научно-технического прогресса.

Критиковал схоластику, призывал анализировать вещи. Основные произведения Новый органон наук старый Органон был написан Аристотелем , Новая Атлантида. Обосновал индуктивную концепцию научного познания, в основе которой лежит опыт и эксперимент, а также определенная методика их анализа и обобщения. Научное знание, по Бекону, проистекает из целенаправленно организованного опыта. ФБ выделяет 2 типа опытов 1. Плодоносные приносят непосредственную пользу человеку , 2. Светоносные приводят к новому знанию. Учение о индукции - научно-теоретическом обобщении знаний.

Индукция должна производить в опыте разделение и отбор путем необходимых исключений и формулировать выводы. Индукция - логический путь движения мысли, характеризующий переход знания от частного положения к более общему. Дедукция - наоборот - от общих положений к частному. Пример индукции три обезьяны белые - следовательно, все обезьяны белые. Пример дедукции обезьяны разноцветные - следовательно, есть обезьяны белые, черные, красные и др. Средства индукции, по Бекону, предназначаются для выявления форм и простых свойств или природ, на которые разлагаются все физические тела. Нужно исследовать не золото, воздух, воду, а их плотность, тяжесть, температуру.

Индукция должна следовать строго определенным правилам, по алгоритму. Бекон недооценил роль гипотез и возможности гипотетико-дедуктивного метода в науке. Так как опыт, которому не предшествует какая-либо теоретическая идея - не существует.

Истина по ФБ - это точное отображение предметов и явлений природы. Заблуждение - искажение зеркального отображения действительности. Истину искажают идолы ложные представления, предрассудки 1. Идолы рода - обусловлены человеческими чувствами и разумом. Чувственное познание несовершенно т.е. органы чувств , 2. Идолы пещеры - у каждого человека есть своя пещера, которые и вводят его в заблуждение индивидуальные особенности характера, воспитания, психики человека. Человек может неадекватно воспринимать объективную действительность.

Исправить это может коллективный опыт, 3. Идолы площади - неправильное употребление слов особенно на рынках и площадях. Вместе с языком мы бессознательно усваиваем предрассудки прошлых поколений и оказываемся в плену заблуждений, 4. Идолы театра - многие заблуждения коренятся в некритическом усвоении чужих мыслей, т.е. человек часто подвержен влиянию авторитетов. Все эти идолы могут быть преодолены на основе построения новой науки и внедрения индуктивного метода.

Учение Бэкона о идолах - попытка очистить сознание исследователя от схоластики и способствовать распространению знаний. Рене Декарт 1596 - 1650 гг французский философ, математик, физик, физиолог. Родоначальник рационализма - рационалистической методологии в теории познания. Средством познания сделал метод универсального сомнения, основанный на разумном скептицизме. Сомнение есть прием для нахождения безусловно достоверного знания. Знаменитое высказывание Рене Декарта Я мыслю - следовательно, существую - это тезис о том, что мы, познавая действительность, можем усомниться в чем угодно, кроме того, что человек мыслит.

В своем основном труде - Рассуждения о методе он пишет о том, что метод универсального сомнения должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайностей. Правильный метод должен быть эффективным. В отличие от Френсиса Бекона, который разрабатывал индуктивный метод и обращался к опыту, Рене Декарт обращался к разуму.

Главный метод познания для Рене Декарта - дедукция, которая опирается на аксиомы. Истинное знание свой источник находит в разуме. Истинная дедукция должна состоять в получении нового знания. Согласно Декарту, решающим свидетельством истинности знания является его внутренняя логичность, ясность и очевидность. Логическими признаками достоверности знания является всеобщность и необходимость. Данные истины невозможно вывести из опыта, так как они содержаться в разуме и присущи нам с рождения.

Однако рационалисты не пренебрегали опытом, считая его результаты подтверждением аксиом. 18. Рационалистическая метафизика в 17 в. Спиноза и Лейбниц Рационализм в теории познания XVII в. представлен учениями Б. Спинозы, Г. Лейбница. Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции, корни которого лежат в античной онтологии. Спиноза, Лейбниц относятся к приверженцам дуалистического понимания мира. голландский философ Бенедикт Спиноза 1632-1677 разработал монистическое учение о мире. Его монизм предстал в форме пантеизма в своей онтологии он отождествил бога и природу, которая выступает как природа - творящая и природа - сотворенная.

В то же время Б. Спиноза заявил о том, что существует одна лишь материальная субстанция, основными атрибутами которой является протяженность и мышление. Таким образом, вся природа является живой природой не только потому, что она Бог, но и потому, что ей присуще мышление Одухотворив всю природу, Спиноза тем самым выступил и как философ-гилозоист.

Он считал, что атрибуты материальной субстанции так же вечны, как и сама материя они никогда не возникают и не исчезают. Много внимания философ уделяет конкретным состояниям субстанции - модусам. Он их разделил на две группы модусы - вечные, бесконечные и модусы - временные, конечные. Бесконечные модусы определяются атрибутами субстанции - мышления и протяженности, а конечные - всеми остальными явлениями и вещами.

Спиноза доказывал, что движение не есть следствие какого-то божественного толчка, ведь природа причина самой себя. Движение составляет ее сущность и источник. Однако движение все же у Спинозы не атрибут, а модус правда, вечный и бесконечный. По мнению Спинозы, движение наблюдается в конкретных вещах, а субстанция лишена движения и изменения и не имеет никакого отношения ко времени. Спиноза не понял сущности самодвижения материи, хотя фактически об этом писал, когда характеризовал материю как причину самой себя источник движения, хотя и не Бог, но лишь взаимные внешние толчки модусов.

Вместе с тем Спиноза - последовательный детерминист. Он считает, что возникновение, существование, гибель явлений обусловлены объективными причинами. Он учил о причинности двоякого рода внутренней имманентной и внешней механи-ческой. Первая присуща субстанции, а вторая - модусам. С позиций детерминизма он рассматривает не только причинно-следственные отношения, но и отношения случайности, необходимости и свободы.

В своей Этике Спиноза настаивает на безраздельном господстве необходимости, исключая объективность случайности при рассмотрении субстанции. Но тогда, когда он обращается к анализу мира модусов или конкретных состояний вещей, его детерминистская концепция становится более содержательной и глубокой. В ней признается случайность как объективное явление, существующее наряду с необходимостью. Б Спиноза, различает три вида познания 1 чувственное, дающее только смутные и неистинные представления, 2 познание посредством разума, дающее знание о модусах, и 3 самый высокий вид познания - интуиция, открывающая истину.

Из установленных интуитивным путем истин аксиом выводятся дедуктивно по методу математики все остальные выводы и заключения Спиноза не мог увидеть случайность и необходимость в их единстве, однако его идеи были направлены против господствовавшего в науке телеологизма порожденной Богом целесообразности в природе Немецкий ученый и философ Готфрид-Вильгельм Лейбниц 1646-1716 к спинозовскому понятию субстанций присоединил принцип деятельной силы, или самодеятельности. В своем произведении Монадология он объявил материальные явления проявлением неделимых, простых духовных единиц - монад.

Неделимая монада не имеет протяженности и не находится в пространстве, так как пространство бесконечно делимо. Монада - это нематериальный, духовный центр деятельной силы. Монады вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем.

Они не изменяются и под внешним воздействием. Всякая отдельная монада - это единство души и тела. Внешним выражением духовной сущности монады является число. Деятельность, движение - свойство монады. Природу, считает Лейбниц, нельзя объяснить одними законами механики, необходимо ввести также понятие цели. Ибо каждая монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель. Душа - это цель тела, то, к чему оно стремится. Взаимодействие души и тела монады -это Богом предустановленная гармония. Для монад всегда характерна множественность состояний, в них постоянно что-то изменяется, но кое-что и остается прежним.

Монада - это микрокосм, бесконечно малый мир. Монады Лейбниц подразделял на три категории монады жизни, монады души и монады духа. Отсюда и все сложные субстанции он делил на три группы из монад-жизней возникает неорганическая природа из монад-душ - животные из монад-духов формируются люди. Лейбниц признавал бессмертие души и вечность субстанций, например, растительных и животных организмов В природе, по его мнению, не бывает ни рождения . ни смертей, а есть либо увеличение и развитие, либо свертывание и уменьшение. Он отрицает в развитии скачки, прерывы постепенностей.

В философии Г. Леибница рациональной основе обнаруживается сочетаниё рационализма и эмпиризма. В работе Новые опыты о человеческом разуме он критикует тезис Локка о том, что нет ничего в разуме, чего не было раньше в чувствах, за исключением самого разума. Все истины он делит на необходимые истины разума понятия субстанции, бытия, причины, действия, тождества, принципы логики, математики, морали и случайные истины факта . 19.Английский эмпиризм 17 в. проблемы познания и теории государства в учениях т. Гоббса, Дж. Локка. Гносеология Локка. Учение о первичных и вторичных качествах.

Идет от эмпиризма. Опирается на опыт, чувственные данные. Вся информация от органов чувств. Пpинцип построения разума как tabulae race - чистой доски, на котоой постепенно отражается информация от органов чувств Hет ничего в разуме, чего не было бы в ощущении, кроме самого разума.

Пpинцип эмпиpии - первичность ощущения перед разумом. 1. Интуитивные знания - чувственные знания белое, а не черное. Интуицияя - сравнительный образ, который сразу определяет что есть что. 2. Демонстративные - опираются на чувственные знания, но в сумме с логическими знаниями. 3. Сенсуативные знания - умозрительные, от органов чувств наиболее недостоверны. Пpоблема истины - проблема установления соответствия между идеями.

Пpинцип отражения. Знания концентрируются в идеях как зеркало отражает объекты. Результат опыта - идеи. Идеи могут быть простыми и сложными. Простые - отражение определенных свойств объекта. Сложные идеи идеи друга, идеи человека - комбинации простых идей. Человек начинает чувствовать в процессе сознания на этапе комбинации. Hет врожденных идей, но есть задатки к восприятию либо тех, либо иных идей. Сам процесс сознания Локк воспринимает как пассивный.

Бог является и гарантией мира материей. Когда человек углубляется в философию, бог необходим. Опыт бывает 1. Внешний информация поступает от объектов вне нас . 2. Внутренний получаем на основе обращения к самому себе. Метод интраспекции - обращение человека внутрь самого себя, размышления по пводу своего сознания. Сложные идеи могут получаться из простых методом инервации. Сложные идеи 1. Идеи субстанции 2. Идея модуса - некое состояние тела в пространстве и во времени. 3. Идея отношений например, родственные отношения - теща, сват, зять и т.д. Кондильяк в теории познания материального мира относится к сенсуалистам.

Все наши познания абстракции исходят из наших ощущений. Противостоит Беркли. Человек - некая каменная статуя. Постепенно наделяется нашими чувствами. Кpоме осязания. Субъект существует, значит отождествляет себя, например, с запахом розы, если он ощущает ее аромат. Осязание принципиально отличает свое тело от другого. Протяженность.

Нечто объективное. Субъект, противостоящий объекту. ГОББС Томас 1588-1679 - англ. философ-материалист, современник англ. буржуазной революции, во время к-рой эмигрировал в Париж, где написал свои гл. произв Философские элементы учения о гражданине 1642 и Левиафан 1651 . В 1652 вернулся в Англию. Г. развивал учение механистического материализма, использовав ряд положений материализма Ф. Бэкона. Как указал Маркс, материализм Г. становится односторонним Чувственность теряет свои яркие краски и превращается в абстрактную чувственность геометра.

Физическое движение приносится в жертву механическому или математическому движению геометрия провозглашается главной наукой Маркс К Энгельс Ф. Т. 2. С. 143 . Мир, по Г совокупность тел, подчиненных законам механического движения. К движениям и усилиям Г. сводит также духовную жизнь животных и человека. Они - сложные механизмы, всецело определяемые воздействиями извне. Отсюда Г. выводит 1 отрицание существования душ как особых субстанций, 2 признание материальных тел в качестве единой субстанции, 3 утверждение, что вера в бога есть плод воображения.

Г. отрицал объективный характер качественного многообразия природы, считая его лишь продуктом человеческих восприятий, в основе к-рых лежат механические различия вещей. В учении о знании критиковал теорию врожденных идей Декарта. Выводя все идеи из ощущений, развил учение о переработке идей сравнением, сочетанием и разделением. Утверждая, что опыт или знание единичных фактов, дает лишь вероятный истины о связях вещей, признавал все же возможность достоверного общего знания, обусловленного языком, т. е. способностью имен становиться знаками общих идей. В учении о праве и о государстве Г. отбросил теории божественного установления об-ва и защищал общественного договора теорию.

Лучшей формой государства считал абсолютную монархию, но в многочисленных разъяснениях и оговорках, в сущности, давал место революционным требованиям. Он отстаивал не монархический принцип как таковой, а неограниченный характер буржуазной по своей политике государственной власти.

Права государственной власти, по Г вполне совместимы с интересами тех классов, к-рые осуществили в середине 17 в. в Англии буржуазную революцию. В теории об-ва и государства Г. были зародыши материалистического понимания общественных явлений. 20. Эволюция английского эмпиризма Нового Времени в сторону субъективного идеализма и агностицизма - учение Дж. Беркли и Д.Юма. Родоначальник эмпиризма Фрэнсис Бэкон 1561-1626 , считая задачей ф. создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки.

Цель научного знания - в принесении пользы человеческому роду. Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике. Бэкон отрицает понимание науки как самоцели и как пути к более углубленному созерцанию природы. Наука - средство ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений. Разрабатывая свой метод, Бэкон прежде всего останавливается на основных ошибках и препятствиях, стоящих на пути человека, находящегося в научном поиске.

Он называет эти препятствия идолами и выделяет четыре вида идолов 1. Идол рода - главное препятствие на пути к познанию. Возникает из-за несовершенства человеческого разума. Для устранения 1-го идола Бэкон рекомендует сверять показания чувств с реальными объектами. 2. Идол пещеры. Возникает за счет субъективной оценки идей. Решение самокритичная оценка своих способностей. 3. Идол площади. Связан с неправильным употреблением терминов, слов, языка науки, что ведет к ложным идеям и результатам.

Решение критическая оценка соответствия терминов определяемых ими вещей. 4. Идол театра - ссылка на ложные авторитеты. Решение неприятие никаких выводов без доказательства кем бы они не были сформулированы. По Бэкону всякое познание и изобретение должно опираться на опыт, т. е. от изучения единичных фактов к общим положениям индуктивный метод. Можно выделить два случая индукции полная и неполная индукция.

В науке приходится прибегать к неполной индукции. Заключение, сделанное на ее основе не обладает строгой необходимостью. Пытаясь сделать метод неполной индукции по возможности более строгим, Бэкон считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты опровергающие его. Таким образом индуктивный метод Бэкона - это обобщение эмпирических фактов и выводов. Бэкон не отрицает теорию и дедуктивный метод. Он рассматривает два типа опытов 1. Опыты плодоносные. Они приносят сиюминутную пользу. 2. Опыты светоносные. Их истинность объясняется на основе теории.

Основным принципом метода Бэкона является единство теории и практики. Основное отличие философии Бэкона от античной философии. В античной философии происходит идеализирование общего мир идей Платона. Аристотель критикует Платона, но придерживается взгляда, что истина - от общего к частному, и что о единичном не может быть знания. Бэкон же говорит, что процесс познания может происходить путем обобщения опытных данных и таким образом может быть получено знание об общем.

ЛОКК 1632-1704 англ. философ-просветитель и политич. мыслитель. Разработал эмпирич. теорию познания и идейно-нолитич. доктрину либерализма. В центре философии Л теория познания, развитая в традиции англ. эмпиризма и материализма Ф. Бэкона противостоящая картезианству, кембриджским платоникам и университетской схоластич. философии. БЕРКЛИ 1684 - 1753 - субъективный идеализм. Б. отбрасывает материалист. исходный пункт ф. Локка и объявляет ощущения единственной воспринимаемой чел. реальностью.

Локк стремился выяснить метод, посредством которого мы приходим к идеям о материи и пространстве. Этот метод есть по Л абстракция. Б. пытается всеми доступными средствами доказать, что ум чел. не способен к образованию опис. Л абстракции. ЮМ Давид. 1711 - 1776 скептик, агностик. издал Трактат о чел. природе , Опыты нравственные и политические. Задача знания быть руководством для практ. ориентации.

При этом единств. предметом достов. знания считает объекты математики. Все др. объекты исследов. касаются только фактов, кот. не могут быть доказаны логически, а выводятся исключ. из опыта. Опыт однако понимается идеалистически. Действительность - поток впечатлений. В ф. религии он ограничивается единственным допущением, будто причины порядка во Вселенной имеют определенную аналогию с чел. разумом. Отвергает всякое богословие. Религия не может быть основой морали. БЕРКЛИ Джордж 1685-1753 -англ. философ, субъективный идеалист.

С 1734 - епископ англиканской церкви в Клойне Ирландия. Исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои идеи ощущения , Б. пришел к выводу, что существование вещей состоит в их воспринимаемости esse est percipi. Идеи, по Б усваиваются бестелесной субстанцией, человеческой душой, к-рая обладает способностями воспринимать идеи разум и в определенных пределах вызывать их или воздействовать на них воля. Стремясь избежать солипсизма, Б. признает множественность духовных субстанций, сотворенных бесконечным духом, богом, а в качестве критерия истины выдвигает яркость, общепризнанность восприятии.

Идеи потенциально существуют в божественном уме, но актуальное существование они получают в человеческом разуме. Мышление Б. сводил к механизму образования типичных представлении. Позже Б. переходит на близкие неоплатонизму объективно-идеалистические позиции, признав вечное существование идей в уме бога. С целью опровергнуть атеизм и материализм он подвергает критике понятие материи как, по Б внутренне противоречивое и бесполезное для познания.

Основа берк-лианской критики материи - идеалис-тический номинализм. Б. отвергает теорию первичных и вторичных качеств Локк, объявляя все качества чисто субъективными. Отрицая мировоззренческое значение науки, Б. считал задачей ученого научиться понимать язык творца, а не притязать на объяснение событий телесными причинами. С этих позиций отвергаются ньютоновская теория абсолютного объективно-реального пространства и теория тяготения, т, к. она говорит о естественной причине движения материальных тел, в то время как сам Б. признавал активность лишь духовной субстанции. Отрицательно относился Б. к созданному Лейбницем и Ньютоном исчислению бесконечно малых, поскольку признание бесконечной делимости реального пространства противоречило осн. положениям его философии, ведь бесконечно малое не воспринимается.

Со 2-й половины 19 в. начинается реанимация философии Б. и заимствование ее мн. школами идеализма имманентной школой, эмпириокритицизмом, прагматизмом, ранним неопозитивизмом и т. д. Ф Б. и его эпигонов в начале 20 в. подвергнута критике в работе Ленина Материализм и эмпириокритицизм. Соч. Опыт новой теории зрения 1709 , Трактат о началах человеческого знания 1710 , Три разговора между Гиласом и Фило-нусом 1713 . ЮМ Дэвид 1711-76 - англ. философ-идеалист, психолог, историк.

Задачу знания Ю. видел не в постижении бытия, а в способности быть руководством для практической жизни. Единственный предмет достоверного знания, по Ю объекты математики все др. предметы исследования - это факты, к-рые не могут быть доказаны логически, а выводятся только из опыта.

Все суждения о существовании происходят также из опыта, к-рый, однако, Ю. понимал идеалистически действительность лишь поток впечатлений, причины к-рых неизвестны и непостижимы. Вопрос о том, существует объективный мир или нет, неразрешим. Одно из осн. отношений, устанавливаемых опытом отношение причины и действия оно не может быть выведено ни из интуиции, ни путем логического анализа и доказательства.

Из того, что одно явление предшествует .др нельзя выводить, будто предшествующее - причина, а следующие за ним - ее действие. Даже самое частое повторение связи событий во времени не дает знания скрытой силы, с помощью к-рой один объект производит др. Т. обр Ю. отрицал объективный характер причинности, признавая, однако, бесспорное существование субъективной причинности в виде ассоциирования идей и порождения идей т. е. образов памяти чувственными впечатлениями.

Поток наших впечатлений не есть, по Ю полный хаос нек-рые объекты представляются нам яркими, живыми, устойчивыми, и этого, согласно Ю достаточно для практической жизни, поскольку источником практической уверенности служит не теоретическое знание, а вера. В этике Ю. развил теорию утилитаризма, объявил полезность критерием нравственности, выдвинув вместе с тем положение о наличии у людей альтруистической симпатии друг к другу в эстетике соединил тезис о вкусах не спорят с симпатиями к классицизму, а затем и реализму в искусстве в философии религии принял допущение, будто причины порядка во вселенной имеют нек-рую аналогию с разумом, однако отверг при этом всякое богословское и философское учение о боге и, ссылаясь на исторический опыт, признал дурным влияние религии на нравственность и гражданскую жизнь.

Скептицизм Ю. теоретически обосновал утилитарное миропонимание буржуазии.

Агностицизм Ю. послужил одним из гл. идейных истоков позитивизма. Осн. соч. Трактат о человеческой природе 1734- 37 , Исследование о человеческом разумении 1748 , Естественная история религии 1755 , Диалоги о естественной религии 1776 . 21. Хар-ка философских взглядов эпохи Просвещения механическая картина мира, трактовка природы человека.ю материалистические и атеистические взгляды, программа просвещения масс. Критика цивилизации, теория общественного договора Ж.Ж. Руссо. XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения научное знание, ранее бышее достоянием узкого круга ученых, теперь начало распространяться вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии.

Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального блягоденствия вот пафос эпохи Просвещения.

Эти умонастроения сформировались еще в XVII веке, были продолжены и углублены в XVIII столетии, которое осознавало себя как эпоху разума и света, возрождения свободы, рассвета наук и искусств, наступившую после более чем тысячелетней ночи средневековья. Однако есть здесь и новые акцепты. Во-первых, в XVIII веке значительно сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность. Во-вторых, критика, которую в эпоху Возрождения и в XVII веке философы и ученые направляли главным образом против схоластики, теперь обращена против метафизики.

Согласно убеждению просветителей, нужно уничтожить метафизику, пришедшую в XVI-XVII веках на смену средневековой схоластике. Вслед за Ньютоном в науке, а за Локком - в философии началась резкая критика метафизической системы, которую просветители обвиняли в приверженности к умозрительным конструкциям, в недостаточном внимании к опыту и эксперименту.

На знамени просветителей написаны два главных лозунга - наука и прогресс. При этом просветители аппелируют не просто к разуму - ведь к разуму обращались и метафизики XVII века а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных гипотез. РУССО Жан Жак 1712-78 - представитель демократического крыла фр. Просвещения, философ, социолог и эстетик, один из теоретиков педагогики. В вопросах мировоззрения Р. придерживался деизма.

Наряду с суще ствованием бога признавал также и бессмертную душу. Р. рассматривал материю и дух как два извечно существующих начала Дуализм. В теории познания придерживался хотя и признавал врожденность нравственных идеи. Как социолог Р. занимал радикальную позицию. Он резко критиковал феодально-сословные отношения и деспотический режим, высказывался за буржуазную демократию и гражданские свободы, за равенство людей независимо от рождения. Выступал против имущественного неравенства, связывая его с возникновением частной собственности, к-рую .критиковал с позиций мелкобуржуазного эгалита-ризма, проповедующего всеобщую уравнительность.

Будучи сторонником общественного договора теории. Р в отличие от Гоббса, считал, что в естественном состоянии не только не было воины всех против всех, но между людьми господствовали дружба и гармония. Осн. философские и социологические соч. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей 1755 и Об общественном договоре 1762 . ХVIII в. в истории Франции называется эпохой Просвещения.

Идеи этой эпохи во Франции наиболее яркое выражение получили в работах Ф. Вольтера, Ж Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха, Ж. Де Ламетри. Одной из важнейших характеристик философии данной эпохи является рационализм. В этот период разлагаются феодальные отношения и интенсивно развивается капитализм, потребности которого стимулировали развитие науки, техники, культуры, образования. Великие философы Франции того времени выступали очень революционно они не признавали никаких внешних авторитетов религия, понимание природы, государственный строй - всё было подвергнуто жестокой критике мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего.

В центре всех философских школ, систем, течений того времени находится, как правило, активно действующий субъект, способный познавать, изменять мир в соответствии со своим разумом. Разум рассматривается как источник всей субъективной деятельности человека.

Человек, как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира. На этой основе декларировалось право человека быть равным другому, быть свободным в своих решениях и действиях. Весь рационализм при построении философской теории исходит из установки о подобии и конечном совпадении разума и результатов человеческой деятельности. На основе этой установки человеческая сознательность была взята философами в качестве прообраза, модели всего миропорядка.

Идеалистический рационализм мистифицирует рациональный аспект взаимоотношений человека с миром и стремится доказать, что разумное, рациональное существует вне и независимо от человеческой деятельности и её объективизаций. В результате получается образ субстанции, по своим основным характеристикам аналогичной деятельности человека, в которой неразрывно связаны цель и средство, результат и действие, реализация и замысел. Представители материалистического рационализма субстанциональное, законосообразное устройство мира связывают с внутренне присущими материи свойствами.

Гольбах полагал, что Вселенная - это колоссальное соединение всего сущего и она повсюду являет нам материю и движение природа существует сама по себе. Вечное пространственно-временное существование материи и её непрерывное движение являются для французских материалистов ХVIII в. несомненным фактом. Их учение о внутренней активности материи, о всеобщем характере движения было прогрессивным завоеванием философской мысли данного периода, однако на этих воззрениях лежит печать механицизма.

Наиболее яркий пример механицизма - взгляды французского философа Жюльена де Ламетри. Он доказывал, что люди являются искусно построенными механизмами и призывал изучать человека, опираясь только на механику его тела. Гольбах говорил, что мы можем объяснить физические и духовные явления, привычки с помощью чистого механицизма, ибо всякая причина производит некоторое следствие. Для французских материалистов движение в мире - это не

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Кандидатский минимум по философии - билеты, ответы-шпаргалки

С.Л.Франк , русский марксизм Г В.Плеханов, В.И.Ленин , евразийство Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий, П.П.Сувчинский, Г.В.Флоровский, Л.П.Карсавин и др… Проблема искусственного интеллекта, 43. Познание познавательные способности,… Проблема соотношения культуры и цивилизации. 52. Этнос проблема соотношения социального и биологического, культурного…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Неоплатонизм основные имена и идеи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Структура философского знания
Структура философского знания. Структура фил. знания 1 Ядро фил - диалектика, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. 2 Гносеология теория познания - наука о то

Функции философии
Функции философии. мировоззренческая - заключается в выработке мировоззрения системного взгляда на мир 2. теоретико-познавательная - выработ-ка категорий, отражающих наиболее общие связи и отношени

Риккерт школ
Риккерт школ. Марбургская школа. Зарождение неокантианства связано с провозглашением и обоснованием лозунга Назад к Канту. МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА - одно из направлений неокантианства. Гл.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги