Феноменология Эдмунда Гуссерля

Феноменология Эдмунда Гуссерля. Феноменология греч буквально - учение о феноменах, вначале одна из философских дисциплин, позднее - идеалистическое философское направление, стремившееся освободить философское сознание от натуралистических установок резко расчленяющих объект и субъект, достигнуть собственно области философского анализа - рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные характеристики, изначальные основы познания, человеческого существования и культуры.

Если в классической философии ф введение в систему логики и метафизики, то в современной буржуазной философии Ф. выступает как метод анализа чистого сознания и имманентных, априорных структур человеческого существования Большая Советская Энциклопедия.

Тома 0-00. 0-е изд. М. Сов. энциклопедия, 0000-0000. О каких феноменах идет речь? Буквально феномен это явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, который составляет сущность того же феномена, но постигается только разумом. Разные оттенки смысла понятия феномен, представленные в Метафизике Канта и особенно в Феноменологии духа Гегеля, учитывались русской литературной критикой XIX века. В следующем столетии Николай Бердяев 0 на сопоставлении феноменального и ноуменального строил свою типологию художественного творчества Егорова Л.П. Актуализация межнаучных связей Русская литература XX века в современной школе Вопросы теории и методики.

Ставрополь, 0000. С 0-0 При всей традиционности понятия феномен философское учение о феноменах сознания сложилось только в XX веке как школа Эдмунда Гуссерля 0 , чьи фундаментальные труды стали философской классикой.

Речь шла о субстанциональных сущностях, о феноменах сознания, его интенциональности, т.е. обязательной направленности актов сознания на какойлибо предмет. Отсюда понимание интенциональности как осознаваемое и представляемое в этом вопросе у Гуссерля был непосредственный предшественник Франц Брентано 0 , который разграничил сознание как направленность на объект и данность объектов в сознании. Сознание в чистом виде абсолютное Я, которое одновременно есть центр потока сознания человека, как бы конструирует мир, внося в него смыслы. Все виды реальности, с которыми имеет дело человек, объясняются из актов сознания, и хотя мир существует объективно, понять и объяснить его может только человек.

Гуссерлианство рассматривает структуру сознания как поток феноменов идеальных объектов мысли, на которые направлено сознание. Так получают новую жизнь понятия интенция, интенциональный предмет, эйдос яркий зримый образ уже отсутствующего предмета, передающий его сущность Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 0. М 0000 Таким образом, предметом феноменологии становятся акты чистого сознания, исключающие все эмпирическое, внешнее.

Наивнонатуралистическое понимание сознания просто как образного представления предметов, когда образ восприятия предмета совпадал с ним по определению, стало отходить в прошлое. Гуссерль ставил целью выявление беспредпосылочной взятой вне какой бы то ни было эмпирики сущности и структуры познания им было введено понятие Epohe отвлечение от реалий окружающего мира, ибо для исследователя важна не сама реальность, а то, как она воспринимается и осмысливается человеком.

Отсюда проистекает общность концепций феноменологии и герменевтики человек воспринимает объекты бытия через смыслы сознания, т.е. сам вносит смыслы в осознаваемые им предметы, хотя зачастую полагает, что исследует только первичное бытие вне сознания.

Акты сознания, как отметил еще Брентано, делятся на акты представления, акты суждения, акты душевных переживаний. Если в психологии восприятие, фантазия, память, мышление, эмоциональные состояния есть переживания, содержание сознания, но сам переживаемый или воспринимаемый предмет в своей собственной сущности не исследуется, то Гусерль акцентировал различие между содержанием восприятия и воспринимаемым предметом, между субъективностью воспринимающего Я и объективностью самого предмета.

Вопреки усвоенному нашим поколением традиционному Сущность является, явление существенно Там же у Гуссерля явление вещи не сама вещь, оно переживание. Но что такое переживание? В обыденном сознании И прошлое я вновь переживаю означает, что Я погружается в сложный комплекс восприятия и оценок объективных событий, с ним происходивших. В феноменологическом смысле переживание не имеет статуса реального содержания, оно реальное содержание тоже акт восприятия.

Для субъекта между осознаваемым содержанием и его переживанием нет никакого различия. Один и тот же предмет может восприниматься как плохой или хороший, как красивый или безобразный, но в сознании субъекта то или иное качество будет реальным. Мир смысла аккумулируется в сознании индивида и в то же время он независим от этого сознания. Гуссерль исследует имманентное бытие сознания с его невидимыми и неконтролируемыми механизмами. Как писал уже в наше время философ феноменологической ориентации Мераб Мамардашвили 0 , полнота феноменальна, т.е. она может быть только в виде феномена, а не на уровне реального охвата предмета, реального прохождения всего расстояния до предмета, до наших кусков души, которые разбросаны вокруг и которые ни в какое конкретное время собрать мы не можем.

Не успеем. А феномен есть то, что сокращает, то, что своей феноменальной видимостью дает нам феноменальную полноту, реально невозможную Мамардашвили М. Лекции о Прусте М 0000. С 000 Удивительно точное описание процесса познания не только научного, но и художественного.

Философ должен иметь дело с сознанием, избавленным от иллюзий и прагматизма он ищет чистый акт сознания. Конечно, гарантия истинности такого знания остается под большим вопросом, но, тем не менее, это шаг к истине, и он не мог не привлечь внимания герменевтов. Хотя современный интерес к герменевтике упрочился лишь в середине XX века, т.е. позже общепризнанных достижений феноменологии, связанных прежде всего с именем Гуссерля, само зарождение новых герменевтических идей происходило именно в ее русле феноменологи сделали определенный шаг и в области герменевтики.

Феноменология, предложившая новую интерпретацию основополагающих понятий, не могла не учитывать многовековый герменевтический опыт. Надо заметить, что некоторая противоречивость концепций Гуссерля, его эволюция как философа определили широкий спектр воздействия его традиций на научные направления самых разных ориентации на феноменологию, герменевтику, экзистенциализм, творчески развивающих свои вопросы.

Были случаи, когда Гуссерль не узнавал собственных идей или протестовал против их искажения. Общепризнанно его влияние на литературоведение среди представителей феноменологической школы И. Пфайфер, Р. Ингарден, Э. Штайгер, Г. Башляр и др. В целом феноменологический подход, как никакой другой, оказался сопряжен с другими научными методами и подходами, был изначально положен в их основу или способствовал их актуализации.

На феноменологическое исследование структуры произведения опирался структурализм. Поскольку феноменология это конструирование мира с помощью интенции направленного сознания, и в результате такой работы сознания создается смысл, можно увидеть связь между феноменологией и рецептивной эстетикой новейшей разновидностью герменевтики, в основе которой лежит триада авторпроизведениечитателъ. Думается, что в таких случаях вряд ли можно говорить о феноменологическом методе как о таковом, дабы не лишать методологической приоритетности другие научные направления и школы, а о феноменологическом подходе как понятии более широком и достаточно дискретном, открывающем разные свои грани. 0.0.