рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия как герменевтическая деятельность

Философия как герменевтическая деятельность - Курсовая Работа, раздел Философия, Проблема семантического анализа смысловых структур докладов философской конференции УрГУ Философия Как Герменевтическая Деятельность. Приступая К Рассмотрению Основно...

Философия как герменевтическая деятельность. Приступая к рассмотрению основного вопроса первой главы курсовой работы необходимо опираться, на мой взгляд, на определение практического места философии в культурной жизни человека.

Философия занимает в человеческой культуре особое место. Будучи самосознанием общечеловеческой культуры она рефлексирует над феноменами, попадающими в предметную область как естественных, так и гуманитарных наук, выявляя из значимость для отдельного человека, человечества в целом с позиции постановки наиболее общих, вечных вопросов и ответов на них. В тоже время, какой бы проблемой не занимался философ, будь то вопросы логики, онтологии, этики или эстетики в центре ее внимания оказывается Человек, который мыслит, живет, верит, оценивает и преобразовывает мир. В отличие от естественных наук специфика любой гуманитарной дисциплины основана на том, что в центре ее всегда стоит человек, или сообщество людей.

Гуманитарные науки - науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.

М 0000. С. 000 Так, например, человек может выступать объектом естественнонаучного исследования, но с позиции отстраненности от его целостности и внутренней духовной сущности.

Пределом точности в естественных науках является идентификация а а Бахтин М.М. К методологии литературоведения Контекст - 0000. М 0000. С. 000 Конечно, такой подход присущ и некоторым гуманитарным наукам, но в них его самоосуществление невозможно в такой же степени. Это например, произошло с психологией. Специфика философии заключается в том, что ее предметная область принципиально иная. Соответственно, при этом исходный базис философских обобщений чрезвычайно широк и носит квазиэмпирический характер А.В. Панин. Это особо наглядно проявляется в специфике философского языка и точности философских концепций.

Поэтому в понятийном аппарате философии можно встретить и слова обыденного языка, и научные термины, и элементы поэзии или иного словесного творчества. Более того, в некоторых случаях философ создает собственную сетку понятий, значение которых может не совпадать с общепринятым. Таким образом возможно заключить, что философский текст является синтезом научных и художественных интерпретаций.

Исходя из сказанного отмечу, что точность в науке - это всегда предметная точность. Абсолютных же критериев точности просто не существует, если совершенно произвольно не принять за истину что иногда и делается, что таковой является математическая или логическая точность. Это равноценно утверждению, что биология не является наукой, так как она неточна по сравнению с математическим знанием. В.И. Ленин приводил удачный пример этого, когда анализировал категорию практики как критерия истины.

Можно соглашаться или нет с его философской позицией, но он был прав, говоря о его неопределенности, которая отражает специфику понятийного аппарата философии и вовсе не является негативной характеристикой. Поэтому упреки в том, что в отличие от науки, понятия философии слишком многозначны, туманны и неопределенны, частично действительно справедливы, но отражают лишь факт ее специфики. И это также сказано не в упрек математике, а лишь констатирует факт относительности понятия математической точности с общегносеологических позций.

Философские понятия и категории диалектически сочетают в себе моменты определенности устойчивости и моменты неопределенности изменчивости, которые содержатся в самом бытии. Кроме того, для философии, как опирающейся, не только на научное, но и на художественное освоение мира человеком, эстетические критерии не менее важны и по крайней мере в некоторых ее вариантах важной представляется игра понятий, которая может доставлять чисто эстетическое удовольствие.

Именно это часто придает философскому языку такой необычный характер, в котором можно встретить и понятия обыденного языка, и научную терминологию, и поэзию. Эта особенность проявляется в некоторых случаях в некоторой непереводимости философского текста на язык другой культуры. Для людей, не знающих в данном случае немецкого или французского языка, представляется затруднительным оценить содержание таких философских работ, с которыми они знакомятся лишь в переводе.

Перевод философского текста, то есть языковой системы, перенасыщенной смыслами и значениями, связанными с данной культурой, всегда представляет некоторую интерпретацию, его адаптацию к воспринимающей культуре. Различия первичного текста и перевода могут быть весьма существенны. С позиции понимания философии как гуманитарной науки в центре которой стоит человек, научная объективность и точность как предельная характеристика адекватного соответствия предметной области в естественных науках является слишком относительной и реализуется как своеобразное безразличие к исследуемому объекту.

Например, с позиции механики можно определить человека как совокупность рычагов. И это будет истинное определение в условиях данной предметной области. Но вряд ли ктонибудь согласится, что это является описанием сущности человека как такового. В опредмечивании исследуемых феноменов заключается сила науки и залог практической реализуемости ее результатов для создания инвалидной коляски приведенное понимание человека более верно, чем философские рассуждения, но в этом и ее неизбежная слабость, связанная с невозможностью выйти за границы предметной области.

Одновременно, это порождает и агрессивную экспансию науки, которая направлена на решение любых проблем, а их нерешенность в данный момент объясняется лишь временным фактором или отсутствием материальных условий средств, приборов и т.д Поэтому формой выражения гуманитарного знания является диалог, в котором активность обеих сторон субъекта и объекта очень высока и важна не точность, достигаемая за счет сильного огрубления, а глубина проникновения в исследуемый объект.

Здесь важна и тайна, и ложь а не ошибка Бахтин М.М. К методологии литературоведения Контекст - 0000. М.0000. С. 000-000 И это ни недоразвитость гуманитарного познания, как склонны считать сциентистски настроенные мыслители, а его важнейшая особенность. 0.0.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Проблема семантического анализа смысловых структур докладов философской конференции УрГУ

Нарратив и дискурс, реферат - 0. Глебов Е.В. Роль идей Н. Макиавелли в формировании концепции Москва - Третий Рим , реферат - 0. Касавин И.Т.… Практическая значимость такого исследования и выводов о возможности применения… Проблема создания СИСТЕМЫ ПОИСКА ЗНАНИЙ ЗОЛОТОЙ БИБЛИОТЕКИ КЛАССИЧЕСКИХ ФИЛОСОФСКИХ ТЕКСТОВ реализуется мной в рамках…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия как герменевтическая деятельность

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сущность познания философского текста
Сущность познания философского текста. Познание в гуманитарной науке выступает как постижение или понимание смыслов заложенных в исследуемом явлении. Понять текст и через него целостный смыс

Смысловое поле гуманитарного знания в контексте философской науки
Смысловое поле гуманитарного знания в контексте философской науки. В первом параграфе работы мной показано, каким образом философский текст выступает объектом гуманитарного знания, в его наиболее ш

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ. В первой главе курсовой работы мной проведен анализ феноменологического опыта анализа семантики философского текста. Из результатов исследования первой главы

Специфика философского познания человека
Специфика философского познания человека. В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе, является социальным. Кроме того, человек, являющийся субъектом познания с

Предмет и функции социальной философии
Предмет и функции социальной философии. История философии насчитывает более двух с половиной тысячелетий. За это время накопилось множество определений философии, но до сих пор не утихают споры о т

Государственный образовательный стандарт Специальность
Государственный образовательный стандарт Специальность. Философия, квалификация - философ, предмет - социальная философия Природа социально-философского познания деятельность как способ существован

Программа курса социальная философия философского факультета УрГУ
Программа курса социальная философия философского факультета УрГУ. Предмет социальной философии 0. Социальная философия в ее отношении к другим философским дисциплинам. Возможна ли не - соци

Иерархическая статистика ключевых слов по весу элемента в определении понятия социальная философия
Иерархическая статистика ключевых слов по весу элемента в определении понятия социальная философия. Рассмотрев в предыдущих параграфах определение социальной философии приведу семантическое определ

Иерархия статистики ключевых понятий докладов философской конференции
Иерархия статистики ключевых понятий докладов философской конференции. наук 2. 000 научного 3. 000 отношения 4. 000 представленных 5. 000 социальной 6. 000 социальности 7. 000 философии 8. 00 взаим

Семантический анализ докладов философской конференции
Семантический анализ докладов философской конференции. Азаренко С. А. Перспективы социально топологического способа описания в современном обществознании, реферат - 00 1. 1. 000 социальные 2. 000 т

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги