рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие власть в философском и политологическом значении

Работа сделанна в 2005 году

Понятие власть в философском и политологическом значении - раздел Философия, - 2005 год - Человек в дискурсе власти : на материалах современной философии Понятие Власть В Философском И Политологическом Значении. Понятие Власть Отно...

Понятие власть в философском и политологическом значении. Понятие власть относится к числу широко употребляемых власть родителей, власть семьи, власть привычки, власть чувств, власть предрассудков, власть разума, власть старших, власть денег, власть религии, власть идеологии, судебная власть, власть мафии, партийная власть и т.д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других.

Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом, там происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей.

И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны.

Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убежденности в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения. Сами по себе перечисленные мотивы имеют большое значение для эффективности власти и ее долговечности.

Здесь важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присущи общественной жизни. Это своеобразная плата за жизнь в обществе, ибо жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно. Другими словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна. Сказанное позволяет дать в самом первом подходе определение власти как таковой т.е. независимо от ее конкретных форм. В своем общем значении понятие власть означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Конечно, каждая форма проявления власти заслуживает внимания и изучения. И этим занимаются соответствующие научные дисциплины. Социологию же интересует власть, являющаяся ядром социальной системы общества, ее организационным и регулятивно-контрольным началом.

Она определяет все другие институты и отношения в самой социально-экономической системе общества. Прямо или косвенно власть в обществе воздействует на развитие всех других общественных систем - экономической, политической, духовной и др. К понятию политическая власть, конечно, применимо общее, приведенное выше определение власти как таковой, как широкого понятия, имеющего многочисленные формы проявления. Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими.

Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра системы властных органов принятия решений широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

Таким образом, политическая власть характеризуется способностью и возможностью для тех, кто ею обладает, проводить свою волю в руководстве и управлении всем обществом государством, оказывать определяющее воздействие на поведение народных масс с помощью средств, находящихся в распоряжении государства, мобилизовывать на достижение поставленных целей и программ большие массы людей, регулировать отношения между отдельными группами людей в том числе ради стабильности и общественного согласия.

Понятие власти, таким образом, применяется ко многим сферам межличностных взаимодействий, создавая возможность для незаметной подмены плоскостей рассмотрения, а следовательно, перенесения выводов, сделанных, например, в организационной области, на политическую, и наоборот.

Вследствие этого исследователи, занимающиеся проблемой власти, часто вынуждены признавать зыбкость, теоретическую ненадежность результатов исследований власти, а также смутность самого этого понятия. Вполне естественно поэтому на первое место выдвигается проблема определения власти, связанная с наличием той или иной концепции властных отношений, создаваемой на базе определенной философской или общесоциологической теории.

На современные исследования власти, включающие как определение этого понятия, так и последующую концептуализацию, сильное влияние оказал М.Вебер. Многочисленные последователи продолжили и развили в свете новых эмпирических и теоретических изысканий основные линии признанного классическим веберовского анализа. Вебер не ограничивал формы проявления власти исключительно принуждением и насилием, признавая роль убеждения, влияния, авторитета и т.п. Феномен власти анализируется им с различных точек зрения психологической, социологической, экономической, политической, этической.

Этот многосторонний подход в дальнейшем распался в западной политической науке и философии на множество дивергирующих подходов, сконцентрированных на каком-либо одном аспекте власти - психологическом, социальном или политическом. Одни исследователи рассматривают власть прежде всего как политическую категорию, которая не может быть применена к индивидуальным отношениям.

Власть есть функция организации ассоциаций, создания и упорядочивания групп или функция самой структуры общества. Сторонники более широкого подхода к изучению власти предлагают одновременно признать также существование индивидуальной формы власти, отличной от политической власти, но имеющей с ней определенное сходство. Т.Парсонс, например, усматривает суть индивидуальной власти в том, что она выражает отношение господства одного индивида над другим посредством манипулирования позитивными и негативными санкциями.

Это отношение, по Парсонсу, может быть сравнимо с обменом в экономической области, посредством которого стороны взаимно предлагают друг другу материальные блага или инструментальные услуги. Политическая же власть в отличие от индивидуальной - символическое и интернализованное средство господства, цель которого - организация коллективного действия. Парсонс проводил параллель между природой и ролью власти в политической сфере и властью денег в экономике.

Наконец, третья категория политологов и политических философов полагает, что власть во всех ее формах представляет единый феномен. Так, согласно Г.Лассуэллу и А.Каплану, уделявшим большое внимание проблеме соотношения политики и психологии, политическая наука занимается властью в целом, во всех ее существующих формах. Основной тенденцией рассмотрения властных отношений является их психологизация. Власть определяют чаще всего как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого.

Фокусирование внимания на том, что власть есть отношение, т.е. на реляционном аспекте - характерная черта веберианской традиции, подразумевающей возможность волевого воздействия одних индивидов и групп на другие. Согласно обобщенному реляционному определению, власть - это такие отношения между социальными единицами, когда поведение одной или более единиц ответственные единицы зависит при некоторых обстоятельствах от поведения других единиц контролирующие единицы.

Для более смягченного варианта этого определения власть есть потенциальная способность, которой располагает группа или индивид, чтобы с его помощью влиять на другого. Сохраняя момент принудительности, характерный для Вебера, некоторые авторы определяют власть как способность одного индивида или группы осуществлять свою волю в отношении других - либо через страх, либо отказывая в обычных вознаграждениях, либо в форме наказания и вопреки неизбежному сопротивлению все эти способы воздействия представляют собой негативные санкции.

Общим моментом этих определений является то, что властные отношения интерпретируются в них прежде всего как отношения двух партнеров, воздействующих друг на друга в процессе взаимодействия. Глава 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Человек в дискурсе власти : на материалах современной философии

Без преувеличения можно сказать, что любая социально-политическая доктрина отводит проблеме власти и механизмам ее реализации центральное место. Это одна из основных категорий и одна из самых дискуссионных проблем… Концепции власти простираются от проблем рассмотрения этого феномена в рамках коллективного социального действия до…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие власть в философском и политологическом значении

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Воля к истине и дискурсивная природа власти Мишель Фуко
Воля к истине и дискурсивная природа власти Мишель Фуко. У постмодернистких авторов понятие власти интерпретируется совершенно иначе, ей придается метафизический и надындивидуальный статус. Прежде

Функционально- инструментальный статус человека в системе вещей
Функционально- инструментальный статус человека в системе вещей. Вся биосфера целиком в пределе грозит превратиться в некий архаический остаток, место которого - на помойке истории. Впрочем,

Симулякры повседневности и перспективы культуры потребления
Симулякры повседневности и перспективы культуры потребления. Наслаждение знаками вины, отчаяния, насилия и смерти заменяет, по мнению Бодрийара, настоящие вину, тревогу и даже смерть в полной эйфор

Субъект-шизофреник как продукт симулякра
Субъект-шизофреник как продукт симулякра. Смерть субъекта термин полемически направлен против представления о своевольном, своевластном индивиде буржуазного сознания просветительской, романтической

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги