Мифологическое мировоззрение

Мифологическое мировоззрение.

Мировоззрение это система общественных представлений о мире в целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об отношении человека к окружающей действительности. Если рассмотреть античный мир, то сущность мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя, при котором мир воспринимался, как жизнь одной огромной родовой общины, и в мифе они обобщали все многообразие человеческих отношений и природных явлений. В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии природа, общество и человек слиты в единое целое.

В мифе нет абстрактных понятий, в нем все очень конкретно, персонифицировано, одушевленно. Мифологическое сознание мыслит символами каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. В мифологическом образе собрано много позитивных человеческих качеств, которые в ком-то одном, конечно, очень редко сочетаются, потому это и выражено в мифологической форме. Миф живет в своем, особенном времени времени первоначало, первотворения, к которому неприложимы человеческие представления о течении времени.

Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры. Мысль в мифологическом сознании была объектом внутреннего восприятия, она не думалась, но обнаруживалась в своей явленности, так сказать, виделась и слышалась. Мысль была, по существу, откровением, не чем-то искомым, а навязанным, убедительным именно в своей непосредственно данности.

Этот тип мифологического мышления Юнг назвал предсуществующим, не способным обнаружить себя в качестве такового и защищенным от саморефлексии структурой господствующих в нем символов. Образность в мифе неотделима от мысли, так как она и представляет собой ту форму, в которой закономерно осознается впечатление и, соответственно, событие. Миф становится способом миропонимания в первобытной культуре, способом, которым она формирует свое понимание истинной сущности бытия, т.е. миф выступает в роли своеобразной философии или метафизики древнего человека.

Общепринятой теории мифа нет до сих пор, поэтому необходимо познакомится с самыми известными из выдвигавшихся гипотез. Первую серьезную философию мифа создал итальянский ученый Дж. Вико, который полагал, что мифы складываются как игра фантазии, вызванная интуитивным ощущением присутствия высших сил и страхом перед ними. Ему же принадлежит мысль, что различные типы мифов возникают на разных уровнях общественного развития.

Первые люди, как бы дети рода человеческого, неспособные образовать родовые понятия вещей, естественно, были вынуждены сочинять поэтические характеры, т.е. фантастические роды или универсалии, чтобы сводить к ним как к идеальным портретам все отдельные виды. И он же продолжает Поэтическая мудрость первая мудрость язычества должна была начинать с метафизики, не рациональной абстрактной метафизики современных ученых, а с чувственной и фантастической метафизики первых людей, так как они были совершенно лишены рассудка, но обладали сильными чувствами и могущественной фантазией.

Юм Д. предположил позже, что человеческие страхи и надежды заставляли людей персонифицировать закономерности природы, поскольку древние рассматривали ее по своему образа и подобию как наделенную чувствами, страстями, а затем телом. Первобытный человек не обладал жаждой познания нового, у него не было и не могло быть правильного понимания причинно-следственных связей, не хватало слов для аналитической мысли, не было умения логично мыслить.

Миф это ошибочное объяснение явлений при недостаточных средствах и возможностях для познания. Миф становился продуктом или особого типа мышления первобытного мышления, или образного выражения эмоций, или, наконец, подсознания первобытного человека. Миф не объяснение явлений, т.е. не теория, а выражение веры, переживаемой как действительность. В первобытной культуре миф выполняет важнейшую функцию он выражает и обобщает верования, обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает целесообразность обрядов и культов, содержит практические правила человеческого поведения.

Поэтому миф не праздный продукт полудетского воображения, а активная социальная сила. Ни в коем случае нельзя считать миф поэтическими упражнениями слабого интеллекта. Миф является прагматическим законом, определяющим религиозную веру и моральную мудрость, подобно священным книгам Библии, Корану и т.д. Миф для первобытного человека это подтверждение некоей предполагаемой исконной действительности, он как бы прецедент, оправдывающий действие коллектива, идеальный образец традиционных моральных ценностей, традиционного образа жизни и магической веры. Современные представления о мифе при всей их разноплановости позволяют сделать некоторые, самые общие заключения 1 мифы это попытка людей осмыслить свое бытие и как бы вжиться в них, сознательно слиться с ними с помощью эмоциональных и логических ассоциаций 2 особенности мифологического мышления связаны с нехваткой общих абстрактных понятий отсюда потребность выражать общее, универсальное через конкретное.

Например, в шумерском языке не было слова убить, использовался оборот голову палкой ударить.

Кроме того, мифологическое мышление отождествляло причинно-следственную зависимость с близостью, сходством, чередованием 3 миф отражает интуитивно распознаваемую сознанием первобытного человека закономерность и упорядоченнсоть явлений природы в форме ритмичности, цикличности движения своих образов 4 структура мифов отражает, выражает определенные особенности психики человека 5 миф связан с коллективным опытом, который для индивида был объектом веры как мудрость предков.

Индивидуальный опыт не мог изменить ее, миф как вера предков, как дело веры самого субъекта не подлежал проверке, не нуждался в логическом обосновании, отсюда коллективно-бессознательная природа мифа 6 миф отражал закономерности природы, ввиду слабости абстрактного мышления персонифицировал их, связывал их с сознательно действующей волей, отсюда основное действующее лицо мифологии божество 7 мифология средство самовыражения человека.

Это древнейшая и вечная форма проявления творческих способностей человека. Именно поэтому система мифов, мифологии разного типа обнаруживают себя в основе всех форм и типов человеческой культуры. Проблема истины в мифологии и в науке. Конечной целью любого вида познавательной деятельности мифологической, художественной или научной является постижение истины. Мировоззренческие истины такого масштаба, в которых раскрывается смысл Вселенной, смысл общественной, национальной или личностной жизни, открываются человеку в мистическом опыте.

Опыт этот не похож ни на чувственный, ни на технологический, ни на интеллектуальный. Более того, при погружении в мистическое состояние человек отключает свои органы чувств и свой интеллект и созерцает мир неким особым образом, неким шестым чувством. основная цель восточного мистицизма утверждает Ф.Капра достижение такого мировосприятия, при котором все явления воспринимаются как манифестации одной и той же высшей реальности.

В этой реальности восточные мистики видят первосущность Вселенной, лежащую в основе всего многообразия наблюдаемых нами предметов и явлений. Знание, полученное в мистическом опыте, целостно и потому непротиворечиво. Оно не может быть передано в категориях рассудочного мышления, ибо рассудку по природе его свойственно анализировать, измерять, классифицировать и оценивать или, как говорил Флоренский, раздроблять мир, порождая тем самым противоречия и антиномии.

По словам Ф. Капры, высшая реальность вообще не может быть объектом рефлексии или передаваемого знания. Она не может быть адекватно описана словами, поскольку лежит вне области чувств и интеллекта, из которой происходят наши слова и понятия. Мистическое знание почерпывается человеком из собственного подсознания, которое замыкается, по мнению многих исследователей Я.Э. Голосовкер, Ф. Капра, В.В. Налимов, на подсознание или сознание космическое.

И открывается оно человеку не в виде абстрактных идей или чувственных образов, а в виде смыслообразов или символов, которые, в силу указанной ограниченности языка, с трудом переводятся на обычный разговорный язык. В мифологических повествованиях много возможных в обычной жизни эпизодов, образы предполагают богатые возможности интерпретации и не могут восприниматься буквально.

Поэтому язык мифологии лучше подходит для описания мистического мировоззрения, чем наш повседневный язык. Согласно Ананде Кумарасвами, миф являет собой максимальное приближение к абсолютной истине, которую нельзя выразить словами. Истина мифа, следовательно, есть знание, соответствующее высшей, созерцаемой в мистическом опыте, реальности и раскрывающее ее смысл. Или короче истина мифа есть знание, раскрывающее смысл созерцаемой в мистическом опыте реальности.

Под это определение подходят и религиозные истины, поскольку в основании всякой религии лежат канонизированные в русле наиболее глубокой мистической идеи мифы. Мифологическая истина отличается от любой другой научной, технологической, художественной, нравственной только рамками и спецификой того опыта, вербальным выражением которого она является. Поэтому истина вообще, истина как таковая, может быть определена под такое знание, которое раскрывает в вербальной форме смысл того или иного вида человеческого опыта, той или иной сферы человеческой деятельности.

Или по другому истина есть знание, имеющее смысл в рамках той или иной формы человеческой деятельности, в которой она и находит свое обоснование и свои критерии. Поскольку истина есть знание, она неизбежно субъективна, поскольку знания обладают смыслом, оно открывает дорогу к реальности. Мифологическая истина отличается от всех других спецификой заключенного в ней мифологического же опыта. Миф многослоен. Он содержит в себе опыт и рассудочной деятельности, и технологической, и художественной, и нравственной.

И каждый вид опыта, облекаемый в знания, порождает соответствующие истины. Все они могут быть обнаружены в мифе. Но они лишь вплетены в повествовательную ткань мифа и никак не определяют специфику мифологического мировосприятия и миропонимания. Специфика эта определяется опытом мистическим. Знания, добытые в таком опыте, не укладываются на плоскость рассудка и передаются в виде мифологических образов, доступных для восприятия масс. Основная масса людей воспринимают мифологические повествования буквально, значительно меньшее иносказательно символически и только совсем немногие понимают их истинный смысл.

Мифологическая истина стала быть, заключена в мифологических образах, глубокий мистический смысл которых понимается лишь немногими посвященными. Примечания. 1Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.Учпедгиз.1957. 2-Грушевицкая Т.Г Садохин А. П. Концепции современного естествознания.

М. Высшая школа,1998. Глава2. .