Индивидуальное и общественное сознание

План Введение 1.Историческое развитие понятия сознание 2. Структура сознания 3. Общественное сознание 4. индивидуальное сознание Заключение Введение Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание.Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с помощью языка с другими людьми.

В этом смысле сознание есть общественный продукт, сознание есть не что иное, как осознанное бытие. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.

Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания. Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит я человека и его не - я. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие.

Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение я от не - я - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека. Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что человек не только изменяет форму того, что дано природой в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного отношения.

Мое отношение к моей среде есть мое сознание писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.

И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т. д. Историческое развитие понятия сознания Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы что представляет собой душа Как она соотносится с предметным миром С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания.

Одни исходили из познаваемости, другие - что попытки понять сознание тщетны также, как попытка из окна увидеть себя идущим по улице. Первоначальные философские взгляды не содержали строгого различения между сознанием и неосознанным, идеальным и материальным. Так, например, Гераклит основу сознательной деятельности связывал с понятием логос, означавшим слово, мысль и сущность самих вещей.

Степенью приобщенности к логосу объективному миропорядку определялся качественный уровень развития человеческого сознания. Точно также и в трудах других древнегреческих авторов психические, мыслительные процессы отождествлялись с материальными движение воздуха, материальных частиц, атомов и т.д Впервые сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений была выявлена Парменидом.

Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противоположность духовного и материального. Так, например, Платон создал грандиозную систему мира идей единой основы всего сущего развивал концепцию о мировом, самосозерцающем, бестелесном разуме, являющимся перводвигателем космоса, источником его гармонии. В античной философии активно развивались идеи сопричастности индивидуального сознания человека мировому разуму, которому придавалась функция объективной универсальной закономерности. В средневековой философии сознательная человеческая деятельность рассматривается как отблеск всемогущего божественного разума, что являлось убедительным доказательством сотворенности человека.

Выдающиеся мыслители средневековья Августин Блаженный и Фома Аквинский, представляющие различные этапы развития философско-теологической мысли, последовательно и основательно рассматривали вопросы внутреннего опыта личности в сознательной и психической деятельности в связи с самоуглубленным постижением связи души и божественного откровения.

Это способствовало выявлению и разрешению актуальных специфических проблем сознательной деятельности. Так, в этот период было введено понятие об интенции как об особом свойстве сознания, выраженном в его направленности на внеположный объект. Проблема интенции присутствует и в современной психологии является также важной составляющей методологии одного из наиболее распространенных междисциплинарных направлений теории познания феноменологии.

Наибольшее влияние на разработку проблем сознания в Новое время оказал Декарт, который главное внимание акцентировал на высшей форме сознательной деятельности самосознании. Сознание философ рассматривал как созерцание субъектом своего внутреннего мира как непосредственную субстанцию, противостоящую внешнему пространственному миру. Сознание отождествлялось со способностью субъекта иметь знание о собственных психических процессах. Существовали и другие точки зрения.

Лейбниц, например, разрабатывал положение о бессознательной психике. Французские материалисты XVIII века Ламетри, Кабанис обосновывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и себе самом. В целом материалисты Нового времени рассматривали сознание как разновидность материи, движение тонких атомов. Сознательная деятельность напрямую связывалась с механикой мозга, выделением мозга или со всеобщим свойством материи И камень мыслит.

Немецкий классический идеализм составил особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Основополагающим принципом развития сознания являлся по Гегелю исторический процесс становления Мирового духа. Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.

В XIX веке возникают различные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума, проповедующие иррационалистические подходы к оценке человеческой духовной деятельности Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие. К.Маркс и Ф.Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировали идею вторичности сознания, его обусловленностью внешними факторами и прежде всего экономическими. Марксизм активно использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии.

Структура сознания

В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие ... Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знан... Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в с... В этом плане оно отличается от субъективного в смысле субъективной реа... Индивидуальное сознание - сознание человеческого индивида первичное. О...

Заключение Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики.

Сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, это отражение предметной действительности в ее отдельности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства. В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта в сознании отражаемое выступает как предстоящее субъекту. Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности.

Для конкретных людей оно носит объективный характер. Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно. Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам. В конечном итоге общественное сознание трансформируется в индивидуальное мировоззрение.

Список литературы Семинарские занятия по философии Учебник. Под ред. К.М. Никонова М. Высшая школа, 1991 287с. А.Г. Спиркин. Основы философии Учебное пособие для вузов М. Политиздат, 1988 592с. Введение в философию Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 Под общ. ред. И.Т. Фролова М. Политиздат, 1989 458 с. Основы философии.

Ч. 2. Социальная философия Учеб. пособие. Изд-во Том. ун-та. Перм. отд-ние, 1991. 276 с. Философия учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону Феникс, 1998 576 с. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М Политиздат, 1975.