Общие представления об идеальном государстве

Общие представления об идеальном государстве. Как было замечено выше, IV в до н.э. ознаменовался тем, что кризис полисной системы в Греции являлся несомненным фактом. Пытаясь разрешить вставшие перед полисом проблемы, Платон предлагает свою концепцию переустройства государства, уделяя при этом особое внимание разрешению наиболее острых социальных проблем.

В основе идей мыслителя о воспитании лежало положение о жесткой социальной стратификации, однако, существующая действительность резко расходилась с его воззрениями. Платон рисовал идеальное государство во главе с философами, которых защищают воины и которым в свою очередь все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники. Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием.

По его разъяснению каждому гражданину справедливость отводит особое занятие и положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в гармоническое целое. Наилучшая государственная система должна обладать рядом черт нравственной, экономической и политической организации, которые вместе обеспечивают решение самых важных задач. Во-первых, такое государство должно обладать силой собственной организации и средствами ее зашиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения. Во-вторых, оно должно осуществлять систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами.

В-третьих, оно должно руководить духовной деятельностью и творчеством. Выполнение всех этих трех задач означало бы осуществление идеи блага как высшей идеи, правящей миром. Устройства государства, противоположные идеализированному Платоновскому. Своему идеальному аристократическому государственному устройству Платон противопоставляет четыре других.

В трактате Государство Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ и государств заключена в господстве корыстных интересов, обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке ухудшения государственности, извращения совершенного типа, нарастания корыстных интересов в их строе. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты совершенного строя.

Она появляется, когда появляется частная собственность на землю и дома, происходит превращение свободных в рабов. Это ведет к вырождению идеальной аристократии и возникновении тимократии. Там побоятся ставить мудрых людей на государственные должности, потому что там уже нет подобного рода простосердечных и прямых людей, там будут склоняться на сторону тех, что яростны духом, а также и тех, что попроще скорее рожденных для войны, чем для мира, там будут в чести военные уловки и ухищрения, ведь это государство будет вечно воевать.

Люди этого государства отличаются жадностью, грубостью и сребролюбием. Удовольствиям, пишет Платон, они предаются втайне, убегая от закона, как дети от старого отца, ведь воспитало их насилие, а не убеждение. Платону ненавистны войны, особенно между эллинами. У людей уже заметно стремление к обогащению, и при участии жен спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

Олигархия строй, основывающийся на имущественном цензе. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых и бедных, которые не участвуют в управлении и которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. В этом государстве как бы два государства одно - бедняков, другое богачей. У бедных появляется ненависть к бездельникам-богатым, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии Демократия. Демократия, на мой взгляд пишет Платон осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию. В этом государстве будет полная свобода и откровенность и возможность делать что хочешь.

В таком обществе к власти может придти человек, который не имеет способности к управлению и не добродетелен, но ему оказывается почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе.

Однако, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, она ещ более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана.

Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство. Тирания наихудший тип государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей, подозрение в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательств, очищения государства от всех тех, кто мужественен, великодушен, богат.