Взгляды Платона на систему воспитания

Взгляды Платона на систему воспитания. В проектах преобразования общества Платон много уделял и воспитанию личности. Цель воспитания всегда заключается в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций, поскольку у Платона в его проектах общественные функции как уже отмечалось, выполняемые гражданами, различаются, то соответственно различаются и цели воспитания. В первом проекте, мыслитель ориентируется на сословие стражей, из которого должны выйти правители и воины, соответственно исполняющие управленческую и защитную функции.

Таким образом, цель воспитания состоит в формировании либо воина, либо администратора. В принципе, тот факт, что Платон дает воспитание лишь высшей прослойке своего идеального общества с точки зрения жизненных реалий того времени в Древней Греции государство в основном представляло привилегии в образовании и воспитании лишь узкой прослойке гражданского коллектива. В более поздних размышлениях, уже не наблюдается столь выраженного классового подхода к цели воспитания, мыслитель стремится охватить воспитанием практически всех граждан, а не только какую-то избранную для этого группу, то есть цель воспитания заключается в том, чтобы подготовить законопослушных граждан, способных к исполнению любой общественной и государственной должности. А само воспитание подразделяет на духовное и физическое.

Объектами воспитания у Платона становятся граждане любого возраста, причем как мужчины, так и женщины.

Причем необходимость воспитания женщин Платон объясняет сугубо с практической точки зрения поскольку он считал, что женщинам необходимо участвовать наряду с мужчинами во всех общественных делах, в защите и охране полиса. Поскольку означилась яркая заинтересованность государства в воспитании граждан, то вполне объяснимы будут факты проявления государством своей власти в тех или иных вопросах. Прежде всего, Платон не может допустить, чтобы средства воспитания оказывали бы на граждан какое-нибудь отрицательное воздействие.

Поэтому он пытается поставить их под жесткий контроль со стороны государства, так как главными средствами воспитания в совершенных полисах являются мифы, песни и пляски, то большое внимание мыслитель уделяет их сочинителям, поэтам. В заключении стоит обобщить, что в основу была положена мыслителем афинская система воспитания с ее идеалом калокагатии, а спартанская система привнесена в качестве элемента милитаризованного гимнастического воспитания.

Наряду с этими наиважнейшими частями воспитания, религиозное воспитание представляет необходимую составляющую часть системы воспитания, поскольку вмещает в себя практически все средства и методы воспитания. При этом роль государства в системе воспитания Платона является доминирующей и определяющей.