рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Новаторская философия Иммануила Канта

Работа сделанна в 1999 году

Новаторская философия Иммануила Канта - Реферат, раздел Философия, - 1999 год - Филиал Казанского Университета Экономики Управления И Права Факультет Психоло...

Филиал Казанского университета экономики управления и права Факультет психологии Новаторская философия Иммануила Канта Реферат по истории зарубежной философии Выполнила ст. IV курса ОЗО Бутякова Г.А. Проверил кандидат философских наук Гайков А.В. Набережные Челны, 1999г. Содержание Введение 2 1. Немецкая классическая философия 2. Иммануил Кант 2.1 Личность и творчество 2.2 Творчество в докритический период 2.3 Руссо и Кант проблема цивилизации и человека 2.4 Бессмертные идеи Критики чистого разума 2.5 Революция в способе мышления 2.6 Возможна ли и как возможна свобода 3. Заключение 14 Список литературы 15 Введение На нынешнем этапе истории осуществляется коренная ломка привычных стереотипов, устоявшихся, догматизированных представлений.

Рождается новое мышление. И ведь это происходит не первый и не последний раз в человеческой истории.

В такие времена философия, откликаясь на ускорение исторического процесса, обычно рождала, применяла и усовершенствовала диалектические идеи примы, методы, позволяющие овладевать в мысли вс более стремительным развитием общества и истории. Проблему - задачу эту можно считать вечно, возникающей вновь на каждом витке развития цивилизации. А начиналось е решение с того, что английский философ XVII веке Ф. Бэкон называл расчищением площади ума от сковывающих его идолов, призраков.

И разве не сходная задача стоит перед нами сегодня В том же веке французский мыслитель Р. Декарт выдвинул и систематически развил идею о необходимости методического сомнения в унаследованных знаниях, проверки их на содержательность, осмысленность и доказательность - и эта великая идея вместе с другими идеями французского философа стала сегодня остроактуальной. В эпоху особой актуализации тех или иных философских идей прошлого возникает вызов и для них самих некоторые из философских идей - в том виде, в каком они были первоначально выдвинуты и сформулированы подвергаются уточнению, критике, а то радикальному пересмотру им на смену приходят существенно отличные философские идеи. Так было, например, в новое время с идеей свободы.

Тогда возникли незнакомые прошлому философские идеи, с помощью которых обосновывались всеобщие, не знающие никаких исключений права человека. Но то, над чем бились философы, начиная с глубокой древности и в новое время не потеряло своего значения.

Философские идеи не рождаются и не существуют в неком изолированном самостоятельном царстве чистого духа, чистой мысли. Они живут и обновляются в контексте действительной исторической жизни вполне определнных, реальных индивидов. Место их существования - проблема, вокруг которой, было так много споров и фантастических, хотя и не беспочвенных вымыслов это и есть мир реальной истории, а конкретнее, мир сознания, общения, действия индивидов, мир человеческих цивилизации и культуры.

В последнее десятилетие вс больше приходилось сосредоточивать внимание на уточнении концепции социально - исторической обусловленности философской мысли и е обратного влияния на общество. В центре обновлнной концепции, стоят понятия цивилизация, эпоха, историческая ситуация. Противоречия современной цивилизации - е взлты и откаты, и стремительный бег, невиданное ускорение и вдруг душные времена, мертвящие зоны застоя, наконец, самый страшный парадокс угроза уничтожения цивилизации, и не какой-то внешней силой, а творениями самой цивилизации - вот что в конечном счте заставляет на пороге нового столетия и нового тысячелетия высветить именно цивилизованные аспекты человеческого бытия, как они видятся сквозь призму исторической философии.

Из необозримого множества отдельных периодов, шагов исторического развития философии представляют проблему противоречия человеческой цивилизации и человека цивилизации поистине выдающие мыслители. Можно выделить особо мыслящих и тревожащихся о цивилизации мыслителей Запада, таких как досократики, Сократ, Платон, Аристотель, Дж. Бруно, И. Кант. Эти мыслители сильнее других утвердили идеи, без сохранения и развития которых человечество не спаст сво создание, цивилизацию, оказавшуюся столь хрупкой.

Эти великие, такие старые и такие новые мировоззренческие идеи единство, целостность мира, Вселенной Космоса и человека единство свободы и ответственности, прав и свобод личности единство индивида и человечества, индивида и народа, народа, нации, народов человечества.

Эти мыслители какими бы проблемами ни занимались - размышляли ли, писали ли о природе, космосе и Боге, об атомах или идеях, о познании или логике, мысли вс равно возвращались, к вопросу о человеке, его свободе, достоинстве, традициях его судьбы. В работах мыслителей можно сконцентрироваться на общей проблеме трудного становления Человека Цивилизации и вокруг идей философов, которые внесли особый вклад в рождение, развитие, защиту общечеловеческих гуманистических ценностей. 1. Немецкая классическая философия Иммануила Канта 1724-1804 считают родоначальником немецкой классической философии - грандиозного этап в истории мировой философской мысли.

Охватывающего более чем столетие духовного развития - напряжнного, очень яркого по своим результатам и важного по своему воздействию на человеческую духовную историю. Он связан по истине с великими именами наряду с Кантом это И. Г. Фихте 1762-1814, Г. Гегель 1770-1831, Л. А. Фейербах 1804-1872 - все они в высшей степени оригинальные мыслители.

Прежде всего мыслителей немецкой классики, объединяло исходное понимание роли философии в истории человечества, в развитие мировой культуры. Гегелю, принадлежат крылатые слова Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении. И представителям немецкой классики удалось запечатлеть ритм, динамику, запросы своего тревожного и бурного времени - периода грандиозных социально-исторических преобразований.

Они обратили свои взоры и к человеческой истории как таковой, и к человеческой сущности. Кант, Фихте, Гегель возносят философию высоко, т. к. мыслят е как строгую и систематическую науку, науку как специфическую по сравнению с естествознанием. Вторая особенность немецкой классической мысли заключается в том что ей выпала миссия придать философии облик широко разработанной и значительно более дифференцированной, чем раньше, специальной системы дисциплин, идей и понятий, системы сложной, отдельные звенья, которой взаимосвязаны в единую интелектуальную цепь философских абстракций.

Именно немецкая классика, несмотря на свою трудность при усвоении, смогла оказать огромное воздействие не только на культуру, но и на социальное действие. Кант и другие представители философски рассуждают о мире - о мире в целом, о закономерностях е развития. Это так называемый онтологический аспект философии - учение о бытие. В тесном единстве с ним строится учение о познании, т. е. Теория познания, гносеология.

Философия разрабатывается и как учение о человеке, т. е. философская антропология. Вместе с тем классики немецкой мысли стремятся рассуждать о человеке, исследуя различные формы человеческой деятельности, в том числе социальную жизнедеятельность человека. Они размышляют об обществе, общественном человеке в рамках философии права, нравственности, всемирной истории, искусства, религии - таковы были в эпоху Канта дисциплины философии. Еще задолго до Канта охватывалось понятие метафизика.

Немецкой классической философии была присуща метафизика в смысле целостного мировоззренческого подхода. Поэтому третья особенность этой философии заключается в проложении пути новому по отношении к метафизике методу мышления и познания - методу диалектизму, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, приложимый к исследованию всех областей человеческой жизни. Диалектические идеи проходят через всю немецкую классическую философию, обогащаясь и развиваясь от одного философского учения к другому.

Четвертый момент - это некоторые общие принципы подхода к проблеме исторического развития. В трактовке развития общества прилагаются рациональные мерки и критерии историческое развитие предполагается исследовать не с помощью прозрения - интуиции, а научно - теоретически. Законы истории понимались как принципы исторической разумности. Немецкие философы полагали, что главным двигателем истории являются взгляды, идеи, побуждения людей, т. е. идеальные мотивы, объединяемые в понятия сознания, духа, мышления, познания, центральных для немецкой классической философии.

И наконец, последнее, что объединяет немецкую классику в единое целое в своем рассмотрении человека и истории эта философия чтко и ясно сконцентрирована на вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей. Немецкая классическая философия является непреходящим достижением философской мысли, к которому примыкают и многие другие философские достижения человечества немецкой классики.

Она потому имеет общечеловеческое значение, что пыталась ответить на вопросы, которые человечество задавало себе с самого начала развития философии, на те вопросы, которые оно задат себе и сегодня. Философия немецкой классики и в наши дни продолжает свою жизнь как относительно единое образование. Но немецкая классическая философия - созвездие, которое состоит из ярчайших звзд. На всю последующую жизнь человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры.

И одна из самых ярких этих звзд - Иммануил Кант. Жизнь и поистине бессмертные идеи Канта станут предметом наших дальнейших размышлений. 2. Иммануил Кант 2.1.

Личность и творчество

антропологический вопрос главный для философии. Его мысль начинает участвовать в обновлении философии Германии. После окончания университета в 1746 году Кант вступает в новый путь он... . Проникая в глубину истории философии, Кант осваивает одновременно таки...

Творчество в докритический период

В 1755 году написана третья диссертация О философской монадологии. Тол... Тему цивилизации и цивилизованного человека он будет затем поднимать в... Под влиянием цивилизации. Как решить, как с ним справиться. Без цивилизации он не выбрался бы ни из животного состояния, ни из сос...

Бессмертные идеи Критики чистого разума

Почти каждая эпоха читает Критику чистого разума по-своему, видит в не... А практический разум - это способность некоторые предметы производить,... . В предисловии к первому изданию своего произведения Кант объясняет его... Он исследует проблемы, которые принадлежат к самой сердцевине творчест...

Революция в способе мышления

е. с. 491-492 Кант не случайно связывает свободу с умопостигаемым миром идей... . Нельзя понять человека ни как свободное существо, если просто связать ...

Заключение

Заключение Начало и конец кантовской Критики чистого разума - это принцип свободы, автономия нашей воли. Важно, кроме того, что у Канта строится на утверждении нравственной вменяемости человека. Это значит какими бы обстоятельствами, приведшими к тому или другому поступку, человек себя ни оправдал, свободен поступить так или иначе.

Мы ниоткуда свободу не возьмм, если не решимся быть свободными. А поскольку у Канта моральный закон ссылается на свободу, а свобода - на моральный закон, поскольку они инициируют друг другу, то быть нравственным - значит быть свободным. Без свободных нравственных решений и поступков, наших собственных и других людей, в мире не утвердятся и не сохранятся свобода, и нравственность. Как человеческие, разумные существа, мы вменяемы в отношении свободы и нравственности.

Поэтому каждому из нас и всем нам вместе может быть предъявлен строгий нравственный иск. Да и сами мы не можем не вершить такой суд над собой. Я привержена этим выводом Канта. Закончить разговор о Канте хотелось бы его бессмертными словами - помещнные в Заключении Критики практического разума, они раскрывают суть и замысел свей его философии. Две вещи наполняют душу всегда новым и вс более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них это звздное небо надо мной и моральный закон во мне. И то и другое мне нет надобности искать и только предполагать как нечто окутанное мраком или лежащее за пределами моего кругозора я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования.

Первое начинается с того места, которое я занимаю во внешнем чувственно воспринимаемом мире, и в необозримую даль расширяет связь, в которой я нахожусь, с мирами над мирами и системами систем, в безграничном времени их периодического движения, их начала и продолжительности.

Второй начинается с моего невидимого я, с моей личности, и представляет меня в мире, который поистине бесконечен

Список литературы

Список литературы 1. Бахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта Опыт совр. прочтения Критики чистого разума. М. Наука, 1986. 2. Введение в философию, М 1989. 3. Гулыга А. Кант, М 1981. 4. История философии в кратком изложении, М. Мысль, 1991. 5. Кант И. Соч. т.2, т.6. 6. Кант И. Трактаты и письма Вступит. ст. А.В.Гулыги - М. Наука, 1980. Памятники философ. мысли. 7. Маркс К Энгельс Ф. Соч. т.20. 8. Методическое пособие по философии, М. Политическая литература, 1973. 9. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей, М. Политическая литература, 1991. 10. Современная западная философия словарь, М. Политическая литература, 1991. 11. Философия Канта и современный идеализм, И.С.Андреева, И.И.Ремезова, Л.А.Боброва и др. Отв. ред. И.С.Андреева, Б.Т.Григорьян АН СССР, ИНИОН, М. Наука, 1987. 12. Философия, основные идеи и принципы Под ред. А.И. Ракитова, М. Политиздат, 1990. 13. Философия учебник для высших учебных заведений, Ростов нД. Феникс, 1997. 14. Философский словарь, изд. Политическая литература, М 1985.

– Конец работы –

Используемые теги: Новаторская, Философия, Иммануила, Канта0.078

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Новаторская философия Иммануила Канта

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Новаторская философия Иммануила Канта
Рождается новое мышление.И ведь это происходит не первый и не последний раз в человеческой истории. В такие времена философия, откликаясь на ускорение исторического процесса,… И разве не сходная задача стоит перед нами сегодня В том же веке французский мыслитель Р. Декарт выдвинул и…

История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая. Философия XV-XIX вв.. Сборник Философия эпохи Возрождения. Итальянские гумманисты XIV-XV вв. У истоков гуманизма. Антропоцентризм. Флорентийские платоники. Философия Николая Кузанского. Социально-филосо
http filosof historic ru books item f s z... История философии Запад Россия Восток книга вторая Философия XV XIX вв Сборник...

Философия всеединства Вл.Соловьева. Персоналистическая философия Н. Бердяева
Основное место в философии Соловьева занимает идея всеединства которая последовательно реализуется в его онтологии гносеологии антропологии и... Владимир Соловьев попытался создать картину мироздания основанную на идее... Понятие Философия всеединства мыслится им в конечном счете в связи с проблемами практического разума моральной...

Античная философия и философия средневековья
Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным… Интеллектуальные открытия греков хотя и не столь популярны, но едва ли не… Античная философия представляет собой единство содержания, метода, цели. В содержании философия стремится к…

Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение
Термин философия возник из соединения двух греческих слов phileo любовь и sophia мудрость и означает любовь к мудрости... Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии иКитае... Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их...

Философия И. Канта
Он не искал славы, не добивался власти, не знал деловых волнений. Почти все разновидности современной философии, так или иначе, восходят к Канту.… Возможно лишь познание "явлений", т.е. того, что возникает в результате… В философии Канта нравственное соединено с идеей божественного.

Философия Канта
Воздействие науки на человека двойственно. Прежде чем предложить ему действительные знания, она разрушает массу фик- тивных представлений, долгое… На- ука разрушает ложную и наивную уверенность, часто не будучи в состоянии… Напротив, чем дальше заходим мы в вглубь истории, тем решитель- нее заявляет о себе 1мнимые всезнание. 0Такие разные…

Этические взгляды Иммануила Канта
С трехсотых годов до н. э когда этику впервые обозначили как особую область исследования, до сегодняшних дней интерес к ее осмыслению не ослабевает.… Среди классиков немецкой философии Кант уделил наибольшее внимание… Предки его были выходцами из Шотландии. Отец, Иоган, был седельным мастером. В его семье царил дух благочестия,…

Критическая философия Канта
Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его "критикой… Это конечно материализм. Но дальше К идеалист.Идеализм состоит в убеждении,… Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещ. к кот. приложимы формы…

Биография Иммануила Канта. Догматические и критические этапы творчества
Канта принято называть основоположником немецкой классической философии . Действительно, почти все виды классического и современного… Канта сравнивают с Сократом, ибо философия его человечна. Древнегреческий… Идеи Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они звучат на данном этапе развития…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Иммануил Кант Им посвящено несколько работ Основы метафизики нравственности 1785, Критика практического разума 1788, Метафизика нравов 1797, Об изначально злом в… В данном случае разум Кант понимает как практический разум, а не… Кант исходит в построении своей системы нравственности из наличия доброй воли как сущности нравственности. Кант…
  • Лекция 8. Немецкая классическая философия И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, И. Фихте Основные понятия... Трансцендентальность вещь в себе Априорное знание апостериорное знание... Текст лекции...
  • Философия Канта З а к л ю ч е н и е П р и м е ч а н и е Список использованной литературы 3 - Самый главный предмет в мире это человек, ибо он для себя своя… В этой работе учение кантовского критицизма применяется, во-первых, к… С развитием анатомии и физиологии человека и высших животных усиливается тенденция распространить принцип…
  • Философия Канта З а к л ю ч е н и е П р и м е ч а н и е Список использованной литературы 3 - Самый главный предмет в мире это человек, ибо он для себя своя… В этой работе учение кантовского критицизма применяется, во-первых, к… С развитием анатомии и физиологии человека и высших животных усиливается тенденция распространить принцип…
  • Философия права Канта И все же наиболее яркое и точное, на мой взгляд, определение ценности права выражено в кантовском положении о том, что право человека является самым… Вовсе не случайно в сочинениях Канта, затрагивающих вопросы права, неизменно… Этическая мысль М 0000.С.000 В последующих своих работах философ в ряде случаев использует указанное определение также…