рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Абсолютный идеализм Гегеля. Тождество мышления и бытия

Абсолютный идеализм Гегеля. Тождество мышления и бытия - раздел Философия, Гегель Абсолютный Идеализм Гегеля. Тождество Мышления И Бытия. Став Философск...

Абсолютный идеализм Гегеля. Тождество мышления и бытия.

Став философской классикой, творчество Гегеля отнюдь не потеряло актуальности. Идеологическая борьба XX века теснейшим образом связана с осмыслением гегельянства, попытками его использования, спорами с ним. Некий современный исследователь даже склонен обозначать холодную войну как великое противостояние Востока и Запада по вопросу интерпретации философии истории Гегеля. По крайней мере, на русскую идеологию влияние Гегеля неоспоримо.

Общеизвестно, что его учение в снятом виде входит в марксизм, и Ленин перед революцией конец 1914 г. видит свою задачу именно в том, чтобы избавиться от господствующих вульгарно-механистических, не-гегельянских пониманий марксистской теории, вернуть марксизм к его истокам, к диалектике. Читая Науку логики, он записывает такую фразу Нельзя вполне понять Капитал Маркса не поняв всей Логики Гегеля. Следовательно, никто из марксистов не понял Маркса полвека спустя Значимость гегелевской философии для нынешнего момента, не говоря уже о ее общенаучной ценности, не подлежит сомнению.

Центральной частью наследия Гегеля является его логика, изложенная в двух вариантах в виде самостоятельной работы Наука логики, т. н. Большая логика и в качестве первой части Энциклопедии философских наук т. н. Малая логика. Для первоначального ознакомления более подходит Малая логика, которая излагает основы гегелевской логики более сжато и, в некотором смысле, популярно. Вот что писал о ней Энгельс в письме к Марксу Ограниченный рассудок естествоиспытателей может использовать только отдельные места большой Логики напротив, изложение в Энциклопедии как будто создано для этих людей а так как я не могу и не хочу избавить этих господ от наказания изучать самого Гегеля, то здесь настоящий клад. Вообще замысел Энциклопедии состоит в том, чтобы свести в рамки единого сочинения все философское знание, достижения всех наук, как это делается в обычных энциклопедиях.

Однако, в отличие от них, философская энциклопедия, во-первых, излагает не все содержание наук, а лишь их рациональную сторону, ту, которая принадлежит философии, и, во-вторых, эти сведения располагаются не в произвольном порядке, а систематически в последовательности порождения понятий свободным развивающимся только из самого себя мышлением.

Другими словами, данное сочинение представляет собой попытку нарисовать на основе гегелевского учения целостную и всеобъемлющую картину мира, указать место в ней отдельных отраслей человеческого знания.

Энциклопедия по крайней мере, теоретически не предполагает особой подготовки читателя, поскольку она сама же и является справочником, в ней излагается весь необходимый материал с самых основ. Энциклопедия делится на три части согласно следующей схеме I. Логика - наука об идее в себе и для себя. II. Философия природы как наука об идее в ее инобытии. III. Философия духа как идея, возвращающаяся в самое себя из своего инобытия.

С логики, как с начальной ступени развития идеи, и начинается изложение философии. Поскольку мысль Гегеля чрезвычайно методична и строга, знание общих принципов должно позволить сравнительно легко сориентироваться в каждом конкретном моменте его философии. Это предполагает, что основное внимание будет уделено формальной стороне учения, возможно, в ущерб содержательности однако при первом знакомстве с Логикой такой подход представляется оправданным. Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля.

На объективной идеалистической основе он развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафорный способ мышления, господствовавший как в идеалистических, так и материальных течениях философии. Кантовской вещи самой по себе он противопоставил диалектический принцип сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которых лежит мировой разум, абсолютная идея или мировой дух. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель - в самопознании.

В процессе самопознания разум мира проходит 3 этапа пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе категорий и законов диалектики развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы развивается не сама природа, а лишь категории развитие идеи в мышлении и в истории человечества история духа. На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.

Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход от количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия противоречие движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения.

В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов. Однако гегелевская философия проникнута глубоким противоречием. Что же это за противоречие Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания.

Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью - самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершится последней ступенью - самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля. Противоречие между методом и системой Гегеля есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противоречие у Гегеля отнюдь не диалектично, ибо не является источником дальнейшего развития.

В системе Г. Гегеля бытие рассматривается как первая, непосредственная и весьма неопределенная ступень в восхождении духа к самому себе, от абстрактного к конкретному абсолютный дух лишь на мгновение материализует свою энергию, а в своем дальнейшем движении и деятельности самопознания он снимает, преодолевает отчужденность бытия от идеи и возвращается к самому себе, так как сущность бытия составляет идеальное. Для Гегеля подлинное бытие, совпадающее с абсолютным духом, есть не косная, инертная реальность, а объект деятельности, полный беспокойства, движения и фиксируемый в форме субъекта, то есть деятельно.

С этим связан и историзм в понимании бытия, который берет свое начало в немецком классическом идеализме. Правда, история и практика здесь оказываются производными от духовной деятельности. Установка на рассмотрение бытия как продукта деятельности духа характерна и для философии конца XIX начала XX веков. При этом по-новому истолковывается само бытие.

Основная тенденция в развитии представлений о бытие совпадает с тенденцией развития научного знания, которое преодолевает как натуралистичски-объективистскую трактовку бытия, так и субстанциальный подход к нему. Это выражается, в частности, в широком проникновении в научное мышление таких категорий, как функция, отношение, система и т.д. Это движение науки во многом было подготовлено критикой представлений о бытие как субстанции, осуществленной в гносеологии, например, в работах немецкого философа-неокантианца Э. Кассирера. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Гегель

Философия не обладает таким же предметом как например естественные науки, в том смысле, что предмет философии не локализован в пределах той или иной… Выдающимся представителем немецкой классической философии является Георг… Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника.Изучал философию и телеологию в Тюбингенском университете. …

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Абсолютный идеализм Гегеля. Тождество мышления и бытия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Этапы самораскрытия Абсолютной идеи
Этапы самораскрытия Абсолютной идеи. Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г. В.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги