рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Этапы самораскрытия Абсолютной идеи

Этапы самораскрытия Абсолютной идеи - раздел Философия, Гегель Этапы Самораскрытия Абсолютной Идеи. Учение О Государстве Гегеля. Свое...

Этапы самораскрытия Абсолютной идеи. Учение о государстве Гегеля.

Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель. Он утверждал, в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало абсолютная идея. В своем произведении Философия права Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства.

Он признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общей воле, но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общей воли из воли отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечто объективное, само по себе разумное начало, независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц. Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума.

Он оспаривал тезис сторонников договорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения и охраны свободы личности и собственности. По мысли Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей.

Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней быть достойным членом государства. Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет разумная воля, но не знает даже того, чего хочет он сам. Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного происхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, а в конечном счете против идей и целей буржуазно-демократической революции.

По сути дела, гегелевская формула Все действительное разумно оправдывала феодально-абсолютистский строй Прусского государства. Если идеологи революционной буржуазии развивали свободные от религии взгляды на государство, то Гегель в утонченно-мистической форме возрождал религиозно-теологическое учение о нем. В его Учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.

Характеризуя понятие, Гегель правильно отмечает, что оно не есть только общее. Общее, взято само по себе, вне связи с особенным, т.е. с тем, что отличает одно явление от другого, бессодержательно. В реальной действительности, а следовательно и в понятии общее, особенное и единичное также неразделимы, как тождество и различие в сущности явлений. Раскрывая многократность понятия, единство различных сторон в самой действительности, Гегель приходит к выводу, что истина лишь постольку есть истина, поскольку содержит в себе в единстве различные, в том числе и противоположные, стороны реального.

В этом смысле Гегель утверждает абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Понятие у Гегеля - это процесс теоретического мышления, возведенный в абсолют. Активность мышления и всей сознательной, целесообразной практической деятельности людей, преобразующей мир, идеалистически истолковывается Гегелем как творчество, самопознание абсолютной идеи, обнаруживающей в себе все то, что непосредственно, на поверхности выступает как развитие природы и общества.

Таким образом, признавая развитие и пытаясь дать его картину, Гегель изображает его как процесс познания, осуществляющийся в лоне абсолютной идеи. В своем учении о познании Гегель ставит также вопрос об отношении теоретического познания к практической деятельности, пытаясь вскрыть единство и взаимодействие между теорией и практикой.

Развивая положение Канта и Фихте об активности познающего мышления, Гегель показывает, что преобразование действительности и познание ее составляют единый процесс. В этом отношении Гегель идет дальше материалистов 17 18 вв которые рассматривали процесс познания созерцательно, т.е. преимущественно как воздействие предмета на познающий субъект и соответственно восприятие этого воздействия субъектом. По Гегелю практика есть деятельность мышления, а в конечном итоге космическая деятельность абсолютной идеи, которая творит мир, познавая себя. Логический процесс развития завершается у Гегеля понятием абсолютной идеи, которая вначале отчуждает свое бытие, сообщает ему движение, в результате которого бытие становится содержательным.

Затем она обнаруживает себя как сущность, как понятие и, наконец, благодаря развитию понятия как абсолютная идея, которая выступает как систематическое, многообразное единство всех сторон, логических определений, характеризует не только мир как целое, но и его познание.

Если логика, по Гегелю, есть наука об идее в себе и для себя, то философия природы характеризуется им как наука об идее в ее инобытии. Гегель не объясняет, как происходит переход от чистой логической идеи к природе, он просто декларирует, что абсолютная идея, познав свое собственное содержание, решается из самой себя свободно отпустить себя в качестве природы. Значит ли это, что было время, когда еще не существовало природы и абсолютная идея существовала сама по себе, так сказать, в чистом, обнаженном виде На этот вопрос у Гегеля нет сколько-нибудь убедительного ответа.

Абсолютная идея, по Гегелю, существует вне времени, природа также не имеет начала во времени. Как же можно в таком случае утверждать, что абсолютная идея предшествует природе Ведь и сам Гегель вынужден признать, что дух есть дух, лишь будучи опосредствован природой. И тем не менее Гегель солидаризируется с христианским догматом о сотворении мира Богом из ничего.

Он лишь переделывает его на свой лад для согласования с основными положениями своей идеалистической системы. Поэтому Гегель говорит Мир сотворен, сотворяется и теперь и был вечно сотворен эта вечность выступает перед нами в форме сохранения мира. Главными формами природного бытия абсолютной идеи являются механика, физика, органика. Характеризуя механику, Гегель рассматривает пространство, время, материю, движение, всемирное тяготение. Идеалистически истолковывая эти основные понятия механики, Гегель пытается логически вывести материю из времени и пространства.

При этом он все же вынужден признать, что не существует пустых, незаполненных времени и пространства, из чего, вопреки его идеалистическому утверждению, следует, что время и пространство представляют собой формы существования материи. Как говорилось выше Логика делится на три части. Первый член, первая сфера Гегель иногда называет члены триады сферами непосредственное единство исходного понятия.

Поскольку любая множественность обязательно подразумевает противоречие хотя бы изначальное между единым и многим, то Гегель говорит, что данный член триады содержит противоречие в себе, подразумеваемое, но не положенное противоречие. В пределах логики которая сама, напомним, занимает первую позицию в глобальной триаде Логика Природа Дух рассматриваемая сфера может быть названа сферой бытия. Таким образом, первый член триады, построенной на каком-либо понятии это бытие взятого понятия.

Поскольку первая логическая сфера сфера бытия, то отношение с собой выступает тут в виде непосредственности, а принцип движения понятий в виде перехода в другое. Вторая часть гегелевской Логики, как замечает и сам Гегель, более других трудна для понимания, она содержит более запутанные и сложные понятия. Вообще определение сложности, если его понимать в значении составленности из частей сложенности, применимо только ко второму члену триады первый и третий, наоборот, характеризуются простотой цельностью, единичностью.

Ветвящаяся множественность второй сферы способна породить изощренные и необычайно разнообразные логические конструкции, и не зря в глобальной триаде вторым моментом выступает природа, бесконечное многообразие материального мира. Второй член триады это единственный ее член, характеризующийся свойством конечности Вторые же определения, которые суть некая сфера в ее различенности, представляют собой дефиниции конечного. Если первый и третий моменты тотальности представляют ее в виде единства соответственно простого и опосредованного, то второй момент это тотальность как разграниченная, как сумма определений, и, следовательно, причастные второму началу категории будут нести на себе печать ограниченности, конечности.

Вообще при знакомстве со второй сферой может сложиться пренебрежительное отношение к ней, впечатление о ее неполноценности. Второе начало это отрицание, распад, расчленение, дурная бесконечность. Однако Гегель говорит, что вторая сфера это благость бога, который, как бы по своей бесконечной доброте, отпускает свою видимость в непосредственность и дарит радость существования.

Понятия третьей сферы наиболее конкретны, наиболее богаты смыслом, поскольку они включают все бесконечное многообразие определений второй сферы. Однако в собственной принадлежности третьего члена только этот переход, этот скачок от бесконечно увеличивающейся конечности к простой, замкнутой в себе, абсолютной бесконечности. Поэтому описания понятий, причастных последнему моменту триады, скупы и в значительной мере сводятся к констатации объединяющего характера этих понятий.

Гегель заканчивает Логику категорией абсолютной идеи, в которой третье начало выражено с максимальной силой если ограничиваться первым томом Энциклопедии вот как она описана Когда говорят об абсолютной идее, то можно подумать, что здесь наконец мы услышим настоящее объяснение, что здесь будет непременно дано все. Истинным содержанием идеи является, однако, не что иное, как вся система, развитие которой мы проследили.

Можно также сказать, что абсолютная идея есть всеобщее как абсолютная форма, в которую возвратились все определения, вся полнота положенного ею содержания. Абсолютную идею можно сравнить в этом отношении со стариком, высказывающим то же самое религиозное содержание, что и ребенок, но для первого оно является смыслом всей его жизни. Как писал Энгельс, абсолютная идея Гегеля абсолютна лишь постольку, поскольку он абсолютно ничего не способен сказать о ней, то есть всеохватность оборачивается в ней практически полной бессодержательностью.

Это и неудивительно она зеркальный двойник чистого бытия, бескачественного начала гегелевской спекуляции. Абсолютная идея представляет собой совокупность всех знаний, которые были или когда бы то ни было, будут получены человечеством как таковая она недостижима и есть лишь предел последовательности сменяющих друг друга картин мира. Однако для Гегеля, объективного идеалиста, идея существует сама по себе до природы и человека и является их причиной.

Движение в первой сфере логики, сфере бытия, выступало в форме перехода в другое, оно сопровождалось потерей бытия объекта, во второй в форме видимости в другом, рефлексии. Движение в сфере понятия это, наконец, полноценное развитие, где новый объект диалектически одновременно и тождественен исходному, и отличен от него поскольку все, что имеется в новом понятии, уже присутствовало в себе в старом. Движение понятия мы должны рассматривать как игру полагаемое этим движением другое на деле не есть другое.

Как уже говорилось выше, из трех философских методов, относящихся к сфере формальной логики, метафизика сопоставляется у Гегеля с первым членом триады, а кантианство со вторым. Третьим моментом в данном случае выступает учение непосредственного знания Ф. Г. Якоби, провозгласившее, что мышление постигает только особенное, конечное, а истина с его помощью недостижима. Истина предмет интеллектуального созерцания, веры, она то, что дано непосредственно любое же опосредование превращает истину в ложь. По сути, Якоби пытается пробиться сквозь рамки рассудка, пытается увидеть реальность за разграничивающими ее познавательными абстракциями.

Но при этом он остается в рамках конечного формально-логического метода Только обыденный, абстрактный рассудок берет определения непосредственности и опосредования как самостоятельные, абсолютные определения и мнит, что в них он обладает устойчивостью различения таким образом, он создает себе непреодолимые трудности, когда хочет их соединить.

В этом учении рассудочное философствование фактически возвращается к своему началу, к картезианской метафизике. Путь его развития окончен, триада метафизика кантианство непосредственное знание завершена. Требуется следующий шаг переход от рассудка к разуму, от формальной логики к диалектике, от систем XVII-XVIII вв. к философии Гегеля. 4. Категории и принципы диалектического мышления. Учение Гегеля об истине.

Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и не зависимо от человека и его сознания объективное содержание чувственного эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития. В идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов Платон, Августин, или как согласие мышления с самим собой теория когеренции, с его априорными формами Кант. По Гегелю, истина есть диалектический процесс развития знания, в котором достигается соответствие понятия предмету мысли.

Точка зрения сторонников субъективно-идеалистического эмпиризма состоит в понимании истинности как соответствии мышления ощущениям субъекта или как соответствия идей стремлениям личности к достижению успеха прагматизм, либо, как наиболее простой взаимосогласованности ощущений. Общая черта различных концепций истины в современной западной философии отрицание объективности содержания знания.

Признание объективности истины принципиально отличает марксистскую концепцию от прагматических, конвенциалистских трактовок и различных форм релятивизма. На каждом историческом этапе человечество располагает относительной истиной - приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием. Признание относительности истины связано с неисчерпаемостью мира и бесконечностью процесса его познания. Истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины оно обладает объективно истинным содержанием, является необходимым этапом развития человеческого познания, своим 17 объективным содержанием включается в последующие этапы познания.

Абсолютная истина - такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Одним из основных принципов диалектического подхода к познанию является признание конкретности истины, что предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей, тенденций его развития.

Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом реальных условий, конкретной обстановки. Критерий истины находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а заключается в практике. Процесс достижения истины, в особенности в социально-гуманитарном познании, предполагает сопоставление и соревнование идей, научных дискуссий, критику и преодоление реалистических форм сознания и социальных иллюзий, анализ соотношения идеологических и научно-теоретических форм отражения социальной реальности, выяснение социально-практических и мировоззренческих предпосылок теоретических построений. Стремясь последовательно провести принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление абсолютную идею не как неподвижную, неизменную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой.

В силу этого абсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание всего мирового процесса.

В этом смысл известного положения Гегеля о том, что абсолютное должно быть понято не только как предпосылка всего существующего, но и как его результат, т.е. высшая ступень его развития. Эту высшую ступень развития абсолютной идеи составляет абсолютный дух - человечество, человеческая история. Мышление по сравнению с чувственными восприятиями представляет собой высшую форму познания внешнего мира. Мы не можем чувственно воспринимать то, чего уже нет прошлое, то, чего еще нет будущее.

Чувственные восприятия непосредственно связаны с объектами, предметами, воздействующими на наши органы чувств наука же обнаруживает, открывает явления, которых мы не видим, не слышим, не осязаем. Однако, как ни велико значение мышления, как ни беспредельны возможности теоретического познания, мышление базируется на данных чувственного опыта и без него невозможно.

Гегель в силу свойственной ему идеалистической недооценки чувственных данных не увидел глубокого диалектического единства рационального и эмпирического, не понял, как из чувственных восприятий внешнего мира мышление черпает свое содержание. Содержание мышления содержание науки, по мнению Гегеля, есть ему одному одному лишь мышлению присущее содержание оно не получено извне, а порождено мышлением. Познание, с этой точки зрения, не есть обнаружение того, что существует вне нас, вне мышления это - обнаружение, осознание содержания мышления, науки.

Выходит, следовательно, что мышление и наука познают свое собственное содержание и познание оказывается самосознанием духа. В конечном итоге Гегель приходит к фантастическому выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления - абсолютной идеи, т.е. Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом, согласно учению Гегеля.

Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии все действительное разумно, все разумное действительно. Мышление отражает объективную реальность, и, поскольку оно правильно ее отражает, можно говорить о разумном взгляде на мир. Истина - это не готовый результат познания, навсегда данный, она постоянно развивается логические формы, в которых развивается истина, имеют объективный характер. 5.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Гегель

Философия не обладает таким же предметом как например естественные науки, в том смысле, что предмет философии не локализован в пределах той или иной… Выдающимся представителем немецкой классической философии является Георг… Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника.Изучал философию и телеологию в Тюбингенском университете. …

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этапы самораскрытия Абсолютной идеи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Абсолютный идеализм Гегеля. Тождество мышления и бытия
Абсолютный идеализм Гегеля. Тождество мышления и бытия. Став философской классикой, творчество Гегеля отнюдь не потеряло актуальности. Идеологическая борьба XX века теснейшим образом связана

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги