рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Смысл и направление развития истории

Работа сделанна в 2004 году

Смысл и направление развития истории - Реферат, раздел Философия, - 2004 год - Единство и многообразие мировой истории: причины и факторы Смысл И Направление Развития Истории. Проблема Смысла Истории Заключена В Воп...

Смысл и направление развития истории. Проблема смысла истории заключена в вопросе зачем для чего развивается существует исторический процесс? С этим вопросом тесно связан и другой в какую сторону - прогрессивную или регрессивную движется история общества? Рассмотрим ответы философов на эти вопросы. Концепция освобождения души индийская классическая философия, Платон, неоплатоники и др Смысл земной жизни человека и человеческой истории заключается в получении земного опыта, духовном просветлении и преодолении привязанности к материальному миру. Тело - темница души, а земной мир - жизнь не настоящая, а только подготовка к подлинной духовной жизни в Высших Мирах. Концепция духовно-космической эволюции эзотерическая философия - Махатмы, Е.П. Блаватская.

Е.И. Рерих и др Во многом близка концепции освобождения души. Здесь смысл истории видится в развитии духовной сущности человека и расширении его сознания, что позволяет ему преодолевать телесную ограниченность и преображаться в высокоразумное духовное космическое Существо, способное жить как в материальном, так и в духовном тонком мирах.

Концепция провиденциализма христианская философия - Августин и др 3 Исходный тезис божественное провидение управляет человеческой историей, преследуя неведомые человеку цели. Тем не менее предполагается, что существует высшее, совершенное состояние общества, к которому и движется исторический процесс.

Идеалистические концепции рассматривают историю как осуществление высших принципов нечеловеческого пропохождения. Характерный пример - теория Г. Гегеля, в которой оказывается развитие Абсолютного Духа. Человеческая история - одна из ступеней этого процесса.

Цель его - самопознание и освобождение Абсолютного Духа. Марксистская концепция К. Маркс и последователи. Смысл истории заключается в развитии человека и его сущностных сил. Несмотря на внешнее сходство этой точки зрения с концепцией духовно-космической эволюции, она существенно отличается от нее. Здесь развитие человека рассматривается скорее в количественном, нежели в качественном смысле, и никакое его онтологическое преображение не предполагается.

Вопрос о направленности истории. На него имеется четыре основных ответа. 1 В природе и в обществе происходит постоянный круговорот. Все рано или поздно возвращается на круги своя. Так думали древние индийские и греческие философы. 2 Существует прогрессивное развитие общества, т. е. его восхождение от менее совершенного состояния к более совершенному Кондорсе, Гердер, Гегель, Маркс, Блаватская, Рерих и др Важное значение приобретает вопрос о критериях прогресса.

Что указывает на то, что общество прогрессивно развивается? Наиболее известные ответы - духовное развитие человека интеллект, разум, этические принципы, духовные силы, расширение сознания - расширение свободы человека - овладение силами природы - развитие производительных сил - продвижение по пути объединения в единое сообщество. 3 Единой линии исторического прогресса не существует западные философы XX в Прогресс и регресс - две взаимосвязанные тенденции. Прогресс в одном означает регресс в другом.

Например, развитие науки и техники прогресс в XX в. обернулось экологическим кризисом регресс, который не преодолен до сих пор. 4 Существует регрессивное развитие общества Гесиод, Ницше, Шпенглер и др Общество деградирует, и разрастаются негативные явления упадок культуры, морали, правосознания и т. д Однако не исключено, что за циклом упадка при определенных условиях может начаться новый цикл подъема. Об историческом прогрессе. Добро или зло? Мы потеряли веру в прогресс и считаем прогресс понятием ложным, туманным, произвольным.

С. Л. Франк, Крушение кумиров. О каком прогрессе может идти речь, если последние достижения науки используются для уничтожения себе подобных? Влияние Человека на силы Добра и Зла возросло невероятно с освоением новых источников энергии, но это, увы, не прибавило Человеку мудрости или добродетели, не убедило его в том, что в царстве людей милосердие более ценно, чем часовой механизм Идея прогресса. На протяжении почти всей истории развития философской мысли в ряду с другими фундаментальными идеями существенное место занимала идея прогресса.

Большая часть человечества, прежде всего мыслители, верует в прогресс, т.е. не только в эволюцию, а в поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу всеобщего блага, искупающего все жертвы, все страдания. И хотя иногда, как говорил Г. Лейбниц, и встречается попятное движение наподобие линий с заворотами, тем не менее в конце концов прогресс возобладает и восторжествует.

Г.В.Ф. Гегель определял всемирную историю как прогресс в сознании свободы - прогресс, который мы можем познать в его необходимости. Вопрос о прогрессе - это не простой вопрос умозрения, а жизненный вопрос о судьбе человека и всего человечества, а в еще более широком плане - и всего мирового бытия. Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы, либо ее понижения, либо сохранения в общем того же уровня при постоянных модификациях.

Такие формы развития выражаются категориями прогресса, регресса и одноплоскостного развития. Бросив взгляд на историю человечества, возвращаясь мыслью от звена к звену в глубь веков, мы обозреваем непрерывную цепь сменявших друг друга поколений людей. 4 Каждое из них родилось, жило, радовалось, страдало и уходило в мир иной. Ткань всемирной истории состоит из вечно зарождающейся и обрывающейся жизни индивидов и из непрерывной цепи того, что создано их усилиями.

Долог и тернист путь человечества. От первобытного стада до современных социальным систем, от каменного рубила до использования энергии атома, автоматики, электроники и информатики, от стойбища вокруг костра и шалаша до современных гигантских городов, от бродячих сообществ дикарей до великих наций, от примитивных знаний, переплетенных с мифологическими вымыслами, до глубоких и изощренных теорий На подмостках истории сыграно неисчислимое множество великих и мелких, героических и гнусных, злодейских сцен, произошло множество кровавых войн. Подсчитано, что за шесть тысяч лет истории человечества на Земле было более 20 тысяч войн, которые унесли многие миллионы человеческих жизней историки зарегистрировали всего лишь 292 мирных года за 3600 лет. В течение немногих месяцев, дней или даже часов разрушается то, что создавалось десятилетиями и столетиями.

В истории возникают мощные государства, расцветают и гибнут колоссальные империи.

Из великих, шедших в авангарде человеческой цивилизации, этносы становились малыми, из богатых - нищими. В огне революций сгорала власть одних социальных групп и рождалась власть других. Разбивались и рушились царские и королевские троны, срывались с голов короны, а сами головы нередко слетали с плеч. Уходили в небытие тираны, но, к сожалению, приходили новые. Раздумья о социальном прогрессе приводят к противоречивым вопросам, например становится человечество физически и духовно более здоровым и счастливым или нет? Развивается ли утонченность ума и чувства людей или современные люди не продвигались в своем умственном развитии ни на йоту по сравнению с великолепием умов, скажем, в древних цивилизациях? Что принесла людям современная техника - этот идол человечества? Разве авангардизм и абстрактное искусство лучше полотен Рафаэля и Леонардо да Винчи, а пьесы или стихи наших современников лучше творений Шекспира, Гете, Пушкина, Лермонтова и Тютчева? Прогресс в его чисто логическом смысле есть всего лишь абстракция.

Развитие искусства это особенно хорошо доказывает.

Сравните такие шедевры, отдаленные друг от друга сотнями лет, как Илиада Гомера, Божественная комедия Данте, Гамлет Шекспира, Фауст Гете и Евгений Онегин Пушкина. Можно ли какое-нибудь из этих произведений назвать более высоким по силе гениальности и художественности? Каждое из них - великое творение. В науке иначе - явное преимущество на стороне более современного автора он или резко ограничил значимость своего предшественника, или отверг его теорию как ошибочную.

Но Пушкин не отверг ничего в Шекспире. Время только усиливает мощь художественного шедевра прошлого. Некоторые авторы утверждают, что люди биологически, интеллектуально и нравственно вырождаются, доказывая это тем, что увеличивается число раковых больных, больных сердечно-сосудистыми, нервно-психическими, аллергическими и иными недугами угрожающе много рождается детей с физиологическими отклонениями от нормы, увеличивается число умственно отсталых.

Следует также учесть еще число людей, страдающих СПИДом, наркоманией, алкоголизмом. Нарушение экологического равновесия, чудовищное загрязнение окружающей среды, накопление термоядерных, химических, биологических средств массового истребления - это подарок ученых. В результате всего этого современное человечество подошло вопреки своей воле к краю пропасти своего бытия в этом мире. Каждый новый источник энергии являет собой результат научных открытий, свидетельствуя о взлете научной мысли, способствующей дальнейшему прогрессу производительных сил. Но он же нередко становится угрозой для жизни самого человека.

Атомная физика и кибернетика как и многое другое Тесно связаны с военным делом. В первую очередь именно здесь приобретения оборачиваются потерями. Сознание многих наших современников пронизывает гнетущее чувство какой-то бесперспективности стоит ли бороться, стремиться к лучшему, заботиться о судьбах грядущего поколения, если все должно обратиться в тлен? Возникает крайне обостренное чувство обреченности человека в мире. Отсюда идеи трагической участи рода человеческого, кризиса сознания, крушения разума, отсутствия веры в позитивные программы выхода ради чего жить, когда все идеалы прогресса померкли? Некогда Ж.Ж. Руссо выдвинул тезис, что прогресс наук и искусств принес людям неизмеримый вред. Этот тезис парадоксален только на первый взгляд.

Руссо уже тогда угадал противоречивый характер развития человеческой цивилизации одним она несет благо, другим - страдания.

Он в очередной раз воскресил идею золотого века, находившегося в далеком прошлом человечества. Тогда не было частной собственности, царило всеобщее равенство. Люди были детьми природы. Они находили пищу под любым деревом, утоляли жажду из первого попавшегося источника, постелью им служила трава под тем же деревом, которое давало пищу. Представление о естественном человеке у Руссо, хотя и питало Французскую революцию, по существу представляло собой реакцию, именно реакцию на христианское средневековое мировоззрение.

Человечеству предлагалось отвернуться от уже осознанного в христианстве и вновь, как в античности, обрести идеал в мифологизированном прошлом. Как ни привлекательна идея повернуть вспять прогресс с его нежелательными плодами, она неосуществима, и есть мыслительный идеализм. Выражаясь словами П. Флоренского, это попытка замазать противоречие тестом философии, вместо того чтобы взглянуть ему в глаза.

Христианство, как видно из опыта, судит о человеке вернее, когда говорит о его греховной природе, чем философы, предполагающие идеальность естественного человека. А.И. Герцен метко подчеркнул Руссо повял, что мир, его окружающий, не ладен но нетерпеливый, негодующий и оскорбленный, он не понял, что храмина устаревшей цивилизации о двух 5 дверях. Боясь задохнуться, он бросился в те двери, в которые входят, и изнемог, борясь с потоком, стремившимся прямо против него. Он не сообразил, что восстановление первобытной дикости более искусственно, нежели выжившая из ума цивилизация.

Руссо оказал определенное влияние на Л.Н. Толстого в его проповеди опрощения. Н.А. Бердяев заметил, что и Руссо, и Толстой смешивают падшую природу, в которой царит беспощадная борьба за существование, эгоизм, насилие и жестокость, с преображенной природой, с природой ноуменальной, или райской. Современная критика беспредельного технологического прогресса более изощренна, чем концепция Ж.Ж. Руссо. У нее есть несколько сторон.

Во-первых, осознаны границы роста человеческой цивилизации, по крайней мере в пределах Земли. Как заметил А.И. Солженицын, черви, грызущие одно яблоко, должны понимать, что яблоко не бесконечно. Хотя сделанные в 1970-е гг. Оценки природных ресурсов оказались заниженными, самой проблемы это не снимает. Во-вторых, на разных направлениях чувствуется приближение некоего качественного перехода в новую эпоху, сопоставимого с переходом от средневековья к Новому времени новое средневековье Бердяева. Этот переход должен включать в себя и перемену ценностей с отказом от потребительской гонки на пути вверх, как призывал Солженицын в Гарвардской речи. Типичными чертами такого рода концепций являются осознание неизбежности нынешнего этапа в истории человечества и стремление преодолеть его, а не просто отвернуться от него мы не говорим о хиппи, одиночках, бегущих от цивилизации, и т.п чье существование, кстати, тоже свидетельствует о переживаемом историческом переломе. Происходит поиск возможности применить плоды самого технологического прогресса к его изживанию, например пропаганда дробного, малого производства на основе самых передовых технологий.

Характерно также стремление к религиозному осмыслению проблемы.

Коротко говоря, современных критиков прогресса отличает от Руссо прежде всего желание идти не назад, а вперед. Здесь имеет смысл вернуться к содержанию понятия прогресс. Заметим, кстати, что еще в первые десятилетия XX в. слово прогресс употреблялось обычно не само по себе, а чаще в конкретных оборотах вроде прогресс народного хозяйства и т.п. Современное словоупотребление без дополнительных определяющих слов в какой-то мере отражает тенденцию к оперированию обособленными понятиями, ставшими мифологемами, символами.

Это вполне объективная тенденция, происходящая из того, что многие общие понятия действительно как бы вырвались на свободу в нашем веке, обретя определенную власть над вещными реалиями и человеческим сознанием, которому они раньше преданно служили.

Попытка устроить жизнь на началах материализма обернулась торжеством худшего варианта идеализма, торжеством автономно существующих фантастических идей над сознанием. Что же сейчас имеют в виду, когда говорят о прогрессе и его издержках? Что вообще такое прогресс? По смыслу - это развитие к лучшему. Но что такое - это лучшее и Как же может развитие к лучшему принести плохое? Тут имеются две стороны. Во-первых, говоря об издержках и бедах, принесенных прогрессом цивилизации, в содержание этого понятия вкладывают то, что считалось прогрессом особенно экономическим и технологическим еще в XIX в вернее, современную экстраполяцию этих представлений.

Бросим хотя бы беглый взгляд на замечательные открытия, начиная с древних времен, в области математики, астрономии, физики, биологии, медицины, а уже в науке Нового и Новейшего времени - теории теплоты, электричества, магнетизма, оптики, теории относительности, квантовой механики, кибернетики и т.п. И мы поймем совсем не удивительно, что идея научного прогресса оказалась доминирующей начиная уже с XVIII в когда Ж. Кондорсе выпустил свою знаменитую книгу Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума 1794 . Сторонником безграничного прогресса был И. Кант он иронизировал над идеей остановки, конца всего сущего. В XIX в. в таком прогрессе действительно видели путь к лучшему для человечества.

Современное разочарование в прогрессе в первую очередь вызвано обманутыми надеждами прогресс технологии обернулся экологическими бедами и опасностью физической гибели человечества оружие массового поражения, катастрофы на АЭС , социальные эксперименты привели к чудовищным жертвам и созданию вырождающихся тоталитарных обществ.

Земля большой утес, на котором приковано и терзается коршуном сомнения человечество, которое и есть истинный Прометей. Оно похитило свет и теперь переносит за это мучительные пытки. Попытаемся уточнить критерии прогресса что считать лучшим, что худшим, какое направление в развитии прогрессивно, какое реакционно.

Одним словом, все можно сказать о всемирной истории, все, что только самому расстроенному воображению в голову может прийти. Одного только нельзя сказать - что благоразумно. На первом слове поперхнетесь. Тут большое поле для критического разума,

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Единство и многообразие мировой истории: причины и факторы

Добро или зло? 4 Единство и культурно-исторический полицентризм мировой истории . .7 Глава 2. ЗАКОНОМЕРНОЕ, СЛУЧАЙНОЕ И СТИХИЙНОЕ В ИСТОРИИ. 1 Идея… Изучение истории становится для меня неиссякаемым источником понимания… Я не ставлю себе задачей учить современность - пусть она учит меня. Преподавание мировой истории в средней школе еще и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Смысл и направление развития истории

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СМЫСЛ ИСТОРИИ И ИДЕЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
СМЫСЛ ИСТОРИИ И ИДЕЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА. О смысле истории. Размышляя о смысле истории, К. Ясперс писал Мы стремимся понять историю как некое целое, чтобы тем самым понять и себя. Истори

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги