рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Работа сделанна в 2002 году

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ - Реферат, раздел Философия, - 2002 год - Идейная полемика славянофилов и западников Справочная Информация. Славянофилы, Представители Одного Из Направлений Русск...

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Славянофилы, представители одного из направлений русского общества и философской мысли 40-50-х гг. XIX в выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского.

Самобытность России, по мнению славянофилов в отсутствии в ее истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии как единственно истинном христианстве. Те же особенности развития славянофилы усматривали и у зарубежных славян, особенно южных, симпатии к которым были одной из причин названия самого направления славянофилы, т.е. славянолюбы. Взгляды славянофилов сложились в идейных спорах, обострившихся после напечатания Философского письма Чаадаева. Главную роль в выработке взглядов славянофилов сыграли литераторы, поэты и ученые А.С.Хомяков, И.В.Кириевский написанные в 1838 году и не предназначавшиеся для печати статьи Хомякова О старом и новом и И.В.Киреевского В ответ А.С.Хомякову, К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин Видными славянофилами были П.В.Киреевский, А.И.Кошелев, И.С.Аксаков, Д.А.Валуев, Ф.В.Чижов, И.Д.Беляев, А.Ф.Гильфердинг, позднее - В.И.Ламанский, В.А.Черкасский.

Близкими к славянофилам по общественно-идейным позициям в 40-50-х гг. были писатели В.И.Даль, С.Т.Аксаков, А.Н.Островский, А.А.Григорьев, Ф.И.Тютчев, Н.М.Языков.

Большую дань взглядам славянофилов отдали историки и языковеды Ф.И.Буслаев, О.М.Бодянский, В.И.Григорович, М.М.Средневский, М.А.Максимович. Средоточием славянофилов в 40-х годах была Москва, литературные салоны А.А. и А.П. Елагиных, Д.Н. и Е.А. Свербеевых, Н.Ф. и К.К. Павловых. Здесь славянофилы общались и вели споры с западниками. Произведения славянофилов подвергались цензурным притеснениям, некоторые из славянофилов состояли под надзором полиции, подвергались арестам.

Постоянного печатного органа славянофилы долгое время не имели, главным образом из-за цензурных препонов. Печатались преимущественно в журнале Москвитянин издали несколько сборников статей в 40-50-х годах. После некоторого смягчения цензурного гнета славянофилы в конце 50-х годов издавали журнал Русская беседа, Сельское благоустройство и газеты Молва и Парус 12. В 40-50-х годах по важнейшему вопросу о пути исторического развития России славянофилы выступали, в противовес западникам, против усвоения Россией форм западно-европейской политической жизни.

В то же время они считали необходимым развитие торговли и промышленности, акционерного и банковского дерева, строительства железных дорог и применения машин в сельском хозяйстве. Славянофилы выступали за отмену крепостного права сверху с предоставлением крестьянским общинам земельных наделов. Философские воззрения славянофилов разрабатывались главным образом Хомяковым, И.В. Киреевским, а позже Самариным и представляли собой своеобразное религиозно-философское учение.

Генетически философская концепция их восходит к восточной патристике, в то же время тесно связана с западно-европейским иррационализмом и романтизмом первой половины XIX века. Односторонней аналитической рассудочности рационализму, которые, по мнению славянофилов, привели на Западе к утрате человеком душевной целостности, они противопоставляли понятия волящего разума и живознания Хомяков славянофилы утверждали, что полная и высшая истина дается не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, т.е. духу в его живой целостности.

Целостный дух, обеспечивающий истинное и полное познание, неотделим от веры, от религии. Истинная вера, пришедшая на Русь из его чистейшего источника - восточной церкви Хомяков, обуславливает, по мнению славянофилов, особую историческую миссию русского народа. Начало соборности свободной общности, характеризующее жизнь восточной церкви, усматривалось славянофилами в русском обществе.

Православие и традиция общинного уклада сформировали глубинные основы русской души. Историческим воззрениям славянофилов была присуща в духе романтической историографии идеализация старой, дореволюционной Руси, которую славянофилы представляли себе гармоничным обществом, лищенным противоречий, являвшим единство народа и царя, земщины и власти. По мнению славянофилов, со времен Петра I, произвольно нарушевшего органическое развитие России, государство стало над народом, дворянство и интеллигенция, односторонне и внешне усвоив западно-европейскую культуру, оторвались от народной жизни. Идеализируя патриархальность и принципы традиционализма, славянофилы понимали народ в духе консервативного романтизма.

В то же время славянофилы призывали интеллигенцию к сближению с народом, к изучению его жизни и быта, культуры и языка 12. Эстетические и литературно-критические взгляды славянофилов наиболее полно выражены в статьях Хомякова, К.С. Аксакова, Самарина.

Критикуя суждения В.Г. Белинского и натуральную школу в русской художественной литературе статья Самарина О мнениях Современника исторических и литературных, 1847, славянофилы в то же время выступали против чистого искусства и обосновывали необходимость собственного пути развития для русской литературы, искусства и науки статья Хомякова О возможности русской художественной школы, 1848. Художественное творчество, по их мнению, должно было отражать определенные стороны действительности - общинность, патриархальную упорядоченность народного быта, смирение и религиозность русского человека.

Идеи славянофилов своеобразно преломились в религиозно-философских концепциях конца XIX - начала XX века В. Соловьев, Бердяев, Булгаков, Карсавин, Флоренский и др Западники, направление русской антифеодальной общественной мысли 40-х годов XIX века, противостоящие славянофилам. В московский кружок западников входили А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев, В.П. Боткин, Н.Х. Кетчер, Е.Ф. Корш, К.Д. Кавелин и др. Тесную связь с кружком имел живший в Петербурге В.Г. Белинский.

К западникам относился также С.И. Тургенев. Термины западники, западничество иногда европейцы, так же как и славянофильство, славянофилы, родились в идейной полемике 40-х годов. Споры о том, идти ли России вслед за Западной Европой или искать самобытный путь, полемика о тех или иных особенностях русского национального характера, разногласия в оценке реформ Петра I и т.д. были лишь формой постановки более существенного вопроса - о будущих социальных преобразованиях России.

Западники связывали их с усвоением исторических достижений стран Западной Европы, славянофилы отстаивали близкую течениям феодального социализма утопию, идеализируя порядки, существовавшие в допетровской России. Существование западников как единого лагеря не отменяет, однако, того факта, что обращались они к разным сторонам западной действительности, защищали различные пути будущего преобразования России, выражали, в зависимости от принадлежности, интересы разных классов.

Со второй половины 40-х годов расхождения затрагивали область эстетики споры Белинского с Болоткиным, выражались в разном отношении к атеизму и материализму и особенно резко - в трактовке социально-политических проблем. Белинский, Герцен, Огарев хотели строить на развалах самодержавия социализм, умеренные западники мечтали о буржуазном царстве правового порядка 12. Вместе с тем на переломе европейской истории - революции 1848-1849 - в концепциях русского утопического социализма наблюдаются существенные сдвиги.

Еще накануне революции Белинский относил осуществление социализма для России в отдаленное будущее, признав неминуемость этапа буржуазных преобразований. Герцен после краха революции в Европе приступил к разработке так называемого русского крестьянского социализма, отстаивая мысль о том, что Россия может миновать этап буржуазных преобразований благодаря развитию сохранившегося в стране общинного землевладения.

Обращение Герцена к русской общине было, несомненно, стимулировано славянофильской концепцией. Наметившиеся в сфере идейной борьбы 40-х годов тенденции к размежеванию демократизма, утопического социализма и либерализма окончательно оформились и закрепились к концу 50-х - началу 60-х годов в борьбе политических направлений, когда вопрос - каким путем идти России - принял конкретные формы - как и кому освобождать крестьян Революционные демократы стали на сторону крестьянства, либералы как западники, так и славянофилы - на сторону помещиков, во многом смыкаясь с представителями самодержавной России, приступившими к освобождению сверху.

Таким образом, термины западники и славянофилы отражают некоторые реальные моменты истории идейной борьбы 40-х годов. Однако они не являются строго научными, содержательными категориями. Оставаясь на поверхности явлений, они не выявляют сути идейной борьбы 40-50-х годов, когда весь русский вопрос заключался в вопросе о крепостном праве 3. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Идейная полемика славянофилов и западников

Одна версия связывала Россию с общей европейской судьбой. Россия - Европа, но только отстала от нее в развитии.За столетия ига европейское лицо… Будущее России - в примере Европы, в заимствовании ее государственного,… У России - своя судьба, свой путь в истории. Ей не подходят западные порядки и рецепты лечения общественных болезней.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕЧЕНИЙ
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕЧЕНИЙ. У истоков первого направления стоял архим. Гавриил В.Н. Воскресенский. Вышедшая в 1840 г. в Казани его Русская философия стала своего рода барометром зарождающ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги