рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

На пути к единой мировой культуре

Работа сделанна в 2004 году

На пути к единой мировой культуре - Реферат, раздел Философия, - 2004 год - Познание и ценности На Пути К Единой Мировой Культуре. Таким Образом, Спор Спором, А Мировое Сооб...

На пути к единой мировой культуре. Таким образом, спор спором, а мировое сообщество и мировая культура к концу ХХ века стали исторической реальностью.

Но если человечество идет к единству, то и в культурологии должен возобладать монизм. Однако это совсем не тот монизм, при котором одну единственную культуру выдают за культуру всего человечества. Принципом современной мировой культуры должен стать принцип единства многообразия. А для того, чтобы разобраться в сути этого понятия, уточним разницу между классификацией и типологией. Каждый ученый знает, что создать классификацию - это значит распределить виды по родственным группам на основе внешних признаков.

В отличие от этого, типология позволяет узнать, каково место каждого вида в пределах рода. При классификации все виды, так сказать, равны перед родом писал по этому поводу В. М. Межуев в давнем сборнике Проблемы философии культуры при типологизации каждый вид находится в особом отношении к роду. Род, о котором идет речь в этом параграфе, называется мировой культурой, и задача культуролога - установить и изучить то особое место, которое занимает в рамках этого рода заинтересовавшая его культура.

Конечно, система взаимоотношений в мировом сообществе является подвижной. И в ней действуют как центростремительные, так и центробежные силы. В определенные периоды в мире начинают преобладать унифицирующие тенденции. Яркий пример - агрессивно нивелирующее влияние американской массовой культуры, которое на протяжении десятилетий испытывают развитые и развивающиеся страны мира. Культурологи США склонны считать, что в современных условиях в Северной Америке существует особая общность - американский народ как носитель цивилизации нового типа. Соединенные Штаты, будучи плавильным котлом для множества народов, утверждают они, смогли создать синтетическую цивилизацию, которая соответствует особенностям постиндустриального общества. Особая деловитость населения, быстрое освоение научно-технических достижений, максимальное развитие гражданских свобод и новый вариант религиозности, связанный с протестантизмом, определяют облик Соединенных Штатов как родины нового человечества.

Во многом это действительно так. Но унификация, идущая со стороны Соединенных Штатов как сегодняшнего мирового лидера, не по вкусу всем и вся. И первыми вступили на путь культурного изоляционизма в ответ на агрессию американской массовой культуры страны мусульманского мира Иран, Ирак, Ливия, Алжир. Именно от них сегодня исходят центробежные тенденции в мировом культурном сообществе.

Установка на культурную изоляцию или, наоборот, экспансию, как правило, облекается в яркие идеологические одежды.

Европо афро- и американоцентризм являются как раз теми идеями, которыми пользуются разные силы для достижения своих групповых целей. В таком случае региональная или национальная исключительность становится мифом, с помощью которого воздействуют на массовое сознание. Но мифы могут использоваться и там, где народ или регион ставит цель интегрироваться в мировое сообщество.

Эффективные способы вхождения в мировое сообщество - одна из сложнейших проблем XX века. Долгое время модернизация хозяйственной жизни и изменения в духовной культуре происходили совершенно стихийно. Но XX век показал, что этими процессами можно управлять. И наиболее позитивных результатов здесь достигла Япония. Страна Восходящего Солнца доказала, что можно занять свое место в мировом сообществе, опираясь на местные и более того - патриархальные традиции. Опыт Японии и других стран дальневосточного региона опроверг европоцентристскую догму о том, что рынок несовместим с коллективизмом, а постиндустриальное развитие несовместимо с восточными традициями.

Современная Япония - яркий пример органичного синтеза восточных и западных элементов в рамках единой мировой культуры. На сегодня пользуется популярностью гипотеза профессора Гарвардского университета С. Хантингтона о том, что на смену борьбе между правителями, государствами и политическими идеологиями должна прийти борьба между цивилизациями. Будущие фронты, утверждает американский профессор, пройдут по линиям разлома между 7-8 цивилизациями, такими как японская, исламская, индуистская и др. Такого рода прогнозы, конечно, отражают определенные тенденции мирового развития, доводя их однако, до абсурда.

Скорее всего, мы стоим на пороге времени, когда-то, что Хантингтон именует цивилизацией, станет оптимальной региональной формой для культурного развития, подобной той, какой в свое время явилось национальное государство. 8.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Познание и ценности

Упрощать проблему - это значит использовать термины культура и цивилизация в качестве синонимов. Не намного ближе к сути дела такая трактовка, когда цивилизацию сближают с… Имеется в виду то, что цивилизация закрепляет и объективирует творческие усилия культуры. Это некий объективный,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: На пути к единой мировой культуре

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Рождение понятия цивилизация в эпоху Просвещения
Рождение понятия цивилизация в эпоху Просвещения. Наиболее развернутый теоретический анализ культуры, как уже говорилось, начинается в эпоху Просвещения. Но с самого начала он был проникнут

Уроки О. Шпенглера
Уроки О. Шпенглера. Итак, уже до Великой Французской революции начался сдвиг в сторону пессимистических оценок цивилизации, которая просветителями понималась как высшая ступень единого общественног

Запад и Восток как столкновение цивилизаций
Запад и Восток как столкновение цивилизаций. Мы уже указывали на то, что Восток и Запад в культурологии не являются географическими понятиями. По сути речь идет о путях культурного развития и о том

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги