рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эволюция искусства

Работа сделанна в 2005 году

Эволюция искусства - раздел Философия, - 2005 год - Философия искусства Эволюция Искусства. Первобытное Искусство Искусство Появилось Еще На Заре Чел...

Эволюция искусства. Первобытное искусство Искусство появилось еще на заре человеческого общества. Оно возникло в процессе труда, практической деятельности людей.

На первых порах искусство непосредственно переплеталось с их трудовой деятельностью. Свою связь с материальной, производственной деятельностью, хотя и более опосредствованную, оно сохранило и по сей день. В процессе труда у людей развивались эстетические чувства и потребности, понимание ими прекрасного в действительности и в искусстве. Духовную культуру можно разделить на видимую и невидимую. К последней относится мистика. Искусство начало видимой духовной культуры.

В своем происхождении это ни что иное, как объективизация мистики. При зарождении искусство интенсивно мистично, потом все дальше отходит от мистики, но никогда окончательно.2. Причина возникновения искусства в ранние времена видится многими исследователями в том, что искусство это подражание природе, которое было сильно развито в первобытном человеке. Как отмечал Д. Вико, люди детского мира были по природе возвышенными Поэтами Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М Киев, 1994. С. 84. И чуть ниже детский мир состоял из поэтических наций, так как поэзия не что иное, как Подражание Там же. С. 88. Здесь искусство возводится к начальным этапам культуры на том основании, что для него имеет большое значение подражание.

Люди способны на подражание в высшей степени. Но почему эта способность именно в данное время привела к искусству Чтобы иметь то, что запрещено после введения частной собственности, отвечает Б.Ф. Поршнев. За отождествление же образа и вещи ответственна мистика.

Таким образом, каждая последующая отрасль вырастает из предыдущей и потребностей среды. Искусство навсегда останется юностью человечества. Как в старости человек вспоминает свою юность и справляет праздники воспоминания, так и отношение человечества к искусству будет скоро трогательным воспоминанием о радостях юности, писал Ф. Ницше в своей работе Человеческое, слишком человеческое. Противопоставляя Диониса Аполлону, хаос красоте, он считал, что искусство как аполлоновское рождается из первоначального хаоса дионисийства.

Этот первобытный хаос мистичен. Красота появляется из хаоса и создает произведение искусства. Говоря о двух мирах искусства, различных в их глубочайшем существе, Ницше нащупывает историческое место искусства между мистикой Диониса и мифологией Аполлона. Для того, чтобы мистическое начало искусства не разрушило индивида, требуется гармония, называемая им предустановленной гармонией. В мистике образ тождественен предмету.

Наскальные рисунки пронзенных стрелами диких животных появились потому, что первобытные охотники верили эти изображения воплотятся в жизнь на охоте. Связь данных изображений с местами захоронений позволяет также предполагать, что доисторические рисунки в пещерах должны были активизировать магические силы, обеспечивающие удачную охоту покойника. Данная гипотеза подтверждается анализом искусства Древнего Египта, которое было преимущественно магическим. Психологическую неудовлетворенность человека в качестве предпосылки развития искусства называет 3. Фрейд. Художник это первоначально человек, отвращающийся от действительности, потому что он не в состоянии примириться с требуемым ею отказом от удовлетворения влечений он открывает простор своим эгоистическим и честолюбивым замыслам в области фантазии.

Однако из этого мира фантазий он находит обратный путь в реальность, преобразуя, благодаря своим особым дарованиям, свои фантазии в новый вид действительности, который принимается человечеством как - ценное отображение реальности Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе.

М. Пг. 1923. С. 87 88. В какой мере здесь можно говорить о жертве В человеке формируется образ предмета как психологическая компенсация за невозможность владеть им. Через какое-то время он осознает, что образ вопреки мистическому закону сопричастности не дает реального владения предметом нарисованное блюдо не насыщает и в нарисованном доме не укрыться от холода. Если человек отказывается от своих притязаний и продолжает творить, наслаждаясь образами, то этот момент и есть точка перехода от главенства мистики к лидирующей роли искусства.

Искусство с присущей ему образностью противопоставляет себя потребительскому отношению к действительности и материальному вообще в пользу непрактического, созерцательного наслаждения красотой. Красота спасет мир, потому что заставляет отказаться от эгоизма собственности, силы вещизма, разделяющей людей. В этом смысле можно сказать, что отказ от собственности после возникновения института частного владения ею главная жертва художника.

Таким образом, для того, чтобы сформировалась новая отрасль культуры искусство необходимы три условия 1соответствие культуры стадии развития человека. Это условие оформилось на этапе перехода от неандертальца к Человеку Разумному, когда стали возникать образы, мышление и речь. Мы уже отмечали, что искусство появляется, когда вычленяются образы, но нет еще понятийного мышления. 2каждая предыдущая отрасль создает почву для следующей, что соблюдается в виде закона мистической всесвязанности. 3 И наконец, третье условие социальное в обществе должны произойти изменения, которые дают стимул развитию данной отрасли культуры.

По мнению Б.Ф. Поршнева, таким событием стало появление частной собственности. В искусстве кристаллизуются образы, возникшие из мистической ориентации первобытного человека. В процессе развития языка и мышления они превращаются в мифы, связывающие более или менее логично мир повседневного опыта с миром сверхъестествен ных сил. Этот мир в мифах не менее реален, чем чувственный мир. В мифологическом искусстве много сокрытого специально Женщины и непосвященные знают только их букву, тогда как и глубокий смысл и мистическая сила, на которой основана вся действенность их мифов, открыты лишь мужчинам, которые считаются достаточно квалифицированными для того, чтобы быть в ни посвященными, чтобы их сохранять и передавать, чтобы выполни те тайные церемонии, которые с ними связаны Леви-Брюль Л. Первобытная мифология.

М 1930. С. 265. Постепенно обряды и мифы усложняются и источник и придававший искусству объективное значение, забывается.

С утратой мистических основ искусство субъективируется. Тяготей великих художников к мистике представляет собой стремлен вернуться к корням и обрести объективное содержание. Искусство было господствующим, когда еще недостаточно развилось понятийное понятийное мышление и не возникла потребность в систематизации всего культурного наследия.

Когда эти предпосылки появились, из синтеза мистики и искусства сформировалась мифология. Должно было накопиться большое количество произведений, чтобы наступил следующий этап культуры мифологический, являющийся по существу систематизацией первобытного искусства 2.2 Древнее искусство Точка зрения, в соответствии с которой искусство является как бы переходной ступенью от мистики к мифологии, позволяет подвергнуть сомнению представление о том, что и ранее существовали целостные мифы, которые потом распались или деградировали.

Скорее, вначале они были разрозненными сказаниями, а затем стали соединяться с помощью логики в нечто целое. Одно из объяснений верхнепалеолитических рисунков, с которых начинается наше знакомство с древним искусством, заключается в веровании, что тот, кто владеет изображением, располагает полной властью над его оригиналом. Л. Леви-Брюль обвиняет защитников данной гипотезы, что они приписывают авторам этих рисунков и скульптур чисто утилитарные замыслы.

Действительно, в искусстве утилитарное отходит на второй план, но в качестве предпосылки развития искусства имеет место. Б.Ф. Поршнев объясняет эти изображения запретом на пользование оригиналом. Продолжая мысль, можно сделать вывод, что тяга к добру порождает сказки, в которых оно побеждает. В этом смысле прав Ф. Ницше, который утверждал, что искусство не есть исключительно подражание природной действительности, а как раз метафизическое дополнение этой действительности, поставленное рядом с ней для ее преодоления Ницше Ф.Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм. М 1966. С. 153. Таким образом, искусство выполняет роль восполнения в сфере чувств человека того, чего он оказывается лишен в жизни.

Это, впрочем, свойственно любой отрасли духовной культуры. Первобытное искусство было, по сути, средством общения и единения людей. Ритуалы выходят из искусства и, будучи сопричастны миру сверхприроды, создают тем самым мир духовной культуры.

В мифах запечатлен бессознательный архетип данного племени, и потому он так оберегается стариками хранителями мудрости. Древнее искусство повторяет подвиги культурных героев, которые считаются предками и творцами всех обычаев, обрядов, празднеств и церемоний. Культурный герой является главным персонажем мифов и в то же время этим же словом называется главное мистическое начало. Тот, кто породил культуру, отождествляется с порожденным. В самом имени, слове пребывает мистическая сила. То, что первоначально все виды искусства связаны с мистикой литература, живопись, музыка, танцы, очевидно, так как мистика была предшествующей отраслью культуры.

Вот что говорит Л. Леви-Брюль о плясках, которые устраивали равнинные индейцы Северной Америки перед охотой на бизонов В этих плясках индейцы представляли, разыгрывали отдельные эпизоды этой охоты. Один из участников, покрытый бизоньей шкурой, подражал движениям пасущегося животного другие, изображавшие охотников, приближались к нему с бесчисленными предосторожностями, внезапно на него нападали и т. д. Однако не следует задерживаться на этой пантомиме.

Это лишь внешняя, зрительно воспринимаемая сторона церемонии. Последняя имеет также и глубокий символический смысл. Она в действительности представляет собой не игру, а нечто совсем иное. По убеждению индейцев, эта церемония мистически действует на расположение, а следовательно, и на поведение бизонов действие этой церемонии таково, что они после нее позволяют себя обнаружить, приблизиться к себе и убить себя Сверхъестественное в первобытном мышлении.

С. 114 115. Следует согласиться, что первобытные мифы и церемонии не элементарные формы религиозной жизни как полагал Э. Дюркгейм, а скорее до-религия. Сам термин до-религия, хоть он и не включает идеи необходимости эволюции, указывает, что дело идет о стадии, на смену которой может явиться религия в полном смысле слова. Сказания древних народов элементы, из которых складывается целостная мифология.

Сюда же следует добавить развитие искусства в процессе слово- и мифотворчества. Отдельные виды искусства также связаны между собой. Поэзия возникла не только из словотворчества, но и из подражания музыке, а трагедия из дифирамба и хора. 2.3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия искусства

Поэтому философский анализ явления искусства призван выявить исходные основания данного явления в общественной жизни. Необходимость выделения всеобщих свойств заключается в понимании явления.… Существуют различные виды искусства, отличающиеся особой структурой художественного образа.Одни из них прямо…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эволюция искусства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие искусства
Понятие искусства. Искусство творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. Сущ

Структура явления искусства
Структура явления искусства. Искусство это форма общественного сознания, выраженная в отражении общественного производства жизни. Оно является способом познания окружающего мира, то есть фор

Диалектика искусства
Диалектика искусства. Диалектика наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления и основанных на этом методов познания и преобразования окружающего мира. Предметом диалектики яв

Жертвенность искусства
Жертвенность искусства. Афоризм искусство требует жертв настолько самоочевиден, что, кажется, никогда не оспаривался. В искусстве жертва играет такую же роль, как в мистике, подтверждая, что в куль

Дальнейшие взгляды
Дальнейшие взгляды. В Средневековье появился новый взгляд, что источником искусства являются не внешние, а внутренние качества человека. Аврелий Августин разделил понятия красоты и пользы не вс, чт

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги