Крушение традиционного здания науки

Крушение традиционного здания науки. В одном автобиографическом отрывке Декарт признавал себя учеником одной из наиболее знаменитых школ Европы, вспоминая тягостную неуверенность, которую испытывал, закончив курс обучения. Вот некоторые из причин его неудовлетворенности и смятения.

По поводу философии, повторяя Цицерона, он говорит Я еще в школе усвоил, что нельзя выдумать ничего столь оригинального и мало вероятного, что не было бы уже высказано кем-либо из философов. 3. Логику он сводит к традиционной силлогистике, придает ей дидактико-педагогическое значение, то есть логика в лучшем случае помогает изложить истину, но не завоевать ее. В Рассуждении о методе Декарт подтверждает оценку логики, данную в юности Ее силлогизмы и большая часть других наставлений скорее помогают бестолково рассуждать о том, чего не знаешь, вместо того, чтобы изучать это. 4. В период возникновения и развития новых научных направлений Декарт отмечает отсутствие метода, с помощью которого можно было бы осуществить систематизацию.

Восхищаясь строгостью математики, он критикует традиционную арифметику и геометрию за то, что их линейные процедуры не сцементированы четкой методологией.

В своей работе он утверждает, что хочет достичь в новом научном методе ясности и строгости, присущих геометрическим действиям. На смену старой метафизике явится новый метод и станет началом нового знания.

Именно на фундаменте сосредотачивает свое внимание Декарт, ведь от этого зависит прочность нового здания дома науки, которое он собрался строить взамен обветшавшего традиционного. Для этого и послужит метод. 4. Правила метода Декарт хочет предложить четкие и легкие правила познания истины. В Рассуждении о методе он предлагает четыре правила, считая, что большое количество правил ведет к несоблюдению их. Вместо большого количества правил, образующих логику, я счел достаточным твердое и непоколебимое соблюдение четырех следующих Первое- никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению.

Второе- делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления. Третье- придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов более простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного И последнее- составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений.

Остерегаясь принимать за истинное то, что таковым не является, и всегда соблюдая должный порядок в выводах, можно убедиться, что нет ничего ни столь далекого, чего нельзя было бы достичь, ни столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть. 5. Правила простоты подчеркивают необходимость полного осознания этапов, на которое распадается любое строгое исследование.

Они являются моделью знания именно потому, что ясность и отчетливость защищают от возможных ошибок или поспешных обобщений. При решении сложных проблем и выяснении непонятных явлений следует выделить простые элементы, далее неделимые, чтобы потом полностью исследовать их. Простота, по Декарту, не есть всеобщее из традиционной философии, так же как интуиция не есть абстракция. Наконец Декарт был доволен методом Больше всего в этом методе удовлетворяло меня то, что он давал мне уверенность, что я во всем неуклонно применяю свой разум если и не совершенным способом, то по крайней мере наилучшим из доступных мне. Кроме того, применяя его, я чувствовал, что мой ум мало-помалу привыкает мыслить более ясно и отчетливо. 6. 5.