Методическое сомнение

Методическое сомнение. Установив правила метода, следует подтвердить их, или, точнее, выявить универсальность и плодотворность. Декарт применяет свои правила к традиционному знанию с целью проверить, содержит ли оно такие истины, с помощью которых можно избавиться от любых сомнений.

Если с помощью этих правил нельзя достичь надежной истины, то это знание бесплодно.

А если применение этих правил приведет к несомненной истине, то ее надо признать основой знания. Достаточно изучить основы, на которых держится традиционное знание, если рухнут основы, то следствия не будут иметь силы. Прежде всего, надо отметить, что большая часть традиционного знания имеет в качестве основы чувственный опыт. Но знания, исходящие из чувств нельзя считать бесспорными, так как чувства обманчивы.

Этот принцип представляется Декарту неясным и ненадежным. Нет опоры, дом рушится, ибо подорван фундамент. Ничто не устоит от разъедающей силы сомнения. Возможно, что все, что я вижу ложно пишет Декарт. Сомнение методично, ведь это обязательный этап на пути к истине. Отрицание сменяется утверждением, сомнение уверенностью.

Подвергнув все сомнению, он считает, что необходимо, чтобы я, так думающий, сам был чем-то. Декарт рассуждает так Заметив, что истина я мыслю, следовательно я существую, столь прочна и столь достоверна, что самые причудливые предположения скептиков не способны ее поколебать, я рассудил, что могу без опасения принять ее за первый искомый мною принцип философии. 7. Это и есть истина без какого бы то ни было посредничества. Прозрачность я для себя самого, и, тем самым, мысль в действии указывает, почему ясность основное правило познания и почему фундаментальна интуиция.

Декарт говорит, что мыслящая субстанция мысль в действии, а мысль в действии мыслящая реальность. Так он достигает неоспоримого факта, что человек это мыслящая реальность. Я есть субстанция, вся сущность или природа которой состоит только в мышлении и которая, чтобы существовать, не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи. Так что мое я, то -есть душа, благодаря которой я есмь то, что я есмь, совершенно отлична от тела и более легко познаваема, чем тело, и если бы тела даже вовсе не было, душа не перестала бы быть всем тем, что она есть. 8. 6.