Человек мыслящая реальность

Человек мыслящая реальность. Применение правил метода привело к открытию истины, которая в свою очередь, подтверждает действенность этих правил.

Я решил, что могу принять за общее правило, что все воспринимаемое нами весьма ясно и вполне отчетливо истинно трудность состоит только в том, чтобы хорошо разобраться, какие вещи мы воспринимаем отчетливо. 9. И все же ясность и отчетливость как правила метода исследования обязаны своей определенностью нашему я как мыслящей реальности.

Чтобы достичь истины, нужно следовать по пути анализа, синтеза и контроля и важно, что возведенное на этой основе не будет никогда подвергнуто сомнению. Рассмотренная в таком ракурсе, избранном Декартом, философия обретет в любом своем суждении ясность и четкость. Как определенность существования человека в качестве вещи мыслящей, он нуждается лишь в ясности и отчетливости, так и любая другая истина не нуждается в иных гарантиях, кроме ясности и отчетливости как непосредственной интуиция, так и производной дедукция. Так любой тип исследования должен стремиться к максимальной ясности и отчетливости, по достижении которых оно не будет нуждаться в других подтверждениях.

Человек так устроен, что допускает только истины, которые отвечают только этим требованиям. Во всех областях знания человек должен идти путем дедукции от ясных, отчетливых и самоочевидных принципов.

Там, где эти принципы недоступны, необходимо предположить их, веря в рациональность реального, иногда скрытую за второстепенными элементами. По своим правилам Декарт получает первую определенность мысли. Но эта определенность не просто одна из многих истин. Это истина, которая будучи постигнута, сама формирует правила, ведь она обнаруживает природу человеческого сознания. Всякая другая истина будет воспринята только в той мере, в какой приравнивается и сближается с этой предельной самоочевидностью.

Увлеченный в юности математикой, наукой ясной и очевидной, теперь Декарт подчеркивает, что точные математические науки представляют собой лишь один сектор знания, опирающийся на метод, имеющий универсальное применение. Теперь любое знание найдет опору в этом методе не потому, что он обоснован математически, а потому, что метод обосновывает математику, как и любую другую науку. Я продолжал упражняться в методе, который я себе выработал ибо, не говоря уже о том, что я старался вообще направлять все мои мысли согласно его правилам, я время от времени выделял несколько часов специально на то, чтобы упражняться в трудных вопросах математики, а также в некоторых других, которые я мог как бы употребить математическим, выделяя их из всех тех принципов других наук, которые я находил недостаточно незыблемыми. 10. Носитель метода это bona mens человеческий разум, или тот здравый смысл, который есть у всех людей, нечто, по Декарту, наилучшим образом распределенное в мире. Что же такое здравый смысл Что касается разума или смысла, то поскольку он единственное, что делает нас людьми и отличает от животных мне думается, что он в полной мере присущ каждому.

Способность правильно оценивать и отличать истинное от ложного это именно то, что называется здравым смыслом, или разумом, что естественным образом одинаково присуще всем. 11. 7.