Существование и роль бога и человеческой души

Существование и роль бога и человеческой души. Декарт утверждает, что первая определенность это осознание самого себя как мыслящего существа. Но действительно ли правила метода открывают мир, способствуют познанию Я как мыслящее существо наполнено множеством идей, подлежащих осмысленной селекции.

Если cogito -мысль это первая самоочевидная истина, то какие другие идеи могут быть столь же самоочевидными Можно ли реконструировать с помощью таких же ясных и четких идей здание науки А поскольку Декарт считал основой сознание, то как можно выйти за его пределы и подтвердить существование внешнего мира Имеют ли объективный характер идеи, увиденные как реальное присутствие сознания, а не как сущность реального Прежде чем ответить на вопрос, следует вспомнить, что Декарт различает три вида идей врожденные идеи, которые человек обнаруживает в себе самом, вместе с его сознанием приобретенные идеи, которые приходят к человеку извне и обращают к вещам, совершенно отличным от него и сотворенные идеи, сконструированные человеком самим. Пусть три класса идей не различаются с точки зрения их субъективной реальности, но содержание их различно.

Размышляя о идее более совершенного существа, чем человек, Декарт понимает, что извлечь его из небытия вещь явно невозможная Оставалось, таким образом, предположить, что она вложена в меня существом воистину более совершенным, чем я сам, существом, которому присущи все мыслимые мною совершенства, то- есть богом Это существо более совершенное, от которого я завишу и от которого я получил все то, что имею. 12. Далее Декарт утверждает, что разумная природа отлична от телесной, и что бог не состоит из них, так как в этом есть зависимость, а зависимость это несовершенство.

Другими словами, автор идей, присущих человеку, не он сам, несовершенный и конечный, и никакое другое существо, тоже ограниченное.

Идея, присутствующая в человеке, может иметь в качестве своего творца лишь бесконечное и совершенное существо Бог. Только что принятое мною правило считать, что вещи мы воспринимаем весьма ясно и отчетливо, все истинны убедительно только потому, что бог есть или существует, что он есть существо совершенное и что все, чем мы обладаем, происходит от него. 13. Из этого Декарт заключает, что человеческие идеи и понятия исходят от бога, значит ясны и отчетливы, а значит только истинны.

А идеи ошибочные могут возникать только в неясности и туманности, так как человек несовершенен.

Но несовершенство явствует из сомнений и никогда не удовлетворенного стремления к счастью и совершенству.

Кто отвергает Бога Создателя, тот считает творцом самого себя. Итак, анализируя сознание, Декарт обращается к идее, которая не принадлежит нам, однако насквозь пронизывает нас. Если верно, что Бог в высшей степени совершенен, не должны ли мы поверить в этом случае в возможности человека, Его творения Идея Бога в нас, как печать мастера на его творении, использована для защиты позитивности человеческой реальности и познавательных возможностей, а в том, что касается мира, неизменности его законов, Бог не может обманывать.

То есть Бог выступает в качестве гаранта истины. Бог гарантирует все истины, ясные и отчетливые, которые человек может постичь. Это вечные истины, которые, выражая суть разных областей реальности, составляют костяк нового знания. Кроме того, случайные и одновременно вечные истины не участвуют в бытие Бога, никто не может на основании знания этих истин, знать непостижимые замыслы Бога. Человек обладает человеческим, а не божественным разумом.

Но если Бог правдив и не обманывает, то человек ошибается, так как не всегда хранит верность ясности и отчетливости. Ошибка присутствует в суждении, а в суждении участвуют интеллект и воля. Интеллект, вырабатывающий ясные и отчетливые идеи, не ошибается. Ошибка происходит от давления воли на ум. С огромной верой в человека и его познавательные возможности Декарт переходит к познанию мира. Метод получил подтверждение, ясность и отчетливость обоснования, а единство знания подведено к источнику человеческому разуму, поддержка и гарант которого Бог. 8.