Общая характеристика учения

Общая характеристика учения.

Конфуцианство возникло как учение знати, его содержательную сторону составляют поучения, касающиеся норм поведения правителя и чиновника. Поэтому неотъемлемой частью конфуцианства являются политика и этика. В трактате Великое учение говорится Путь Великого учения заключается в выявлении светлых добродетелей и в породнении с народом. Такие определяющие конкретное содержание этого трактата понятия, как выверение вещей, доведение до конца, делание помыслов искренними, выправление сердца, усовершенствование личности, упорядочение семьи, упорядочение государства, достижение гармонии в Поднебесной, как раз и составляют сущность конфуцианства.

При этом высшей целью является достижение гармонии в Поднебесной, а минимальной - усовершенствование личности остальные понятия, можно рассматривать скорее как средства их осуществления. Таким образом, хотя при этом подходе знание в конфуцианстве рассматриваются как инструмент морали и политики, по-видимому, ясно, идеологией какого социального сословия конфуцианство является.

Между тем наставления Конфуция это собрание фрагментов рассуждений о политике и морали, не образующие какую-либо систему. Особое место в них занимают представления о человеколюбии и ритуале как нормах поведения человека и в частности как политических и моральных принципах деятельности ученых мужей, крупных сановников и феодалов. Можно сказать, что человеколюбие субъективный критерий морали, ритуал е объективный критерий.

Поэтому, хотя, в общем-то, у Коннфуция преобладает субъективная идея человеколюбия, она включает в себя в качестве определяющего компонента и объективную по своему характеру этику. Обращает на себя внимание, что если в конфуцианской школе ближайшего ученика Конфуция Цзен-цзы, считающегося автором Книги о сыновней почтительности, возобладала субъективистская тенденция, что проявилось в возвеличивании сыновней почтительности как источника всех добродетелей, то школа Цзы Ю, акцентировавшая внимание на ритуале, впала в другую крайность формализм.

Идея человеколюбия, развиваясь в русле учения об управлении добродетелью, выкристаллизовывалась у Цзы Сы и Мэн-цзы 372-289 до н. э. в мировоззрение построенное на этических принципах. Идея же ритуала разрабатывалась Сюнь-цзы 313-235 до н. э а у Хань Фей-цзы, развиваясь в русле учения об управлении законами, она, как наука об управлении феодальным государством, обнаружила тенденцию к отрыву от этики. Это противоположно направленное развитие мысли как раз и составляет основу различия учения Мэн-цзы о природной склонности человека к добру Если человек делает недоброе, в этом не вина его природных качеств и учения Сюнь-цзы о природной склонности человека ко злу Человек по своей природе зол Человек рождается с инстинктивным желанием наживы Человек рожается завистливым Когда человек вежлив и уступчив, это противоречит его природе.

Первое из них выводит нормы поведения человека из его природы, доброта даруется небом, а второе учение, считая природу человека злой, утверждает необходимость регулирования извне. Поэтому направления Цзы Сы и Мэн-цзы имело перспективы дальнейшего развития как путь усовершенствования личности, выравнивая семьи, то есть главным образом как этическое учение.

При этом, поскольку усовершенствование личности и выравнивание семьи представляло интерес и для простого народа, постольку, хотя по своему идейному содержанию данное направление считалось, несомненно, учением правящих слоев, в целом оно включало в себя элементы универсальной этики. Именно благодаря этому оно служило также и средством идеологического воздействия на массы.

Безусловно, однако, что эта сторона развития конфуцианства не отменяла его роли проповедника Пути управления государством и достижения гармонии в Поднебесной. Поскольку конфуцианство былоПутем знати, оно в полной мере представляло собой синтез политики и этики, только в зависимости от той или иной школы акцент делался на одном из этих двух аспектов его учения.

Можно утверждать, что развитое Цзы Сы и Мэн-цзы учение о морали относится к ортодоксальному направлению конфуцианской традиции. Однако это вовсе не означает, что понятие ритуал совершенно исчезло из конфуцианства. Данное понятие сохранилось и в учении о морали Цзы Сы и Мэнцзы как второстепенный элемент, как средство, соподчинение выверению вещей и выправлению сердца. В основу конфуцианской натурфилософии хотя натурфилософский аспект особого развития не получил была положена Книга перемен И-цзин. Хотя она представляла собой гадательную книгу и книгу религиозной магии, в размышлениях об изменении явлений и о движении содержались, хотя и в гадательной форме, элементы диалектики.

В частности, наивная натурфилософия, восходящая к представлениям об инь-янь, развивается в комментирующих частях Книги перемен, написанных и включенных в нее позже Десяти крыльях и Передаче Перемен.