Жень человечность

Жень человечность. Жень центральная категория учения Конфуция.

Обычно она переводиться как человеческое начало, милосердие, человеколюбие, гуманность. Жень обозначает и специфический признак человека, и программу его деятельности. Это человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос, в чем заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Сам же Конфуций на вопрос, что такое жень, отвечал Это значит любить людей Иероглиф жень состоит из двух знаков, обозначающих соответственно человека и цифру два. Жень берет свои истоки и реализуется в отношениях человека с другими людьми.

Именно они, эти соотношения, составляют собственно пространство человеческого бытия. В состав понятия жень входит и золотое правило нравственности Не делай другим того, чего не желаешь себе. Ли ритуал Жень как человеколюбие, начало взаимности в отношениях общий принцип поведения. Его конкретным воплощением является ритуал.

У Конфуция есть такие слова Сдерживать себя, чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, это и есть человеколюбие. То есть если жень это душа человеческого общения, то ли ритуал является плотью общения. Ритуал, по мнению Конфуция, соединяет людей, но соединяет так, что применительно к каждому типовому отношению обозначает оптимальную дистанцию, которая позволяет продуктивно общаться разным индивидам. Человеколюбие в учении Конфуция взаимность, равенство в отношениях.

Однако люди являются разными и по природным качествам, и по социальному статусу. Возникает проблема как реализовать принцип равенства в отношениях между неравными людьми Ритуал и является ответом на этот вопрос. Ритуал у Конфуция общественная соразмерность индивидов. Очень важно понять соотношение жень и ли. В конфуцианстве жень не существует над или наряду с ли, а только через ли. При этом и ли теряет свое нравственное качество вне соотнесенности с жень. Ритуал сам является нравственной мерой поведения, поскольку он обеспечивает согласное существование людей, дает им общие символы.

Ритуал подвижен, изменчив, но на своей основе и по своим законам. В содержательном плане конфуцианский ритуал держится на двух основаниях сыновней почтительности сяо и исправлении имен чжен мин. По мнению Конфуция, образец и норму поведения задает древность. Нравственные усилия человека должны быть направлены на то, чтобы подняться до уровня идеального прошлого. Такая установка не просто означает, что человек смотрит назад.

Она имеет у Конфуция более конкретный и строгий вид Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям это основа человеколюбия. Принцип сяо устанавливает взаимосвязь в отношениях между неравными людьми по оси времени почести, которые сын оказывает отцу, возвращаются через его собственных детей. Ту же функцию выравнивания человеческих отношений в социальном пространстве выполняет концепция исправления имен, которая выражается в следующей формуле Конфуция Государь должен быть государем, сановник сановником, отец отцом, сын сыном.