Вэнь воспитанность

Вэнь воспитанность. Более высокое положение в человеческой и социальной иерархии означает также более высокий уровень нравственной ответственности. Нравственные обязанности, поскольку они материализуются в ритуале, становятся делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия у Конфуция не были разведены. Все они входят в состав категории вэнь. Вэнь можно истолковать как культурный смысл человеческого бытия, как воспитанность.

Сам Конфуций так говорил о вэнь Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому-книжнику. После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем. Книга Луньюй начинается и завершается высказыванием о необходимости учиться и о благородном муже. Важнейшие категории Конфуция жень, ли, вэнь являются одновременно чертами идеальной личности, именуемой благородным мужем.