Социальный идеал Конфуция

Социальный идеал Конфуция. Следование вышеуказанным категориям было обязанностью цзюнь-цзы, который в сборнике изречений Конфуция Луньюй определяется как честный и искренний, прямодушный и бесстрашный, всевидящий и понимающий, внимательный в речах, осторожный в делах. В сомнении он должен сдерживаться, в гневе обдумывать поступки, в выгодном предприятии заботиться о честности в юности он должен избегать вожделений, в зрелости ссор, в старости скряжничества.

Истинный цзюнь-цзы безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвящает служению людям и поиску истину утром, он может спокойно умереть вечером. Таким образом, благородный человек Конфуция это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Однако с течением времени и в связи с ростом авторитета Конфуция и его учения этот абстрактно-утопический идеал все более становится обязательным для подражания эталоном, приблизиться к которому было делом чести и социального престижа для каждого, и особенно для тех представителей высшего сословия ученых-чиновников, профессиональных бюрократов-администраторов, которые с эпохи Хань III в. до н. э. III в. до н. э. стали управлять китайской конфуцианской империей.

К этому времени многое в созданном Конфуцием идеале изменилось. Конфуций вполне искренне стремился создать идеал рыцаря добродетели, боровшегося за высокую мораль, против царившей вокруг несправедливости.

Но, как это нередко случается, с превращением его учения в официальную догму на передней план выступила не суть, а внешняя форма, проявлявшаяся преимущественно в демонстрации преданности старине, уважения к старшим, напускной скромности и добродетели. В результате в средневековом Китае постепенно сложились и были канонизированы определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого им места в социально чиновничьей иерархии.