Социальный порядок по Конфуцию

Социальный порядок по Конфуцию. Конфуций, отталкиваясь от сконструированного им социального идеала, сформулировал и основы того социального порядка, который хотел видеть в Поднебесной Государь должен быть государем, сановник сановником, отец отцом, сын сыном, т. е. пусть все в этом мире хаоса и сумятиц станет на свои места, все будут знать свои права и обязанности и делать то, что им положено. Упорядоченное таким образом общество должно состоять из двух основных категорий верхов и низов тех, кто думает и управляет, и тех кто трудится и повинуется.

Такой социальный порядок Конфуций и второй основоположник конфуцианства Мэн-цзы, ученик Цзы Сы, внука Конфуция 372-289 до н. э как и все их последователи, считали вечным и неизменным, идущим от мудрецов древности. Критерием разделения общества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения и тем более не богатство, которое Конфуций и Мэн-цзы презирали, но только знания и добродетели, а точнее степень близости человек идеалу цзюнь-цзы, рассмотренному выше. Конечной и высшей целью управления Конфуций и Мэн-цзы провозглашали интересы народа.

Мэн-цзы учил, что из трех важнейших элементов государства на первом стоит народ, на втором- божества, на третьем государь. Однако при этом те же апостолы конфуцианства были глубоко убеждены в том, что самому народу его собственные интересы непонятны и недоступны и что без постоянной отеческой опеки образованных конфуцианцев-управителей он обойтись никак не может Народ следует заставлять идти должным путем, но не нужно объяснять, почему. Другой составляющей порядка социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим.

Любой старший, будь то отец, чиновник, наконец, государь, это беспрекословный авторитет для младшего, подчиненного, подданного. Слепое повиновение его воле, слову, желанию это элементарная норма для младших и подчиненных как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, корпорации или семьи. Не случайно Конфуций напоминал, что государство это большая семья, а семья малое государство.

Этим сравнением подчеркивался не только патернализм внутри общества, но и тот строй семейной жизни, который реально существовал и сохранялся в старом Китае вплоть до недавнего времени основа семьи беспрекословное повиновение младших старшим, детей родителям.