Культ предков и нормы Сяо

Культ предков и нормы Сяо. Речь идет о культе предков как мертвых, так и живых. Значительно изменив содержание и формы этого культа, известного в своих основных чертах едва ли не всем народам, конфуцианство придало ему глубокий смысл символа социального порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца, универсальную и всеобщую норму поведения.

Именно с этой целью Конфуций разработал учение о сяо, сыновей почтительности. В письменной форме учение о сяо СЯО-ЦЗЫ сформулировал Цзен-цзы, ближайший ученик Конфуция. Сяо, как считал Конфуций, основа гуманности. Быть почтительным сыном обязан каждый, а особенно человек грамотный, образованный, гуманный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Смысл сяо, как его толкует Лицзи служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им жертвы по правилам ли. Согласно этим правилам, подробно и обстоятельно растолкованным в Лицзи, почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах.

Культ сыновей почтительности с течением времени достиг в Китае всеобщего признания, стал нормой жизни, а выдающиеся примеры сяо, собранные в сборнике 24 образца сяо, превратились в объект восхищения и подражания