рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблематика души и тела в рамках антропологии Платона

Работа сделанна в 2006 году

Проблематика души и тела в рамках антропологии Платона - Реферат, раздел Философия, - 2006 год - Проблематика души и тела в рамках антропологии Платона Проблематика Души И Тела В Рамках Антропологии Платона. Понятие Души У...

Проблематика души и тела в рамках антропологии Платона.

Понятие души у Платона, как и понятие эйдоса идеи отличается от тривиального толкования этих слов. Если слово идея в обычном толковании может означать что-то зыбкое, нереализованное, а потому несуществующее, то у Платона эйдос это одна из универсалий, населяющих трансцендентальный мир, существующих по-настоящему, в отличие от субъектов, воспринимаемых чувственным знанием.

Аналогично этому суждению, душа у Платона не имеет связи с обманчивым чувственным знанием, в ее основе находятся не чувства, как принято считать, а разум.

Будучи дуалистом в метафизике, Платон таков же и в антропологии тело и душа четко отделены друг от друга, причем душе подобает полностью господствовать над телом.

Этот постулат четче всего прослеживается в диалоге Федон, где речь идет о последних часах жизни Сократа. Приговоренный к смерти, тот совсем не кажется огорченным или испуганным. Смерть для Сократа это лишь отделение души от тела, а философ, по его мнению, этим занимается всю жизнь.

Стало быть, именно в том прежде всего обнаруживает себя философ, что освобождает душу от общения с телом в несравненно большей мере, чем любой другой из людей. Он уже на полдороге к смерти, раз нисколько не думает о телесных радостях Платон Диалоги Философы Греции. М, 1999. С. 132. Сократ совершенно не дорожит своим умирающим телом. Тело для него это лишь источник ненадежного чувственного знания, которое лишь препятствует получению подлинного, разумного знания.

Платон считал что, истинное познание достижимо только после смерти, либо его вовсе нельзя постичь. Душа чиста, тело порочно, так что, не расставшись с телом, нельзя познать истину. Внутри тела душу тревожат слух, зрение, боль и удовольствие. Все эти чувства исчезают в момент смерти вместе с телом, душа остается одна и устремится к подлинному бытию, возможному в Царстве Идей. Нерушимость, незыблемость, вечность Царства Идей Платон напрямую связывает с бессмертием души. В диалоге Федон Кебет, один из собеседников Сократа, просит философа доказать, что душа после смерти не рассеивается, словно дыхание или дым, разлетается, и ее уже решительно больше нет, на что Платон устами Сократа приводит ему четыре доказательства бессмертия души - Взаимопереход противоположностей.

Сократ показывает собеседникам, что в мире есть противоположности, приводит примеры прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое Платон Диалоги Философы Греции. М, 1999. С. 139 и т.д. При наличии двух противоположностей возможны два перехода от одной противоположности к другой или наоборот это второй к первой.

Например, между большой вещью и меньшей возможны рост и убывание, и об одной мы говорим, что она убывает, а о другой что растет Платон Диалоги Философы Греции. М, 1999. С. 140. Жизнь и смерть являются противоположностями, утверждает Сократ, и, следовательно, жизнь переходит в смерть, а смерть переходит в жизнь. Для примера Сократ использует следующее доказательство после бодрствования наступает сон, а после сна бодрствование Знание как припоминание того, что было до рождения человека.

Это доказательство основано на Платоновском постулате о том, что знание есть припоминание. Любой человек при жизни имеет возможность получать лишь опыт через органы чувств своего тела. Это чувственное знание, которое Платон считал неистинным. Между тем, каждый человек имеет представление о прекрасном, добром и о прочих универсалиях, которые, как утверждает Платон, нам достаются с самого рождения.

Если это так, то с той же необходимостью, с какой есть эти сущности т.е. универсалии, существует и наша душа, прежде чем мы родимся на свет Платон Диалоги Философы Греции. М, 1999. С. 148. Отсюда следует мысль о существовании души до рождения человека. А для доказательства существования души после смерти Платон использует первый аргумент о том, что все живое возникает из умершего Самотождество идеи и души. Данный аргумент, весьма долго доказываемый в тексте, сводится к исследованию природы души, как таковой.

По мнению Платона душа, в отличие от тела, не состоит из каких-либо элементов, что и гарантирует ее сохранность, т.к. тело после смерти рассеивается на элементы, из которых состоит. Однородность души сопоставима с однородностью универсалий, что позволяет душе быть сопричастной Царству Идей. Впрочем, как утверждает Платон, не всякая душа может попасть в это царство. У любой радости или печали есть как бы гвоздь, которым она пригвождает душу к телу, пронзает ее и делает ее как бы телесною, заставляя принимать за истину все, что скажет тело. А разделяя представления и вкусы тела, душа неизбежно принимает его правила и привычки и уже никогда не прийти ей в Аид чистою она всегда отходит, обремененная телесностью и поэтому вскоре вновь попадает в иное тело и, точно посеянное зерно, пускает ростки.

Так она лишается своей доли в общении с божественным, чистым и единообразным Платон Диалоги Философы Греции. М, 1999. С. 157. Платон указывает, что философия как наука помогает душе не поддаться влиянию тела, его пристрастиям к земному.

Правда, она застает душу уже частично сращенной с телом человек ведь не сразу приступает к занятиям философией Теория души как эйдос идея жизни. Здесь Платон доказывает, что именно душа привносит жизнь в любую материю, которой она овладела. Далее он делает вывод о том, что душа, являясь идеей жизни, не может привносить в себя противоположность жизни смерть, откуда делается вывод о бессмертии души. Из противоположной вещи рождается противоположная вещь, а сама противоположность никогда не перерождается в собственную противоположность Платон Диалоги Философы Греции.

М, 1999. С. 180. Данные аргументы подытоживаются в Федоне таким предложением Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому в высшей степени подобна наша душа. Бессмертие души это главная предпосылка к ее существованию до своей земной жизни и после смерти. В полном согласии с теорией припоминания родиной души является сфера ума божественного, умопостигаемого.

Появление души в новом теле всецело зависит от ее чувственных вожделений в предыдущей телесной жизни. Отныне она заперта в теле, что подобно болезни. Платон выражает это двумя словами сома сема, т.е. тело сома есть могила сема души Кунцман П Буркард Ф П Видман Ф. Философия dtv-Atlas. М 2002. С. 43. Поэтому целью земной жизни является возвращение души в изначальное состояние вступает же она в отношения со своим истоком благодаря тому, что отдает власть над собой уму. В диалоге Федр Платон делит душу на три части, причем и здесь отражается его дуалистическая исходная предпосылка Разум божественное начало души - ярость часть души, принадлежащая к миру чувственного восприятия и послушанная разуму - вожделение часть души, принадлежащая к миру чувственного восприятия и противящаяся разуму.

Данное тройственное деление души на разум, ярость и вожделение Платон выражает в диалоге Федр символом упряжки и возничего разум это возничий, ярость послушный конь, а вожделение непослушный.

Каждую из трех частей души Платон называет добродетелью задача разумной части человеческой души приобретать мудрость ее добродетель мудрость задача яростной части неукоснительно слушаться разума ее добродетель мужество но и вожделению приходится прислушиваться к указаниям разума, поэтому его добродетель сдержанность. Эти три добродетели, связанные с соответствующими частями души, Платон подчиняет четвертой добродетели справедливости.

Она правит душой, когда все ее части должным образом выполняют свои задачи. Как раз в этой добродетели особенно ярко проявляется склонность греков отождествлять добродетель с умеренностью и гармонией Там же

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Проблематика души и тела в рамках антропологии Платона

Вопросы о смысле жизни, осознание смертности и стремление узнать о возможности жизни после смерти всегда были связаны с препятствованием… Проблемы осознания связи между душой и телом актуальны и для сегодняшнего дня,… Вполне вероятно, что дуалистическая позиция Платона в вопросах души и тела и не способна сама по себе решить такие…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблематика души и тела в рамках антропологии Платона

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Жизнь Платона
Жизнь Платона. По мнению русского мыслителя Лосева А. Ф. появление всеобъемлющей философской системы, подобной Платоновской, могло быть возможно только в определенный момент развития греческого мег

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги