рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Неотомизм одно из ведущих течений современной западной философии

Неотомизм одно из ведущих течений современной западной философии - Реферат, раздел Философия, Значение философии Фомы Аквинского для современной философии Неотомизм Одно Из Ведущих Течений Современной Западной Философии. Неотомизм -...

Неотомизм одно из ведущих течений современной западной философии. Неотомизм - философское учение Фомы Аквинского было канонизировано Ватиканом в качестве единственно истинной философии католицизма, возникли условия для формирования обновленной доктрины католической церкви неотомизма.

Одним из его международных центров стал созданный в 1889 г. в г. Лувен Бельгия Высший институт философии. Основа неотомизма религиозные идеи Фомы, адаптированные к современным условиям. Философские проблемы католической церкви активно разрабатываются папским двором Ватиканом. В 60-80-е гг. появились и стали теоретической основой современного томизма важные документы, которые на десятилетия вперед определили стратегию и тактику деятельности католической конфессии лат. соnfessionalis вероисповедный, церковный. Среди них итоговые документы Вселенского собора 1962 1965 и ряд энциклик лат. encycliса общий, для всех посланий Римского папы ко всем католикам.

Выделяются энциклики Пацем ин террис 196З Популорум прогрессио 1967, Редемптор хоминис 1979, Лаборем экзерценс 1981, Соллицитудо реи социали 1988 и др. Все энциклики пишутся на латинском языке. Неотомизм развивается также другими религиозными центрами и их представителями, светскими учеными и специалистами.

Известны своими работами в данной области во Франции Ж. Маритен и Э. Жильсон, в Швейцарии Ю. Бохеньский, в Бельгии К. Ранер, в Австрии Г Веттер и др. Современные интерпретации средневековой томистской философии обусловлены многими обстоятельствами. Они коренятся в громадных изменениях, которые претерпела цивилизация к концу ХX в. Более конкретно эти обстоятельства выводят неотомистику на современный уровень развития философской теории и методологии науки.

Сказываются также последствия раскола христианства и на католицизм, православие и протестантизм и их в значительной степени автономное развитие со своими иерархическими религиозными центрами, культовыми особенностями, характером социально-этнического состава верующих и т.д. Хотя схоластическая система религиозно-философских взглядов Фомы Аквинского Ватиканом официально признана и постулирована, нынешние доминанты воззрений идеологов католицизма не могут не претерпеть изменений по сравнению тем, что было более 700 лет назад и значительно позже, во времена святой инквизиции, вплоть до ХVII1в Миголатьев А. А. Ведущие течения современной западной философииСоциально-гуманитарные знания- 2002. -2 с.93. В философском плане на томизм существенное влияние оказали гуманистические идеи эпохи Возрождения, Просвещения, Нового и Новейшего времени, благодаря чему в ХХ в. развивались концепции теократического гуманизма.

Современный томизм вобрал в себя также мировоззренческую проблематику экзистенциализма и персонализма, вследствие чего возникла неотомистская разновидность данных философских течений.

Отмеченные особенности современной философии католицизма присущи и Маритену главному теоретику неотомизма, в частности, одной из последних его работ Краткий очерк о существовании и существующем. В ней подчеркивалось, что в целостном видении философии томизма экзистенциальное и персоналистское толкования понятия субъект играют важнейшую роль. Более того, субъекты занимают все пространство томистского универсума, в том смысле, что для томизма существуют только субъекты с присущими им чертами, только индивидуальные субъекты осуществляют акт существования Подлинное основание метафизики Фомы Аквинского понятие бытийствования, или конкретного единства сущности и существования.

В языке нет ничего более привычного, чем слово бытие, но оно составляет величайшую тайну философии. Бог творит существующие субъекты или основания, бытийствующие в своей индивидуальной природе.

В движении по лестнице бытия к более высоким его ступеням мы имеем дело с субъектами существования, с основаниями, все более и более богатыми в своей внутренней сложности. Мы познаем субъекты, и мы никогда до конца их не познаем По Маритену религия по существу является тем, чем ни какая философия быть не может. Объяснял он это способностью религии учитывать человеческие аффекты во всей их сложности отношение личности к личности с заключенным в нем риском, тайной, страхом, доверием, восхищением и томлением.

Только личность свободна, только у нее одной есть в полном смысле слова внутренний мир и субъективность, поскольку она движется и развивается в себе. Разрабатывая далее в персоналистском плане неотомистскую теорию личности, французский религиозный философ устанавливает ее отношения с богом и другими личностями. Не Я, а Бог является центром всего. Любя божественный Субъект больше, чем себя, я люблю себя для него не имея значимости в мире, я являю ему значимость.

Что касается взаимоотношений с другими людьми, то они знают меня в качестве объекта, а не субъекта. Миголатьев А. А. Ведущие течения современной западной философииСоциально-гуманитарные знания- 2002. -2 с.94 Они игнорируют мою субъективность как таковую, им неведомы ее неисчерпаемая глубина и целостность, ее экзистенциальная комплексность. Это означает, что мне не воздастся должное мое существование будет погружено в несправедливое знание обо мне всех других и мира, а также и мое самонепонимание Я не открыт самому себе. Чем более я познаю мою субъективность, тем более она остается скрытой для меня. Я ведом богу, он все знает обо мне как о субъекте.

Ему нет нужды объективировать меня с целью познания. Если бы меня бог не знал, то я был бы никому неведом, никто бы не знал меня в моей истине. Познать другого при помощи разума невозможно. Эта не возможность взламывается через любовь. Она непреходящее удовольствие, или более или менее интенсивная эмоция, любовь представляет собой радикальную тенденцию и врожденное основание, заключенное в самом бытии.

Маритен сопоставлял позиции и возможности атеистического философского экзистенциализма и христианской его разновидности. Он не верил, что в процессе эволюции философской мысли христианский экзистенциализм сможет подняться выше второстепенного места и сокрушить исторический порыв, который дает сегодня атеистическому экзистенциализму широкую власть над умами. Это многолетняя традиция, уходящая корнями в наследие Декарта.

Однако эта власть эфемерна. Атеистическая трактовка существования, оторванного от бога, абсурдна, хотя такого рода экзистенциализм занимает свое место в универсуме духа и обладает разработанной метафизикой условий существования человека. Философия приняла на себя роль уникального высшего знания, заменяющего теологию. При этом философия в течение трех столетий освоила наследие и бремя богословия, и ее великие современные системы лишь внешне свободны от теологии, что столь очевидно проявилось в философии Гегеля.

Две противоположные философии рационализм и иррационализм развиваются в свете отрицания теологии, по отношению к которой они остаются ancillae зависимыми Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем, с. 251-252 В неотомизме проблема соотношения содержания, функций философии и религии - одна из центральных. Маритен считал, что автономия философии была установлена Фомой Аквинским в принципе. После него обстановка изменилась.

Философский империализм великих мыслителей, которые пришли после Декарта, скомпрометировали философию, лишили ее автономности. Так, учение Лейбница о монадах есть не что иное, как метафизическая интерпретация учения об ангелах мораль Канта переложение десяти христианских заповедей позитивизм Конта пришел к религии человечества панлогизм Гегеля был направлен на погружение мирового духа в абсолютном разуме. В роли теологов современной атеистической философии выступили Фейербах и Ницше. Таким образом, имеется странная аналогия между современной эпохой и ХII в. Обрести собственную автономию не только в принципе, но и фактически философия сможет лишь благодаря Аристотелю и Фоме Аквинскому.

Философия не станет подлинно автономной, если она не признает важность существования и ценность теологии и своей вторичности по отношению к превосходящей ее божественной мудрости, на чем настаивал Аквинат. Он провозглашал внутреннее превосходство теологической мудрости над метафизической мудростью.

В этой сфере ничего нельзя сделать, ибо она независима от нас. Уважая ее, мы спасаем все ступени каждой из форм познания. С неотомистских позиций Маритен доказывал высокий рационализм философской системы Фомы в сочетании с ее нравственностью, благоразумием, перспективами на вечные предначертания. А Декарт и вся рационалистистическая философия с тех же позиций проводит линию непреодолимой враждебности между интеллектом и тайной, и здесь, без всякого сомнения, кроется глубинный источник крайней бесчеловечности, базирующийся на рационализме цивилизации.

Неотомизм, по Маритену, наследует не идеи Гегеля, который все разъединяет и сводит к состоянию борьбы и к единству противоположностей, в котором отождествляются Бытие и Небытие. Гегелю противостоит Фома Аквинский, в учении которого признаны свойственные им места и права природа и благодать, вера и разум, теология и философия, добродетели, мудрость и наука, метафизика и этика, мир познания, поэзии и мистики.

Гуманизм исходит из того, что для человека и его мысли мир всегда есть победа над раздором, а единство цена выстраданного и преодоленного разлада. В рамках неотомизма самостоятельные, критического характера позиции занимал выходец из Польши, профессор Фрибурского университета Швейцария Ю. Бохеньский 1902 1995. Он автор ряда работ, в том числе по философии религии, истории философии, логике, советологии. Представляет интерес его необычная для философа книга словарь терминов Сто суеверий.

В ней изложено авторское понимание многих актуальных понятий общественных наук, догматов политики, идеологии, религии Миголатьев А. А. Ведущие течения современной западной философииСоциально-гуманитарные знания- 2002. -2 с.95-96 . Так, философ указывал на то, что в религии накопилось множество предрассудков и заблуждений. Предупреждая их, он в религии выделял способы поведения обряды и др сакральный язык, религиозные чувства и совокупность взглядов. Последнее или кредо центр и основа целостности той или иной религии Бохеньский Ю. Религия.

Сто суеверий. Пер. с польск. М 1993. с.149 Помимо этого в религии выделялись отношение к святыням, богу и божественным ценностям экзистенциальные проблемы смысл жизни и др. моральные предписания, мировоззренческие проблемы картина мира и др К наиболее распространенным религиозным предрассудкам были отнесены смещение религии с магией сведение религии к обрядности, заклинаниям и ее отдельным составным частям отождествление религии с наукой.

Бохеньский полагал правомерным говорить и писать о христианской философии как исторически возникшей системе взглядов. Однако было бы предрассудком считать, что христианская философия должна обосновывать утверждение о существовании бога, бессмертии души о свободе воли и т. д. философия, по определению, не зависит от какого-либо мировоззрения и она не может служить обоснованием христианских догматов. Тем более поразительно, что сторонники такой философии ссылаются на Фому Аквинского, который первым провел четкое разграничение веры и науки и, следовательно, отделил веру от философии Бохеньский Ю. Религия.

Сто суеверий. Пер. с польск. М 1993. с.165. Для понимания того, что представляет собой неотомизм в интерпретации Бохеньского, важно иметь в виду, что он отнес к суевериям и предрассудкам многие положения современных философских течений, которые служат теоретической и общеметодологической базой католической доктрины ХХ в. Так, заблуждением была объявлена герменевтика в ее трактовке.

Вероятно, самый распространенный сегодня предрассудок - гуманизм, когда человека пишут с большой буквы. Это нас-тоящее идолопоклонство. Демократию вообще невозможно определить насколь-ко здесь все запутано. Психоанализ нельзя считать научным мировоззрением. Это очередной предрассудок, ибо такого мировоззрения нет и быть не может. Само понятие является недоразумением. В действительности экзистенция-это абстракция. Таким образом, рассуждения об экзистенции есть не что иное, как предрассудок.

Отстаивая идеи схоластической системы взглядов, созданной Фомой Аквинским, швейцарский философ резко выступил против пренебрежительного отношения к схоластике как таковой. По его мнению, она относится к наиболее ярким эпохам в развитии философской мысли. Это время блестящего расцвета логики, онтологии, философии языка, философии человека антропологии и других философских дисциплин. Тем самым и неотомизм имеет глубокие традиции развития религиозной и социально-философской мысли в Европе, развивавшейся в течение нескольких столетий Бохеньский Ю. Религия.

Сто суеверий. Пер. с польск. М 1993. с.167.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Значение философии Фомы Аквинского для современной философии

У этого философского направления много приверженцев не только среди католического мира, но и внецерковных кругах. А значит, томистская школа… По данной теме написано много философских трудов, публикаций и книг. Среди… Также в нашей работе были использованы труды французского философа Жака Маритена. В своей работе Философ и теология он…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Неотомизм одно из ведущих течений современной западной философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Томизм - философия Фомы Аквинского
Томизм - философия Фомы Аквинского. Личность св. Фомы в трх важнейших е аспектах выходит за рамки нашего исследования. Как святой, он представляет собой предмет агиографии как теолог требует

Значение философии Фомы Аквинского для современной философии
Значение философии Фомы Аквинского для современной философии. У других направлений современной философии все время обнаруживалась ограниченность их основной позиции, представляющаяся определяющей д

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги