рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Предмет философии и ее функции

Работа сделанна в 2005 году

Предмет философии и ее функции - Контрольная Работа, раздел Философия, - 2005 год - Философия: предмет и функции, познание по Канту, понятие цивилизации. Предмет Философии И Ее Функции. Философия Зародилась Около 2500 Лет Назад В С...

Предмет философии и ее функции. Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока Индии, Греции, Риме. Наиболее развитые формы она приобрела в Древней Греции.

Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том, что такое мир - основной вопрос философии.

Философия это такая область духовной деятельности человека, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе именно философского познания, и на самостоятельности предмета философии. Философия не обладает таким же предметом, как, например, естественные науки, в том смысле, что предмет философского знания не определен достаточно точно в пределах той или иной конкретной области знаний и действительности. Как, например, физика, биология и т.д. Предметом философии являются всеобщие свойства и отношения связи действительности - природы, обществ, человека, отношения объектов действительности и субъектов мира, материального и идеального, бытия и мышления.

Всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объектам действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определнность, структура и причинно-следственные связи и другие свойства, связи относятся ко всем сферам действительности природе, обществу, сознанию.

Предметом философии является не индивидуальный субъект с его особенными качествами, но субъект как общее, субъект как универсальная категория, противопоставленная столь же универсальной категории объекта. В этом смысле философия рассматривает не только, скажем, проблему я, но проблему соотношения этого я с другими я, проблему понимания, как одну из центральных проблем теории познания. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии.

Предмет философии существует объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи пространство и время, количество и качество существовали, когда философии ещ и не было. Это та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой этой деятельностью и, следовательно, над е смыслом, целью и формами и в конечном счте над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру. Человек, его уникальная личность, будучи, во-первых, предметом философии, во-вторых, единственным субъектом любого знания вообще, и тем более философского, является также и непременным атрибутом философии.

В отличие от мифологии философия как форма духовной активности человека возникла с появлением нового предмета и нового типа мышления с перенесением основного внимания с идеи бога на человека в его отношении к миру. То есть на человека, познающего, преобразующего и творящего этот мир, или же на человека, познающего, исполняющего или опротестовывающего божественную идею. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось вс новыми и новыми смысловыми нюансами. Но всегда в глубине философского знания лежала именно эта исходная установка на выяснение связи между человеком и миром, то есть на выявление внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Таким образом, философия это не просто особая научная дисциплина, а ещ и специфический тип мышления и даже своего рода философский эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек, как бы погружаясь в это философское состояние духа, размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории.

Процесс философского творчества отвечает глубинной потребности человека в разумном обосновании его места в потоке бытия, смысле жизни, исторического предназначения, личной свободы и сути окружающего.

Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воз-действие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому выделяют несколько функций философии 1. Мировоззренческая. Данная функция помогает сформировать целостную картину мира, формулирует наиболее общие понятия и категории 2. Методологическая поисковая.

В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук 3. Конструктивная. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Философия, опирающаяся на теоретическое осмысление жизни, обладает всеми возможностями творческого формирования новых взглядов и идей, закладывает фундамент новых миропониманий, системы взглядов будущего 4. Критическая. Основа ориентация на рационализм философской мысли, неприятие всякого рода заблуждений и ошибок, предрассудков и стереотипов, встающих на пути к истинному познанию и деятельности 5. Идеологическая.

Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов 6. Отражения обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени 7. Интеллектуальная. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ 8. Познавательная.

Философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. 3. Понятие цивилизации. Основные этапы цивилизационного процесса и их характеристика Понятие цивилизация обычно используется в нескольких значениях. Наиболее общим из них является обозначением в качестве цивилизации современного развитого, преимущественно западного типа, общества. При этом цивилизованное общество противопоставляется обществам, не достигшим нормативными в современную эпоху уровня экономического развития, социального порядка и политической стабильности.

Цивилизация выступает синонимом высшего на данный момент уровня развития общественной культуры. Другим общим местом является применение термина цивилизация по отношению к различным категориям обществ, вышедших за рамки развития первобытнообщинного строя. Цивилизация не имеет однозначного понятия. Существуют различные подходы в понимании цивилизации. Цивилизацию часто отождествляют с культурой.

Цивилизация этап в развитии культуры. Культура появилась раньше цивилизации, вместе с человеком. Культурный мир расширяется, оказывает давление на инстинкты человека. Цивилизация характеризуется 1 превращение материального производства в основной источник получения материальных благ. Человек от собирательства переходит к производству 2 материальное производство становится на ноги под влиянием разделения труда, появляется ремесло, земледелие, скотоводство.

На этой основе складываются товарно-денежные отношения, формируется собственность, и, следовательно, создается государство. Понятие цивилизации было принято в нашей философии как ступень общественного развития, следующей за варварством. Варварство началось с изобретения гончарного производства, скотоводства и земледелия. На низшей ступени варварства родовой строй достиг своего расцвета. Высшая ступень - это его разложение и становление классового общества.

Цивилизация является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда и товарного производства достигает своего полного расцвета. Эти черты характеризуют цивилизацию как степень в общественном развитии. Но цивилизация понимается и как организация общества. Общество может быть организовано на основе частной собственности, государства и правовых отношений. Эта организация требует определенного развития социальных отношений и техники. Поэтому цивилизацию понимают как определенный тип социально-технической организации общества.

Это понимание позволяет видеть различные цивилизации. Таким образом, можно выделить аграрное и индустриальное общество. Этапы становления цивилизации 1. доиндустриальное общество а примитивное это общество с примитивным сельским хозяйством б низкий уровень развития науки в аграрное общество с примитивной техникой и технологией г кто владеет землей, тому и принадлежит власть в этом обществе. Аграрная цивилизация складывается в результате 1-ой революции производительных сил. Земледелие стало преобладающим видом деятельности, что повлекло за собой становление поселений и центров поселений.

Оседлый образ жизни ведет к развитию ремесла. Земледельческие поселения становятся более богатыми чем скотоводческие племена. Последние начинают нападать. Земледельцы создают укрепления, армию, формируются торговые центры. Поселения создаются на берегах рек. Реки требуют определенного регулирования. Появляется профессиональная группа организаторов.

В результате таких изменений создается группа цивилизаторов административные центры, которые живут за счет рент и налогов. Город выступает деспотом по отношению к сельскохозяйственным общинам. Сплошь и рядом администрации меняются но жизнь в общинах идет своим чередом. Земледельческие общины знают частную собственность но не выделяет ее, люди живут дружно и общиной, что определило устойчивость цивилизации. 2 индустриальное общество а бурное развитие промышленности, основанное на машинном производстве, б фабричная организации труда в создание национальной системы хозяйства со свободой торговли и общенациональным рынком.

Индустриальное общество. Предыстория индустриального общества это Рим и Греция. Земледельцы не могли прокормиться, жили за счет торговли и предпринимательства. Поэтому в Древней Греции и в древнем мире сложилась частная собственность и рабство. Однако, рабство развращало человечество, что и погубило эти государства. Но дух предпринимательства и частной собственности благоприятно повлияли на развитие науки и техники.

Установка на развитие науки и техники это установка этого общества. У древних обществ Китая, Индии и т. д. были другие ценности. На развалинах Рима и Греции сформировались западно-европейские государства. Унаследовав их опыт, они получили возможность экспериментировать, но им нужны были уже новые ценности. Первая ценность крестьянства бедность, потом пришла ценность милосердие. Протестанство изменило ситуацию, появилась система ценностей работай и молись, т. е. работай ради обогащения работай, будь бережлив и ты будешь богат, а следовательно ты будешь полезен обществу.

Эта система ценностей сломала аграрную цивилизацию и проложила путь к индустриальному обществу. В основу цивилизации лег рационализм экономический, политический, технический. Экономический рационализм то, что не окупается то должно отбрасываться. Политический рационализм нужно стабильное общество, которое возможно за счет демократии.

Многие считают что экономический рационализм ведет к гибели, т. к. человек создан трудом, то если все автоматизировать, человек лишится свой сущности. В Европе и Северной Америке человечество впервые оторвалось от обусловленности своей жизни природными сельскохозяйственными циклами. Был создан способ производства, способный прижиться на совершенно чуждой культурной почве, мобильный и ориентированный на расширенное воспроизводство. Поэтому новая цивилизация может называться Индустриальной.

Ее появление имело колоссальные последствия для развития всего человечества. С одной стороны, человечество противопоставило себя природе и космосу, что послужило стимулом их рациональному изучению, развитию наук, небывалому расцвету открытий и изобретений. В совокупности все это качественно изменило жизнь людей. Создавались условия для полного их нивелирования друг другу как автономных граждан, каждый из которых является потенциальным собственником. Во второй раз, вслед за античностью, но на иной производственной основе и в более широких масштабах было создано гражданское общество. Личная инициатива получила освобождение от контроля со стороны общинных и сословных объединений.

Изменился и тип мышления, основным принципом которого стал рационализм. В то же время все эти перемены поляризовали людей на основе общественного разделения труда на две основные категории организаторов общественного производства, задающих тон в общественной жизни, и работников, вынужденных довольствоваться предлагаемыми им экономическими условиями. Поэтому классовая борьба приобрела новые формы.

С другой стороны, новый способ производства начал активно воздействовать на общества традиционных цивилизаций, подчиняя их в своих интересах. В большинстве регионов сложился симбиоз местной цивилизации с носителями буржуазного способа производства, выступавшими в роли алчных колонизаторов. Последних интересовали прежде всего природные или, как например в Африке, людские ресурсы.

Индустриальная цивилизация качественно повысила уровень энерговооруженности общества и этим подняла планку осуществления потребностей и возможностей личности. Стремление использовать ее достижения заставляет традиционные общества ориентироваться на западное общественное и политическое устройство, западную систему ценностей. Приспосабливаясь к потребностям индустриального производства, сложная структура традиционного общества начинает изменяться в сторону упрощения, уподобляясь гражданскому обществу с его ориентацией на индивидуальную частную собственность и обеспеченность прав личности.

Только в виде таких полноправных граждан люди могут стать единым мировым сообществом. Поэтому буржуазный способ производства, стремящийся нивелировать межрегиональные и этнические различия единой системой юридических и политических гарантий гражданского общества, объективно выступает объединяющим началом для всего человечества. Становление индустриального общества - это важный этап. В этот период потребности научного развития становятся главным стимулом для развития науки.

Она начинает становиться производственной силой общества. Этот процесс приобретает новые черты в ХХ веке. 3. постиндустриальное общество а переход от товаропроизводящей экономики и экономики услуг к сфере обслуживания торговля, финансы, транспорт, развлечение, наука, управление, спорт, искусство б господствующее положение класса научных и технических специалистов, при котором увеличение доли населения, занятого наукой, служит основой общества в главенствующее значение теоретических знаний, которые есть нервный узел социальной системы.

Корни постиндустриального общества - во влиянии науки на производство г создание новой интеллектуальной технологии, которая к концу XX века получит такое же решающее значение, как и современная машинная технология, имеется в виду линейное программирование, системный анализ, теория информации, моделирование и т. д т.е. технологии, связанные с работой компьютера д возможности саморазвивающегося технологического роста - это качественно новая форма эволюции.

Быстрый рост научно - технических кадров указывает на то, что темпы экономического развития все в большей мере определяются интеллектуальным капиталом интеллектуальной собственностью. Если в последние 150 лет стержнем экономического развития было промышленное предприятие, то в грядущем пятидесятилетии ключевую роль будут играть НИИ и университеты. Список использованной литературы 1. Философия Учебное пособие.

Под ред. В.К. Лукашевича. Мн. БГЭУ, 2001 2. История Философии. Учебник для высших учебных заведений. Под ред. Кохановского. Ростов-на-Дону, 1999 3. Философия. Учебник под ред. В.Д. Губина М 1996.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия: предмет и функции, познание по Канту, понятие цивилизации.

Познавательные действия являются проявлением творческой активности человека, направленной на воспроизведение объектов реальности в форме знаний. В идеале, процесс познания сводится к самопознанию. Познание взаимодействие… Познание выступает активным процессом. Познание есть творческая деятельность, осуществляемая субъектом познания.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предмет философии и ее функции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги