Общее представление о душе

Общее представление о душе. Человек издавна задумывался над тайной своего сознания. Все началось еще в глубокой древности. И с тех пор вокруг сущности сознания не умолкали горячие споры. Достижения человечества - искусство, религия, литература, философия, история - все это соединяется, чтобы бросить луч света на тайну души, сознания и разума. В своих попытках объяснить, что же такое душа одни исследователи исходили из е познаваемости, другие утверждали, что понять себя, а как следствие и свою душу есть примерно, то же самое, что стремление увидеть самого себя идущим по улице.

Одни - отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, другие верят тому, что мир есть движущаяся материя, а душа - выдумка идеалистов и богословов. Однако во все времена и у всех народов термин душа занимал свое место в картине окружающего мира. И никто из великих мыслителей не обошел этой темы в своих исканиях - будь то психологических, нравственных, эстетических.

Я думаю здесь более всего уместно привести слова Аристотеля Признавая познание прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо по тому, сто оно - знание о более высоком и возвышенном, было бы правильно по той или иной причине отвести исследованию души одно из первых мест. Думается познание души много соответствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ.

Итак, что же такое душа. Кант в своем ответе на этот вопрос утверждает, что душа представляет из себя простую субстанцию. Но означает ли это, что она занимает какое-то место в пространстве, и если это так и есть можно ли е измерить И в каком месте человека она расположена Или возможно что душа бестелесна, либо обладает своим собственным органическим телом Как иначе она может присутствовать и действовать во Вселенной - ведь существует же сила гравитации - вполне материальная, сравнительно измеримая, но невидимая.

И еще проблема - сохраняет ли душа свое бытие после смерти тела В общем одни вопросы. И прав А. Бергсон, говоря та психология, по которой душа определяется симпатией, отвращением или ненавистью, т.е. различными силами, из которых каждая тянет е свою сторону грубая психология, продукт обмана языка. На известной глубине каждое из этих чувств представляет собой всю душу в том смысле, что в каждом из них отражается все содержание души как едино-цельного феномена.

Поскольку духовный мир человека - прежде всего единое целое и просто проявляет себя по-разному - интеллектуально, эмоционально, интуитивно, сознательно, бессознательно и т.п. Впрочем, кое в чем все философы сходились. К примеру, в том, что душа приобретает форму индивидуального объекта. Иными словами - душа есть духовное лицо человека. При этом индивидуальные души отличаются друг от друга и параметров, по которым они отличаются - бесконечное множество. От природных качеств души ребенка следует отличать то, чем стал человек в результате воспитания и образования.

Вообще, природные качества человека - это скорее возможности, дающие лишь направление развития. Воспитание и обучение совершенствуют эти качества, придавая им широту и более или менее глубокое понимание сути вещей в различных областях знания, тем самым, шлифуя природные способности, поднимая их н более высокий уровень. Душа в процессе этого совершенствуется, обретая объем и духовную силу. Так что я думаю, можно сказать, что душа каждого человека - сугубо индивидуальный феномен, выражающий и составляющий уникальный опыт данной личности.

И чем больше человек занимается своим образованием и накапливает опыт, тем более уникальной личностью он становиться. В этом и выражается духовная определенность каждой индивидуальности. Индивидуальная особенность души, разумеется, являясь носителем и общих для человека свойств, существует как модус различного темперамента, характера, меры одаренности, своеобразия выражения лица, манеры поведения того, как человек смеется и т.п. Впрочем, не исключено, что человеческая душа всего лишь сказка, миф. Но эта сказка прекрасна и удивительна.

И с ней не сравнятся никакие богатства в мире. Часть2.