Представление о душе в Древнем Египте

Представление о душе в Древнем Египте.

Прежде чем рассказать о том, как представляли себе душу, жители Древнего Египта позволю себе пару слов о том, почему я вообще упомянул Древний Египет в этом реферате. Главную роль в этом моем выборе сыграл тот факт что Египет и египетская цивилизация гораздо старше как греческой, так и любой другой известной нам цивилизации.

За исключением Атлантиды, но в е существование я что-то не очень-то верю. И большинство накопленных учеными и жрецами Египта знаний впоследствии перешло в другие религии и философские течения. Именно в Древнем Египте мы сталкиваемся с формированием первых философских школ, которые начали вечный спор о том что первично дух или материальный мир. Древние египтяне считали, что у каждого человека существует некое Ка Ка - это дух Вселенной, или духовная субстанция, которая животворит любую сущность.

Тело - считали они - для земли, душа человека - для неба, а человеческая природа отождествляется с самосознанием. После земной смерти душа человека витает над мумией - это ее Ка, ее двойник до тех пор, пока душа не преобразуется в астральный дух, и оба - Ка и Ба божественная искра - одна из духовных характеристик данного индивидуума - не соединятся нитью Осириса с высшим разумом, чтобы образовать единый разум дух. И для этого духа начнется новая, лучшая жизнь.

Многочисленные фрески с изображением бессмертия души и других религиозных сюжетов были обнаружены в кирпичных зданиях - жилищах фараонов. Все заупокойные храмы и гробницы расписаны сценами вечной загробной жизни, отсюда их название - дома вечности. Крест с петлей Анх также символизировал будущую жизнь с тремя ее атрибутами мир, блаженство и безмятежность.

Вся эта доктрина о бессмертии души ясно изложена в египетском похоронном требнике. Эта священная книга, которая должна была находиться в каждом гробу, состояла из гимнов, молитв и разных похоронных обрядов. Глава вторая этой книги вся посвящена жизни, начинающейся после смерти, а глава сорок четвертая ясно и определенно говорит о том, что эта новая жизнь будет бессмертна. Этот-то принцип вместе с санитарными мерами, обусловленными климатическими требованиями страны, ввел обычай бальзамирования тела для сохранения его от разложения и порчи, или же для того, как говорит текст требника, чтобы душа могла вновь соединиться со своим телом.

На одном надгробном памятнике в виде столба стела в Булакском музее умерший, представ перед Верховным Судью, говорит следующее, как гласит надпись Я привязан к богу моей любовью, я накормил голодающего, подал воды жаждущему, одел лишенного одежды и приютил бесприютного. Бог Тот изображался всегда в сценах суда над душами и встречается очень часто на надгробных памятниках.

Он часто изображался с богиней Пахт, или Сехмет, богиней с львиной головой. Иногда, впрочем, она изображалась с головою кошки, потому что Пахт, богиня правосудия, становится злобной львицей для грешников, для праведных же она является такою же ласковою, как кошка. Душа умершего представала перед судьями, помощниками далекого Осириса они ее допрашивали затем на весах взвешивалось все добро и зло, содеянное этой душой.

Если вспомнить Библию, то и в ней описано нечто подобное, любопытное сходство, не правда ли Сердце умершего помещалось на одну чашу весов, на другой лежало перо - символ богини Маат. Если умерший совершил больше добра, чем зла, он становится праведником и мог стать частью мистического тела бога Осириса в противном случае его сердце пожирало чудовище с головой крокодила и туловищем гиппопотама, и он терял всякую надежду на загробную жизнь. А праведный мог попасть в Ялу, то есть в Елисейские поля. Бог Тот записывал решение, а Осирис выносил приговор.

Иногда наказание состояло в том, что душа должна была воплотиться в тело какого- нибудь нечистого животного, например в свинью, и священная лодка отвозила эту душу уже в образе животного на землю среди живущих. Затем для этой души вместе со второй смертью наступало небытие, потому что, по мнению египтян, бессмертие души приобреталось или утрачивалось человеком сообразно с его жизнью и поведением на земле. Прочие, более поздние религии списали данные постулаты египетской религии чуть ли не в формате один к одному.

Везде, во всех религиях кроме пожалуй буддизма человека ждет лучший мир и суд. Буддисты в этом плане пошли своим путем - создали учение о карме человека, т.е. о том, что каждый человек проходит все ступени развития от травы до человека, но в целом, повторюсь, большинство религий, как бы они не назывались схожи в большей части своих постулатов - всегда есть что-то, что делать можно, и что-то чего делать нельзя и что всегда есть некто кто будет судить человека исходя из того, что он сотворил за свою жизнь.

И неважно как зовутся эти боги - Христос, Аллах или еще кто-нибудь. Египтяне, кстати, и здесь оставили лазейку - если во всех крупных мировых религиях все что может сделать человек чтобы избежать худшего исхода так это положится на всепрощение бога, то в египетской религии монолатризм представшей перед судьями человеку достаточно было всего лишь правильно прочесть так называемую молитву отрицания - и все у вас будет хорошо.

Согласитесь, серьезное послабление по сравнению с тем выбором, что стоит сейчас перед человеком, ищущим для себя веру, которая бы ему подошла. Зачастую все именно так и происходит - человека просто выбирает для себя что попроще, а уж там дело за малым. Часть 6.