рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Дофилософские формы сознания проблема источников философии

Работа сделанна в 2001 году

Дофилософские формы сознания проблема источников философии - Курсовая Работа, раздел Философия, - 2001 год - Античная философия Дофилософские Формы Сознания Проблема Источников Философии. В Исторической Фи...

Дофилософские формы сознания проблема источников философии. В исторической философии достаточно твердо установлено, что исходной формой общественного сознания или идеологией родового и раннерабовладельческого строя была мифология.

И обычно становление науки и философии, как и совокупности, некой единой и нерасчлененной еще формы теоретического освоения мира выражается формулой От мифа к логосу, или, более развернуто, от мифологических представлений к теоретическому мышлению. Философия возникает как разрешения противоречия между мифом и элементами первоначального эмпирического знания о природе и обществе. В условиях, когда философское мышление только еще пробуждается, да, впрочем, и на протяжении всего периода становления философии, в общественном сознании в целом господствует миф. Следует при этом отметить, что возникающее философское мышление застает миф уже не в его первозданном виде. Он уже преобразован, систематизирован, во многом переосмыслен в эпосе и теогониях, представленных в Древней Греции и Гомером и Гесиодом.

Они и дают нам тот непосредственный облик мифа, который предшествует философии, и все более преобразуется и разлагается под воздействием искусства и элементарных форм научного знания, свойственных той эпохе.

Миф - многослойное и полифункциональное образование. Складываясь в условиях первобытнообщинной формации, нерасчлененный стихийный коллективизм, который порождает перенос на всю действительность непосредственно данных человеку естественных отношений родовой общины, он предстает перед нами как описание некоторой совокупности фантастических существ, образующих общину, связанную кровным родством.

Природно-космические, соц и производственные функции распред5лены между этими существами. При этом мифическое повествование принимается мифическим субъектом совершенно не критически, выступая как правда, сколько бы ни неправдоподобно оно выглядело. Миф, следовательно, выступает для этого субъекта как вполне реальный мир, может быть даже более реальный, чем мир обыденный. Но в то же время это мир отрешенный отчужденный от повседневного мира. Он одновременно и наглядный, чувственно данный и волшебный, сказочный и индивидуально - чувственный - и абстрактно-обобщенный и очевидно достоверный, практически действенный - и сверхъестественный.

Главная его функция - регуляция общественной жизни в эмпирическом многообразии, и он выступает здесь как сама жизнь, где слились воедино социальные, идеологические и даже физиологические аспекты.

Иначе говоря мифология - это форма практически духовного освоения мира. Именно поэтому она преодолевает, подчиняет и преобразовывает силы природы в воображении и при помощи воображения, она исчезает, следовательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы. Для того чтобы эти возможности в достаточной мере реализовались, потребовалось длительное развитие общества и самого первобытного сознания. Потребовалось, в частности, чтобы род мог стать над родом, благородный над подлым, а индивид достаточно выделился из рода, став действительным субъектом труда, общественной жизни и познания, конечно, в той мере, в какой это допускал уровень развития общества и личности.

Такое развитие происходит на протяжении огромного промежутка времени, когда завершается развитие прервобытно-общинной формации и открывается эпоха раннего рабовладения. В это время осуществляется переход от собирающего и охотничьего хозяйства к производящему, от камня к металлу, а от фетишизма к анализу.

Процесс разложения мифа и перехода от него к иным формам общественного сознания четко прослеживается именно в Греции. Исходный пункт этого процесса - мифология, представленная уже во вторичной форме эпоса, а также в Теогонии Гесиода и примыкающих к ней теогониях других авторов, сохранившихся в отрывках. Бессмертным памятником античной культуры является творения Гомера Илиада и Одиссея. О философских воззрениях Гомера можно сказать, что он всецело находился на почве мифологии.

Ему принадлежит изречение Мы все - вода и земля. Он не задавался философским вопросом о происхождении мира. Такого рода вопросы первым выдвинул Гесиод - крестьянский поэт, автор знаменитых Трудов и дней и Теогонии. Он изложил мифы как единое целое, описав родословную и перипетии в сонме Олимпийских богов. Родословная богов начинается так в начале был Хаос. Из него родилась Земля Гея. Вместе с Землей рождается Эрос и Эреб - начало мрака вообще и Ночь как самоопределившийся мрак. От брака Эреба и Ночи рождается Эфир как свет вообще и День как определенный свет. Гея рождает Небо - видимый небесный свод, а также горы и морскую пучину.

От брака Геии и Урана, то есть Земли и Неба, рождаются Океан и Тефида, а также циклопы и титаны-гиганты, олицетворяющие различные космические силы. От одного из титанов -Кроноса берет начало новое поколение богов сын Кроноса - Зевс в борьбе за власть отсекает у отца мужское достоинство, которое с огромной небесной высоты падает в море, поднимая сильную волну, а из морской пены появляется во всей своей божественной красоте богиня любви Афродита.

Богиня справедливости Дике и не6обходимости есть начало всякого земного рождения - та, которая посылает женщину сопрягаться с мужчиной и наоборот, мужчиной с женщиной, она взяла себе в помощники Амура и родила его первым из богов. Начинается уже историческая полоса мифологии. Гесиод приводит нас к последнему поколению богов, потомков Зевса олимпийцев, а отсюда - романтическая полоса вступления богов в интимную близость с земными женщинами, рождающими героев, о которых повествуют гомеровские поэмы, это упоительная фантастическая череда любовных приключений богов.

На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполнятся рациональным содержанием и соответствующими формами мышления возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил процесс перехода от мифа к логосу Логос - корневая основа логики , Однако логос не вытесняет мифологию, она бессмертна, ею преисполнена поэзия, она завораживает детское воображение, восхищает ум и чувства людей всех возрастов способствует развитию воображения, что благотворно влияет на развитие творческих возможностей человека во всех сферах его деятельности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Античная философия

Она развивалась, не изолировано - она черпала мудрость Древнего Востока, культура, которая уходит в более глубокую древность, где еще до греков… Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока - Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Дофилософские формы сознания проблема источников философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Проблема возникновения философии
Проблема возникновения философии. Как ни странно может это показаться, возникновение философии до сих пор представляет проблему, по поводу которой спорят многочисленные исследователи, принадлежащие

Самостоятельное происхождение философии
Самостоятельное происхождение философии. Независимо от индийской философии так же, как и от духовного развития всех других восточных народов развивается западная философия. Если даже некоторые из п

Главные периоды
Главные периоды. Возникнув в связи и одновременно с переходом древнегреческого общества от раннего не развитого рабовладения, т.е. от общества, пронизанного традициями родового строя, к зрелому раб

Пифагор и его школа
Пифагор и его школа. Пифагор 6 в. до н.э. был тоже озабочен проблемой Из чего все но решил ее иначе, чем милетцы Все есть число - вот его исходная позиция. Он первый назвавший философию этим именем

Атомизм Левкиппа - Демокрита
Атомизм Левкиппа - Демокрита. Нобелевский лауреат, крупнейший физик середины хх в Р. Фейнман писал Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались бы уничт

Философия раннего эллинизма
Философия раннего эллинизма. Эллинизм, охватывающий период от завоевания Александра Македонского и до падения Западной , Римской империи характеризует собой последующую античною философию. Сохранив

Эпикур и эпикурейцы
Эпикур и эпикурейцы. Выдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур и Лукреций Кар. Это философское направление относиться к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы уст

Неоплатонизм Плотин и другие неоплатоники
Неоплатонизм Плотин и другие неоплатоники. Неоплатонизм - направление античной философии позднего эллинизма 3-4 в.в систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной сп

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги