рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Самостоятельное происхождение философии

Работа сделанна в 2001 году

Самостоятельное происхождение философии - Курсовая Работа, раздел Философия, - 2001 год - Античная философия Самостоятельное Происхождение Философии. Независимо От Индийской Философии Та...

Самостоятельное происхождение философии. Независимо от индийской философии так же, как и от духовного развития всех других восточных народов развивается западная философия. Если даже некоторые из позднейших греков и усматривали от части начало своей философии в египетской жреческой мудрости, то, однако, эти позднейшие, частью даже основывающиеся на мифах, показания имеют мало достоверности.

Конечно, в частных областях знания как-то в математике астрономии и медицине, греки могли получить первые побуждения к их разработке от восточных народов, именно из сношений с египтянами, но возникновение западной философии, во всяком случае, является вполне продуктом греческого духа, отпечаток которого оно и имеет во всех отношениях.

Уже в начале греческой духовной жизни указанный нами процесс отделения философии от мифов совершился совершенно иначе, чем у родственных индийских народностей. Освобождение религиозного и научного мышления одновременно и в непосредственной связи совершается здесь не путем мирного внутреннего развития, но в форме борьбы, которую зарождающаяся наука начинает вести против религиозных представлений, в развивающейся еще среде мифов. Поэтому стремление греческой философии с самых ранних времен направляется не просто на удовлетворение познавательной потребности, но также на замену религиозных, в этическом отношении частью стоящих на низкой ступени представлений народной веры более чистыми научно обоснованными представлениями.

Люди, предпринявшие эту борьбу, не принадлежали к жреческому сословию, они частные лица, располагающие широким кругом опыта и свободные от предрассудков при размышлении о мире и жизни. Благодаря этому западная наука с самого начала приобрела отличительный характер, характер свободного размышления о проблемах, руководимого только познавательной потребностью и неограниченного никакими внешними отношениями.

Греческая философия - это именно философия, идейное формирование, качественно отличное от каких бы то ни было мифологических построений, сколько бы следов последних мы в ней не обнаруживали.

Мифологические реминисценции включаются здесь в столь необычный новый контекст, что совершенно теряют свое прежнее значение, становясь элементами совершенно иной, чем мифология, системы мысли. Выше мы сформировали тезис о том, что античная философия - это философия рабовладельческого общества. Раскрытие и обоснование этого тезиса требует обнаружения тех социальных оснований, тех внутренних противоречий общества, которые находят отражение, объяснения и оправдание в идеологии этого общества.

В борьбе этих противоположных тенденций, определяемых противоречиями социальных классов и слоев античного общества, развертывается и становление философии как рационального осмысления нового динамичного и внутренне противоречивого мира. Человечество никогда не расстается с прошлым однозначным образом - проклиная старые порядки и восхваляя новые или наоборот. Не случайно типичными для философии образами стали плачущий Гераклид и смеющийся Демокрит.

Амбивалентность философии выражает изначальное стремление ученого выслушать и другую сторону развить всесторонний анализ, который привел бы - по возможности - к однозначной позиции в делах земных, как и небесных. Социальные обстоятельства создают условия для возникновения идеологии в целом, философии в частности, ставя задачу легитимации возникающих общественных отношений. Одновременно идет опредмечивание и закрепление последних в социальных структурах и институтах общества и государства.

И если в раннем рабовладельческом обществе преобладало представление о божественном происхождении и санкционированности этих структур и институтов, выразившиеся в генеалогии знатных благородных семейств, возводимых к богам или героям, то в развитом рабовладельческом обществе преобладает идеологическая легитимация института через выявление его природного характера, его природы. В дальнейшем она заменяется соотношением социальных институтов со сферой человеческого - обычая, закона искусства.

Содержательный аспект возникновения философии оказывается в большей мере связан с наличным мыслительным материалом. Это предысторическое содержание, находимое и перенимаемое историческим периодом, усваивается, сохраняется в рождающейся мысли, но и переосмысливается, перерабатывается в ней. И здесь перед нами встает вопрос об источниках философии и их взаимоотношениях с нею, об исходных противоречиях общественного сознания, разрешение которых и есть рождение философии. Особенности развития философии Запада и Востока.

Различия в проблематике. В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, в то время как философия Запада является многопроблемной. Она исследует натурфилософские, онтологические, методологические, эстетические, правовые проблемы. Даже в исследовании самой проблемы человека существует различие в философских концепциях Запада и Востока. Восточная философия исследует проблему человека с токи зрения практики, жизнедеятельности людей, их образа жизни.

Поэтому в ней содержится много более частных проблем, связанных с самосознанием человека, его формами и состояниями, этикетом, практическими наставлениями старшим и младшим по возрасту людям. Западная философия обращается к человеку чаще не через его психическое бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания. Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией зачастую одно и тоже философское течение предстает и как собственно философия, и как религия.

Западная же философия более привержена научной методологии и отмежевывается от религии. Философские учения Запада в эпоху древнего мира не превратились ни в одну из мировых или хотя бы распространенных в Древней Греции и Риме религии. Более того, в западной античной философии, прежде всего в сочинениях Демокрита, Эпикура, Лукреция и других философов, довольно сильна атеистическая тенденция. Разработка категориального аппарата в западной и восточной философии также имеет свою специфику.

В восточной философии органически воспринимаются многие категории, предложенные мифологией инь - женское начало и янь - мужское начало, их соединение с эфиром - ци, или рассмотрение вещей как комбинаций пяти материальных первооснов - земли, воды, воздуха, огня и дерева. Часто обсуждаются категории смерти и жизни, души и физического тела, материи и души, сознания и его состояний. Вводятся понятия сансара - перевоплощение, возрождение души, карма - воздаяние человеку после смерти или индивидуальная судьба человека, аскеза - достижение сверхъестественных способностей путем самоограничения, нирвана - высшее состояние, цель человеческих стремлений, состояние души, освобожденной от оков материи и другое.

Конечно, восточная философия использует и традиционно философские категории - движение, противоположность, единство, материя, сознание, пространство, время, мир, субстанция Разработка философского категориального аппарата, выражающего суть философских систем и их борьбу заслуга прежде всего древнегреческой философии.

Впервые систематически о категориях речь зашла в трактате Аристотеля Категории. Он составил их таблицу на основе изучения предшествующей философской мысли. Эта таблица включает следующие категории сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание. Таблица категорий Аристотеля оказала определяющее влияние на развитие учения о категориях вплоть до Нового времени, когда были предприняты попытки изменить ее состав в связи с достижениями философии и конкретных наук. Имеются различия и в учении о строении материи.

В античной философии запада возникла атомистика как учение о дискретном строении материи. Ее основоположниками были древнегреческие философы Левкипп и Демокрит, идеи атомистики развивает Эпикур и древнеримский философ Лукреций. Демокрит учил, что мир состоит из атомов и пустоты. Атомы - мельчайшие тела, не имеющие качества. Качества же появляются от сочетаний атомов по форме, положению и порядку.

Очертание - форма атома, соприкосновение есть порядок, а поворот - положение. Почему молоко легче пьется? Да потому, считал Демокрит, что оно состоит из круглых атомов. Почему горчицу нельзя пить как молоко? Потому, что атомы горчицы крючковатые. Так объяснял древнегреческий ученый качество вещей и их многообразие. В атомистике Демокрита на ряду наряду с наивными объяснениями причинности просматривается стремление увидеть всю ту же причинность в самих вещах, а точнее - в атомах.

В восточной философии проблема дискретности материи, ее строения не ставиться. В ней материя рассматривается преимущественно как некая помеха душе, или в единстве с формой, или как некое субстанционное начало. Есть различия в решении проблем познания. В западной философии познание рассматривается не только как эмпирическое, чувственное и рациональное, но и как логическое, т.е. дается разработка проблем логики. Большой вклад в их изучение внесли Сократ, Платон, особенно Аристотель.

В восточной философии фактически проблемой логики занималась лишь индийская школа Ньяя. Эта школа подчеркивала важность умозрения для решения философских проблем. Она исследует четыре источника достижения истины восприятия, вывод, сравнения, доказательство. Эти источники ведут к достоверному познанию. В целом же для древневосточной философии более характерно самопознание. Следует отметить, что специфика западной и восточной философии отчетливо просматривается при рассмотрении в них социальной проблематики.

В восточной философии это проблемы и вселенского человека, от которого пошло все прошлое, настоящее и будущее, а также рассмотрение общечеловеческих ценностей, человеческих добродетелей, необходимых для самосовершенствования, управления другими людьми. Так Конфуций стремился показать необходимость иерархии социальных структур, строгую субординацию людей, обращаясь к Небу, его величию Небо определяет для каждого человека место в обществе, награждает, наказывает Много внимания уделяется в восточной философии проблеме закона.

Одни философы его отвергали, другие на него уповали. Важнейшей проблемой является проблема народа и правителя. В древнегреческой и древнеримской философии социальная проблематика содержит более широкий спектр тем. Да и их рассмотрение отличается от рассмотрения в восточной философии. Во-первых, начиная с Демокрита, почти все философы древнего мира обращаются к проблемам государства, закона, труда, управления, власти, имущественного деления, общества. Во- вторых, ценным при рассмотрении эти социально-философских проблем является обращение к человеку в его единстве с обществом.

Например, Демокрит пишет Общая нужда тяжелее частной нужды отдельного человека. Ибо в случае общей нужды не остается никакой надежды на помощь, Закон хочет устроить жизнь людей, сможет же он это сделать лишь а том случае, если сами люди хотят, чтобы им было хорошо. Ибо закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется, Мудрому человеку вся земля открыта.

Ибо для хорошей души отечество - весь мир. Платон также рассматривает социальные проблемы. Его интересует сущность и формы государства с точки зрения личностных критериев, особенно это относиться к личности правителя. Правитель должен обладать такими добродетелями, как познание истины, блага, красоты, обладать мужеством, мудростью, справедливостью, остроумием, просветленностью. У него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей.

Платон создает первую в истории человечества теорию идеального государства. Им признается три основных формы монархия, аристократия и демократия. Каждая из этих форм выступает в свою очередь в двух видах в законной и незаконной или насильственной. Предпочтительнее первый вид, считает Платон. Лучше всего управлять государством смогут философы. Об этом он пишет в сочинении Государство Если же бедные и неимущие добиваются доступа к общественным благам, рассчитывая урвать себе оттуда кусок, тога не быть добру власть становиться чем-то таким, что можно оспаривать, и подобного рода домашняя и внутренняя война губит и участвующих в ней, и остальных граждан.

Не следует, чтобы к власти приходили те, кто прямо-таки в нее влюблен, а то с ними будут сражаться соперники в этой любви. Свою теорию государства в Политике изложил и Аристотель. Он ставит вопрос Для какой цели возникло государство и сколько видов имеет власть, управляющая человеком в его общественной жизни? И отвечает, что государство созидается не ради того, чтобы жить счастливо Государство появляется тогда, когда образуется общение между людьми, целях совершенного и самодовлеющего существования.

Что касается государственной власти, то Аристотель называл три хороших и три дурных формы. К первым он относил те, в которых власть служит обществу монархию, аристократию, политию, т.е. власть среднего класса. К последним - тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию.

В социальной философской проблематике античности преобладает этическая тематика. Она рассыпана мудрыми афоризмами, которые заставляют нас задумываться и сегодня. Так в одних только Диалогах Платона даются определения понятий судьбы, старости, хладнокровности, совести, свободы, скромности, блага, легкомыслия, благородства, веры, дружбы, здравомыслия

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Античная философия

Она развивалась, не изолировано - она черпала мудрость Древнего Востока, культура, которая уходит в более глубокую древность, где еще до греков… Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока - Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Самостоятельное происхождение философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дофилософские формы сознания проблема источников философии
Дофилософские формы сознания проблема источников философии. В исторической философии достаточно твердо установлено, что исходной формой общественного сознания или идеологией родового и раннерабовла

Проблема возникновения философии
Проблема возникновения философии. Как ни странно может это показаться, возникновение философии до сих пор представляет проблему, по поводу которой спорят многочисленные исследователи, принадлежащие

Главные периоды
Главные периоды. Возникнув в связи и одновременно с переходом древнегреческого общества от раннего не развитого рабовладения, т.е. от общества, пронизанного традициями родового строя, к зрелому раб

Пифагор и его школа
Пифагор и его школа. Пифагор 6 в. до н.э. был тоже озабочен проблемой Из чего все но решил ее иначе, чем милетцы Все есть число - вот его исходная позиция. Он первый назвавший философию этим именем

Атомизм Левкиппа - Демокрита
Атомизм Левкиппа - Демокрита. Нобелевский лауреат, крупнейший физик середины хх в Р. Фейнман писал Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались бы уничт

Философия раннего эллинизма
Философия раннего эллинизма. Эллинизм, охватывающий период от завоевания Александра Македонского и до падения Западной , Римской империи характеризует собой последующую античною философию. Сохранив

Эпикур и эпикурейцы
Эпикур и эпикурейцы. Выдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур и Лукреций Кар. Это философское направление относиться к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы уст

Неоплатонизм Плотин и другие неоплатоники
Неоплатонизм Плотин и другие неоплатоники. Неоплатонизм - направление античной философии позднего эллинизма 3-4 в.в систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной сп

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги