Неоплатонизм Плотин и другие неоплатоники

Неоплатонизм Плотин и другие неоплатоники. Неоплатонизм - направление античной философии позднего эллинизма 3-4 в.в систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неоплатонизма является учение о сохранении внутреннего покоя личности и ее защите от различного рода потрясений, характерных для данного периода истории римской империи и связанных с ее дряхлением и распадом. Философской сердцевиной неоплатонизма является разработка диалектики платоновской триады единое - ум - душа и доведение ее до космического масштаба.

Так, развивалось учение Аристотеля об уме - перводвигателе и в его самосознании, в силу которого он выступал одновременно и субъектом, и объектом, содержа в себе свою собственную умственную материю. Основатель школы неоплатонизма - плотин ок. 205-ок. 270 . Согласно Плотину, центральная выдающаяся фигура всего неоплатонизма - душа, не есть тело, но зато душа осуществляется в теле и тело есть предел ее существования.

Ум тоже не есть тело. Но без ума вообще не существовало бы никакого организованного тела. Материя находиться так же в самом уме, поскольку ум есть всегда некоего рода организация, а всякая организация требует для себя материал, без которого нечего было бы организовывать, потому что вся организация потеряла бы смысл. Поэтому не удивительно, что кроме чувственной материи существует, по Плотину, еще и умопостигаемая материя, а ум тоже есть известного рода тело, а именно смысловое тело. Плотин развивал идею действия мировой души по всему космосу.

Неоплатоники оставались на стадии орфико-пифагорейского учения о переселении и перевоплощении душ. Они много внимания уделяли разработки логических проблем определением понятий и классификациям, а также филологическим исследованиям. Наиболее оригинальной частью системы воззрения Плотина является учение о первой ипостаси - Едином как трансцендентном начале, которое выше всех иных категорий.

С этим связана и такая его идея, как восхождение души от чувственного состояния к сверхчувственному - экстазу. Всякая вещь, созерцаемая как таковая, отлична от всего другого она - одно, противополагаемая всему иному, а Единое неразличимо и нераздельно соприсуще всему сущему и всему мыслимому. Единое никак не дробиться, существуя везде и во всем. При этом из нечего изливается свет. Свет основной образ философии Плотина, соответствующий ее понятиям Единое - свет абсолютно чистый и простой сила света ум - солнце, имеющее свой собственный свет душа - луна, заимствующая свет от солнца материя - мрак. Душа также не раздробляется на части, представляя собой нечто единое и не делимое она есть особая, смысловая субстанция.

Ее нельзя мыслить как некую множественность психических состояний. Ни одна индивидуальная душа не может существовать самостоятельно от всех других душ все индивидуальные души объемлются мировой души. Идеи Плотина были развиты Проклом ок. 410-485 , который считал, что высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению любовь, по Проклу, связывается с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, а вера соединяет с благостью богов.

Историческое значение учения Прокла, не столько в интерпретации мифологии, сколько в тонком логическом анализе, непосредственно не связанном ни с какой мифологией и представляющем огромный материал для изучения истории диалектики. Заключение. Если рассматривать философию древнего мира в целом, следует оценить огромное значение античной философии.

Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом. В целом же философия древнего мира оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации. Мы кратко рассмотрели историю античной философии. В заключении следует сказать, что античная философия, в которой содержались зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века это не музей древностей, а живая картина становления теоретической мысли, полная смелых оригинальных идей. Это великое торжество разума.

Вот почему она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего человечества. Она явилась настоящей общественной силой античного мира, а затем и всемирно-исторического развития философской культуры и каждое новое поколение, получая высшее образование, призвано окунуться в этот вечно свежий поток юной, впервые себя опознавшей философской мысли. Античная философия вызывает живой интерес у каждого любознательного человека, которого волнуют философские вопросы.

Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и рвением углубляется в их творения.