рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Происхождение и сущность религии в свете психоанализа

Происхождение и сущность религии в свете психоанализа - раздел Философия, Философская религиоведческая концепция психоанализа З Фрейда Происхождение И Сущность Религии В Свете Психоанализа. Случай Исуеверие. ...

Происхождение и сущность религии в свете психоанализа. Случай исуеверие.

Невроз и религия Постулировав детерминированность любых психических феноменов ивозможность при правильном истолковании предвидеть их дальнейшие последствия,Фрейд не мог не заметить, что в роли предсказателя будущего психоанализа весьманапоминает наукообразное суеверие. Фрейд считал суеверие результатом проекции, т.е. перенесениячеловеком вовне несознательных мотивов своего поведения.

Смутно ощущаявнутреннюю обусловленность своих поступков, но не находя им удовлетворительногообъяснения, суеверный человек, подобно параноику, начинает помещать их источникво внешний мир. Этот механизм, по мнения Фрейда, лежит в основе любых формсуеверия, в том числе самого массового и устойчивого суеверия человечества -религии. Фрейд пытается найти земное ядро туманных религиозныхпредставлений, свести небесное к земному. Он видит в религиимистифицированную психологию, которую наука должна очистить от груза священных наслоений.

Продуктивность этого метода была блестяще доказанаФейербахом в работах Происхождение христианства и Лекции о сущностирелигии. Фрейд, видевший в религии лишь проекцию внутрипсихических процессов, допустил ошибку - антропологизировал и психологизировал религию. Сторонники психоанализа нередко утверждают, что, введя понятиебессознательного, Фрейд революционизировал религию.

На самом же деле приоритетв этом вопросе принадлежит отнюдь не Фрейду. За полвека до него Фейербах в Лекции о сущности религии писал, что предметом религии является не тольковнешняя природа, но внутренняя природа человека. Тайна религии есть в концеконцов тайна сочетания сознания с бессознательным. Человек со своим Я или ссознанием стоит на края бездонной пропасти, являющейся, однако, не чем иным, как его собственным бессознательным существом, представляющимся ему чужим. Чувство, охватившее человека, перед лицом этой пропасти и изливающееся в словахизумления что я такое? откуда? зачем по сути дела, и есть религиозноечувство, чувство того, что Я ничто без некоего Не-Я , перед которым человекиспытывает такую же зависимость и страх, как и перед неуправляемыми стихиямиприроды.

Поэтому нередко среди верующих часто встречаются люди, для которыхкульт, как привычная форма поведения, является основой связывающей нитью срелигией. Сопоставляя ритуализм невротика и верующего, Фрейд писал о том, что легко видеть, в чем состоит сходство невротика со священнодействиемрелигиозного ритуала в угрызениях совести при неисполнении в полной изоляции запрещение мешать и добросовестном выполнении мелочей . 2.2. Происхождениерелигии Размывание границ между индивидуальным и общественным, психологическим и социальным, нормой и патологией, здоровью и болезнью, послужило методологической предпосылкой для широкой серииисторико-психологических параллелей, легших в основу психоаналитическойконцепции происхождении религии.

В работе Тотем и табу Фрейд считал, по собственномуопределению, попытался разработать с помощью психоанализа проблему народовкоторая вела непосредственно к происхождению важнейших культурных установлений, государственных порядков, нравственности и религии, а также и к запретамкровосмесительства и веления совести. Фрейд был хорошо знаком с современной емуисторико-религиоведческой и этнографической литературой по проблеме тотемизма. Правда, ни одна из этих теорий не удовлетворяла Фрейда, ибо, с его точкизрения, все они были слишком рациональными.

Психологические теории связываливозникновение тотемизма с верой в духов, со страхом перед демонами, т.е. посуществу, отожествляли тотемизм с анимизмом. Критикуя подобный подход к проблеме тотемизма, Фрейд проявилизвестную проницаемость.

Согласно Фрейду, все существующие теории не раскрылиглубинных истоков тотемизма, и, чтобы восполнить этот пробел, он берет на себясмелую попытку осветить при помощи психоаналитического метода то, чтооставалось темным и сомнительным в психологии народов.

В основе исследования сущности и природы тотемизма у Фрейдаположена идея о принципиальном сходстве явлений общественной и индивидуальнойпсихологии. В душевной жизни народов пишет он должны быть открыты подобные процессы и связи, какие были выявлены при помощи психоанализа уиндивидуума. В каждом цивилизованном человеке, утверждал Фрейд, сидит дикарь. И это утверждение не было для основателя психоанализа простой метафорой.

Каждыйчеловек, по мнению Фрейда, от рождения несет в себе груз архаического наследиячеловечества, который включает не только предрасположения, но и идейноесодержание, следы воспоминаний, опыта прежних поколений. Согласно Фрейду, отложившееся в бессознательной сферепсихическое наследие прошлого не остается бездейственным. Оно постоянно дает осебе знать, проявляясь во множестве замаскированных форм. Наиболее явственноэто архаическое прошлое обнаруживается себя в моменты, когда контроль со сторонысознания ослабевает.

Таким состоянием, присущий всем людям, является сон. Поэтому первым местопребыванием прошлого в духовной жизни человека Фрейд считалименно сновидения. Фрейд рассматривает сон как пример регрессии, возвращения кпрошлому, как форму возрождения древних инстинктивных импульсов, какреставрацию первобытного нарциссизма. Другим местонахождением прошлого Фрейд считал детство.

Аналогиямежду зарей цивилизации и детством человека, между дикарем и ребенком, приобрела широкую популярность в начале ХХ веке среди представителейобщественных наук, механически переносивших диалектику эволюции биологическихвидов в область социального развития. Суть ее состояла в том, что ребенок впроцессе роста вкратце повторяет путь духовного развития человечества, последовательно двигаясь от дологических религиозно-магических форммировосприятия к современному научному мышлению. В период детства человек, помнению Фрейда, должен проделать огромный путь от каменного века до участия всовременной цивилизации.

Третьим прибежищем прошлого, согласно Фрейду, является болезнь. Взгляд на психическое расстройство как на регрессию, возвращение психики наболее низкие ступени развития не был оригинальным. Эту идей еще в начале ХХ векаотстаивал немецкий психолог-идеалист К.Г. Карус. Позднее аналогичную точкузрения развивали и другие ученые. Суммировав и доведя эти идеи до логическогоконца, Фрейд пришел к прямому отожествлению ненормальности с первобытностью. Фрейд утверждал, что основной комплекс невроза заключается в отношении кродителям, находящимся во власти инцестуозных желаний, т.е. является тем самымкомплексом, который присущ любому ребенку и должен быть преодолен в процессеего роста и развития. Круг, как видно, замкнулся. Цель аналогий и уподобления привелаФрейда к следующему поскольку основные характеристики табу и неврозанавязчивости совпадают, а психологический механизм невроза известен, то онрешает по аналогии с табу смоделировать механизм действия табу. Опорными пунктами фрейдовской концепции происхождения тотемизмастали психоаналитическая трактовка детской сексуальности, концепцияпроисхождения трапез и теория циклопической семьи. Согласно Фрейду, табу призвано обуздать сексуальные, агрессивные, эгоистические влечения и импульсы. Вот здесь и пролегаетдемаркационная линия между табу и неврозом. 2.3. Табу какформа социальной регуляции Главная причина неудачи Фрейда на ниве историческогорелигиоведения коренится в изначальной заданности его концепции, возникшей до инезависимо от изучения конкретно-исторической реальности. Осуществить эту задачу без насилия над фактами было невозможно.

Произвольность в отборе и интерпретации эмпирического материала дает себя знатьуже в первых очерках Тотема и табу, посвященных анализу первобытной татуации. Это явление впервые было обнаружено в конце ХV111 векеанглийским мореплавателем Куком в Полинезии.

Позднее аналогичные формысоциального регулирования были открыты у многих народов мира. Само понятие табу имеет двойственный смысл святой запретный и означает категорическийзапрет. Фрейд исследование сущности табу начинает с уже известноготезиса о сходстве религии и невроза, иллюстрируемого на этот раз на материалепервобытной табуации. Взглянув под таким углом зрения на табу, Фрейд приходит кмнению о том, что табу является очень древним запретом, наложенным кем-то извне каким-нибудь авторитетом и направленным против сильнейших вожделений людей. Сильное желание нарушить его остается в бессознательном. Но как бы ни велико было сходство, табу все-таки не невроз.

Вотличие от невроза оно имеет не сексуальное, а социальное происхождение, т.е.инициировано социальными влечениями, которые произошли от слияния эгоистическихи эротических компонентов.

Анализу психологических механизмов возникновения функционированияинститута первобытного табу Фрейд посвящает два очерка Боязнь инцеста и Табу и амбивалентность чувств. Понимание табу, согласно Фрейду, являетсярезультатом уподобления его навязчивым.

И тем и другим присущи немотивированность - их происхождениенеизвестно, рациональное обоснование отсутствует принудительность - их соблюдениепроисходит как бы помимо воли и желания индивида способность к сдвигу - табуированныеобъекты могут передавать свои опасные свойства другим предметам и лицам ритуализм - соблюдение и особеннонарушение запрета обычно сопровождается сложным магическим действиемцеремониала.

Постепенно различные виды табу все теснее срастались с религиейи, в конце концов, растворились в системе религиозно-нравственных предписаний изапретов.

Кажущаяся произвольность и иррациональность табу объясняется недоминирующей ролью бессознательного, а условиями и предпосылками, вызвавшими кжизни эту форму социальной регуляции. Указание Фрейда на бессознательный, амбивалентный характертабу, безусловно, заслуживает внимания, хотя эти свойства и не имеют тогоуниверсального значения, которое им придает психоанализ.2.4. Теорияатеизма Завершая обзор религиоведческой концепции Фрейда, следуетсказать о его понимании психологической природы атеизма.

В своих работах онисходил из идей параллелизма индивидуального и исторического развития. Еслирелигия вырастает из трудностей прохождения Эдипова комплекса, то атеизм, помнению Фрейда, коренится в их продуктивном преодолении. Психоанализ - писалФрейд научил нас видеть интимную связь между отцовским комплексом и верою вбога, он показал нам, что личный бог психологически не что иное, какидеализированный отец, и мы наблюдаем ежедневно, что молодые люди теряютрелигиозную веру, как только рушится авторитет отца. Так, например, категорически отрицая идею богодуховенностирелигии, Фрейд в то же время склонялся к выводу о врожденном, обусловленномЭдиповым комплексом характере религиозной потребности.

Клеймя религию как коллективный невроз навязчивости, как массовую иллюзию, он одновременновидел в ней спасительное средство от индивидуальных форм невротизации. Но в психоанализе теологи нашли для себя не тольконаукообразное обоснование религиозного иррационализма и пессимизма, но и мощноеподспорье в своей практической деятельности.

В истории науки немало примеров, показывающих, что личное неприятие религии, не опирающее на научные основы, либо остается частным фактором биографии, либо вырождается в нигилистическоебунтарство, не имеющих сколько-нибудь серьезных общественных последствий. Болеетого, лишенный позитивного содержания религиозный нигилизм сам являетсяразновидностью превратного сознания и потому рано или поздно превращается вразновидность сексуальной религии, из которой теологи охотно черпают для своихсистем новые идеи и аргументы.

Именно эта судьба была уготована Фрейду, которыйпомимо воли с течением времени из убежденного защитника разума превратился вапостола веры, попирающий разум, из социального реформатора, освобождающихчеловечество от вековых иллюзий и заблуждений в творца псевдонаучного мифа, ставшего в наши дни опорой идеологической реакции.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философская религиоведческая концепция психоанализа З Фрейда

Энергичные усилия апологетов религии по переоценке личности и ученияоснователя психоанализа свидетельствуют о том, что в наши дни вопрос об… Проблема религии занимает особое место в социальной философиипсихоанализа.… Этот метод, по его мнению, должен раскрыть земные, человеческие основымифов о рае и аде, добре и зле, боге и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Происхождение и сущность религии в свете психоанализа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Коперниковский переворот замыслы и итоги
Коперниковский переворот замыслы и итоги. Сегодня вряд ли кому-либо придет в голову оспаривать важностьпоставленных Фрейдом проблем. Привлечение внимания научной общественности ксложной и ма

Развитие взаимоотношений между философией и психоанализом
Развитие взаимоотношений между философией и психоанализом. Многие западные, да ироссийские исследователи утверждают, что психоаналитическое учение Фрейдаосновывается на фактах клинического наблюден

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги