рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Платон и Аристотель метафизические альтернативы

Работа сделанна в 1999 году

Платон и Аристотель метафизические альтернативы - Реферат, раздел Философия, - 1999 год - Античная философия в контексте *научных* и вненаучных форм знаний Платон И Аристотель Метафизические Альтернативы. Самые Значительные Метафизич...

Платон и Аристотель метафизические альтернативы. Самые значительные метафизические сочинения Платона 428427-347 Парменид, Софист, Политик, Филеб. Становление его метафизических взглядов начинается с разработки этико-политической тематики, содержание которой определялось доктриной Сократа.

Позднее, Платон восстанавливает отдельные онтологические и космологические моменты философии физиса. Содержание данной реконструкции сам Платон сформулировал как вторую навигацию. В древности, переход парусного судна на управление с помощью весел, когда утихал ветер, назывался второй навигацией. Применительно же к философской традиции, первая навигация это период досократической философии, объясняющей мир с помощью данных чувств вторая навигация, напротив, это отстранение чувств, очищение рациональности от данных чувственного познания.

Таким образом, вторая навигация как выражение Платона, служит обозначением процесса переосмысления принципов познания и создания картины мира, результатом которого, в свою очередь, явилось открытие мира идей, мира чувственно не воспринимаемых сущностей, мира истинно-сущего. Сам Платон описывает место обитания идей в диалоге Федр следующим образом Занебесную область не воспел никто из здешних поэтов Она же вот какова эту область занимает бесцветная, без очертаний, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души - уму на нее-то и направлен истинный род знания.

Занебесная область обитания идей вошла в традицию под названием Гиперурания Федр. Это место над небом и над космосом, которое, однако, не есть некое локальное место, а скорее выражение внепространственности.

Гиперурания есть образ непространственного, интеллигибельного, надфизического мира. Феномен второй навигации - открытие сверхчувственного, надприродного мира и сообщение ему статуса истинного, подлинного бытия - момент, принципиальный для понимания философии Платона. Ранее, до Платона, философия физиса искала причины феноменов в реальностях физического порядка. Платон же утверждает, что любая вещь физического мира имеет высшую и последнюю причину в метафизической реальности. Таким образом, только с открытием второй навигации можно с достаточной корректностью говорить об оппозиции материализма и идеализма.

Итак, идеи есть сущность вещей, то, что делает каждую вещь именно этой, данной, а не другой. Иначе, идеи - это то, что делает каждую вещь тем, что она есть. Платон употребляет термин парадигма, указывая тем самым, что идеи образуют вневременную постоянную модель каждой вещи. Платон понимает сверхчувственную реальность как иерархию идей нижние идеи подчинены верхним.

На вершине иерархии - идея Блага в себе - она ничем не обусловлена, следовательно, абсолютна. В диалоге Государство, Платон пишет о ней как о порождающей само бытие. Чувственно воспринимаемый мир космос структурирован идеями. Физический мир происходит из идей. Чувственный мир у Платона есть совершенный порядок космос, являющий собой выражение торжества логоса над слепой необходимостью материи. Материя есть лежбище чувственного, в определении Платона это хора пространственность. Она находится во власти бесформенного и хаотического движения.

Основной вопрос космологии Платона как из хаоса материи рождается космос Платон отвечает следующим образом существует Демиург Бог-творец, обладающий волей, мыслящий, личностный, который, взяв в качестве образца мир идей, создал из материи физический космос. При этом причина творения универсума лежит в чистом желании Демиурга. Платон определяет главный мотив творения в диалоге Тимей следующим образом Он был благ, а тот, кто благ, никогда и ни в каком деле не испытывает зависти.

Будучи чужд зависти, он пожелал, чтобы все вещи стали как можно более подобны ему самому Бог позаботился обо всех видимых вещах, которые пребывали не в покое, но в нестройном и беспорядочном движении он привел их из беспорядка в порядок, полагая, что второе, безусловно, лучше первого. Невозможно ныне и было невозможно издревле, чтобы тот, кто есть высшее благо, произвел нечто, что не было бы прекраснейшим между тем размышление явило ему, что из всех вещей, по природе своей видимых, ни одно творение, лишенное ума, не может быть прекраснее такого, которое наделено умом, если сравнивать то и другое как целое а ум отдельно от души ни в ком обитать не может.

Руководствуясь этим рассуждением, он устроил ум в душе, а душу в теле и таким образом построил Вселенную, имея в виду создать творение прекраснейшее и по природе своей наилучшее. Итак, следует признать, что наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения.

Аристотель 384383-322 - ученик Платона, критически переосмысливший доктрину своего учителя. Сочинения Аристотеля принято различать на экзотерические диалоги для публики - они почти полностью утрачены, и эзотерические лекции для учеников-лицеистов, из которых в списках сохранилось множество работ, наиболее известна из них - Метафизика, состоящая из 14 книг. Творческая эволюция Аристотеля может быть представлена как история разочарования в платонизме и метафизике с последующим поворотом к натурализму и эмпиризму.

Аристотель в критике Платона идет по пути ригоризации философского дискурса. Если Платон был склонен к изучению математических наук и равнодушен к эмпирическим явлениям, то Аристотель, напротив, обладал настоящей страстью к систематизации феноменов эмпирического мира. Если сократова майевтика и ирония, основанные на силе поэтического таланта, придавали платоновскому дискурсу открытый характер философствования как вечного поиска вне окончательной позиции, то научный дух Аристотеля тяготел к органическому синтезу и систематизации, а также к дифференциации методов в русле данного синтеза.

Философская систематика Аристотеля уже окончательно определит стабильные ракурсы метафизики, физики, психологии, этики, политики, эстетики, логики. Определение метафизики Аристотель не знал термина метафизика. Для обозначения метафизики он употреблял термин первая философия, отделяя ее от физики как второй философии.

Первая философия по Аристотелю есть обозначение попытки мысли выйти за пределы эмпирического мира, выход разума во внеэмпирическую реальность. Аристотель дает метафизике следующие определения исследование причин, первых, или высших начал познание бытия, поскольку оно бытие знание о субстанции знание о Боге и субстанции сверхчувственной. Метафизика служит определению оснований бытия как бытия. Аристотель реформирует онтологию элеатов, рассматривавших бытие как единое. Для Аристотеля бытие имеет много смыслов.

Если Платон не ввел в сферу бытия чувственный мир, полагая его промежуточным между бытием и небытием, то Аристотель вводит чувственное в сферу бытия, равно как и умопостигаемое. По мысли Аристотеля различные смыслы бытия являются выражениями того или иного качествования бытия как субстанции. Аристотель группирует смыслы бытия по четырем позициям бытие как категория бытие в себе - содержит десять высших значений родов бытия субстанция сущность, качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, иметь, покоиться бытие как акт и потенция бытие как акциденция - этот тип бытия является таковым не всегда, но иногда и по случаю, это бытие случайное и непредвиденное бытие как истина небытие как ложь - это тип бытия, который принадлежит человеческому интеллекту.

Первые два типа бытия являются предметом метафизики, образуя проблему субстанции. До Аристотеля, платоники полагали, что субстанция осуществлена в форме как таковой, еще ранее философы-натуралисты считали, что субстанция состоит из материальных элементов. Очевидной представляется точка зрения, которая видит субстанцию как нечто отдельное, в чем воплощено начало и формы и материи.

Аристотель как бы соединяет все предшествующие точки зрения в едином синтезе, определяя чувственно воспринимаемую субстанцию как взаимодействие следующих начал материя hyle есть начало, образующее чувственно воспринимаемую реальность, и в этом смысле материя есть основание, носитель формы и в то же время - это недетерминированная потенциальность форма есть начало, актуализирующее, определяющее материю, без формы вещь не может состояться, тем самым, форма есть сущность всякой вещи, ее субстанция композиция формы и материи, Аристотель называет ее synolos, представляет субстанциональность как таковую, соединяющую в одно целое начала формы и материи.

Таким образом, субстанцией является именно начало формы, которое Аристотель называл сутью бытия всякой вещи. Бытие в точном значении есть субстанция. Субстанция, в свою очередь, есть единство трех смыслов это материя, затем нечто отдельное и, наконец, это форма по преимуществу причем в восходящем порядке.

Соединение материи и формы есть энтелехия, то есть реализация формы в акте смешения потенциального начала материи и актуального начала формы. К примеру, Бог - это чистая энтелехия, а также душа - это энтелехия тела. Таким образом, в заключение можно отметить, что Аристотель критично относился в платоновской теории идей и критический пафос своей позиции он выразил, прежде всего, в учении о чувственной субстанции.

Аристотель полагал, что если идеи радикально отделены от мира вещей, как это было у Платона, то они не могут быть ни причинами их существования, ни основанием для их понимания. Аристотель возвращает форму в чувственный мир, как имманентное начало последнего. Теория синтеза материи и формы стала, таким образом, альтернативой мира идей Платона. Однако это не означает отрицания сверхчувственного мира. Это просто понижение статуса идей, утверждение, что идеи есть не более чем умопостигаемое обрамление чувственного.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Античная философия в контексте *научных* и вненаучных форм знаний

Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в… Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма… Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Платон и Аристотель метафизические альтернативы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Генезис философского мышления
Генезис философского мышления. В чем же заключен феномен античной цивилизации По мнению Бертрана Рассела, во всей истории нет ничего более удивительного и ничего более трудного для объяснения, чем

Социокультурные предпосылки античной философии
Социокультурные предпосылки античной философии. Прежде всего, к такого рода предпосылкам можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов YII-YI вв. до н.э. от гнома - изречение, греческо

Понятие и цель античной философии
Понятие и цель античной философии. Традиция приписывает введение термина философия Пифагору. Структурно феномен философии представляет единство содержания, метода, цели. Содержание философия стреми

Периодизация античной философии
Периодизация античной философии. Античная греческая и греко-римская философия имеет тысячелетнюю историю - с YI в. до н.э. по 529 г. н.э когда византийским императором Юстинианом 482483-565 были за

Древнегреческая цивилизация - фундамент зарождающейся философии
Древнегреческая цивилизация - фундамент зарождающейся философии. К примеру, М.К. Мамардашвили в своем докладе Сознание и цивилизация, сделанном в 1984 году на III-й Всесоюзной школе по проблемам со

Основные проблемы античной философии
Основные проблемы античной философии. Совокупную проблематику античной философии можно тематически определить следующим образом космология натурфилософы, в ее контексте тотальность реального видела

Научность философии миф или реальность
Научность философии миф или реальность. Формулировка принципа логоса принципа философии по мысли К. Хюбнера должна гласить Следует искать доказательства для высшей трансцендентности и демонстрирова

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги