Понятие философской антропологии

Понятие философской антропологии. полисемично. Этими словами обозначают самые разнообразные и подчас несопоставимые между собой оттенки метафизической мысли.

Трудно судить о критерии, который позволил бы провести необходимые демаркации. При определении предмета философской антропологии сразу возникают две трудности.

Крайне трудно вычленить собственно антропологическую тему в комплексе философского знания. Размышление о человеке захватывает самый широкий круг проблем. Этот спектр оказывается практически неисчерпаемым. В результате едва ли не все философские сюжеты вовлекаются в орбиту философско-антропологической мысли. Ее собственное пространство становится безбрежным. Гуревич, 1995, c. 92 Не каждая антропологическая тема обретает статус философско-антропологической.

Чтобы философская мысль была признана человеческой, нужны какие-то предусловия. Но каковы они Может быть, предполагается, что идея встраивается в некий целостный антропологический каркас Или философ предварительно должен заявить о себе как антропологически ориентированный мыслитель Может быть, само постижение должно быть эпохальным, раскрывать сущность человека, а не выражать частность человеческого естества Наконец не исключено что прав М. Бубер, который делит эпохи на антропологические и неантропологические. Еще один исток философско-антропологического мышления - конкретное научное знание.

Может быть, уместно видеть провозвестников темы человека в тех, кто опирался на данные естественных наук и пытался разработать основы человеческого поведения З.Фрейд, М.Шелер, Э.Кассирер Однако наиболее значительные интуиции рождаются в философии не только на фундаменте реального знания, а зачастую вопреки ему. Не исключено, что именно в этом, а вовсе не в следовании науке, признак собственно философско-антропологического мышления. Гуревич, 1995, c. 93