рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Августин Блаженный. Современная оценка

Августин Блаженный. Современная оценка - раздел Философия, Августин Блаженный о человеке Августин Блаженный. Современная Оценка. Нет Необходимости Доказывать Присутст...

Августин Блаженный. Современная оценка. Нет необходимости доказывать присутствие Августина в культуре последних поколений, считая и наше. Он остается одним из тех немногих христианских мыслителей, о котором не-христиане знают и помнят, и кому они как минимум отводят место в истории развития человеческого духа. Августин более чем какой бы то ни было иной мыслитель, повлиял на западную теологию и веру он стал творцом средневековой парадигмы и более чем какой бы то ни было иной отец церкви отвергнут восточным христианством.

Какими бы далекими ни представлялись научные и церковные взгляды Августина, особенно в эпоху триумфа либерализма, протестантизм не переставал интересоваться им и, некоторым образом, оспаривать его принадлежность только к католицизму.

Католики же не перестают почитать его как одного из самых великих Учителей. И это несмотря на парадоксальный характер августинианства, приносившего не только полезные плоды, но также ереси и заблуждения. Августин единственный из отцов церкви, сохраняющий влияние до сего дня. Язычники и христиане, философы и теологи вне зависимости от направления или конфессии, к которым они принадлежат, испытывают неодолимое стремление к тому, чтобы изучать его труды, спорить с его взглядами и противостоять его личности.

Одновременно Августин продолжает оказывать опосредованное воздействие в качестве осознанной или неосознанной традиции на западные церкви, а через них в более или менее измененном виде и на общее культурное сознание Августин гений. Он единственный из отцов церкви, кто может безоговорочно претендовать на этот выспренний титул, который для наших современников означает наивысшую оценку. Так пишет историк-протестант Ганс фон Кам-пенхаузен вполне в русле западной традиции, согласно которой никакая похвала Августину не является чрезмерной.

Несомненно, большая заслуга Августина состоит в том, что он энергично указал западной теологии, склоняющейся к концепции оправдания делами, на паулинистскую весть об оправдании, которая с исчезновением иудео-христианства перестала интересовать эллинистических христиан, и таким образом обратил ее внимание на значение благодати. В то время как восточная теология по-прежнему находилась под сильным влиянием взглядов Иоанна и во многом игнорировала паулинистскую проблематику оправдания с ее антитезами, уделяя большее внимание рассуждениям об обожествлении человека, Августин напротив, основываясь на собственном жизненном опыте и на плодах своего глубокого изучения творений Павла, сделал проблему благодати центральной темой западной теологии и в этой сфере нашел бесчисленные доступные латинские формулировки.

Вопреки широко распространенному в древней латинской церкви морализму, всецело основывавшемуся на заслугах человека, он показал всеобщую обусловленность божественной благодатью Что ты имеешь, чего бы не получил Итак, согласно Августину, христианство должно быть религией не дел и закона, а благодати.

Это великое достижение Августина превозносили весьма часто. Но по мнению швейцарского теолога Ганса Кюнса нет ни малейшего сомнения, что тот самый Августин, который в противовес греческому тезису о примате интеллекта совершенно правомерно выступал за примат воли и любви, который написал такую потрясающую фразу, как Dilige, et quod vis fac Люби и делай, что хочешь, который умел столь блестяще писать о милости Божьей, что именно он несет ответственность и за в высшей степени сомнительные пути развития латинской церкви, а именно, в следующих основополагающих пунктах. 1. Подавление сексуальности в западной теологии и церкви.

По сравнению с другими латинскими теологами например, с Иеронимом Августин более явно подчеркивал равенство мужчины и женщины по крайней мере на духовном уровне относительно рационального мышления, обусловленное богоподобием обоих полов.

Но в то же время он разделял общепринятое в те годы мнение о том, что в телесном отношении женщина находится на более низкой ступени, чем мужчина, ведь согласно книге Бытия, она была создана из мужчины и для мужчины Быт. 2. Теория сексуальности и греха была столь важна для Августина, что даже в семьдесят лет он испытывал необходимость в том, чтобы написать письмо преемнику Иоанна Хризостома, константинопольскому патриарху Аттику с изложением своей весьма сомнительной позиции это письмо было найдено лишь недавно.

Августин писал Влечение имеется в виду злой зов плоти, пламя которого совершенно без разбору направляется на дозволенные и недозволенные объекты, которое удается обуздать стремлением к браку, призванному служить его удовлетворению и в то же время удерживающему его от всего недозволенного Против этого влечения, противостоящего закону природы, должны бороться все виды целомудрия и целомудрие супружеских пар с тем чтобы зов плоти мог быть использован надлежащим образом, и целомудрие соблюдающих воздержание мужчин и дев с тем чтобы оно вообще не возымело действия, что еще лучше и такая борьба овеяна большей славой.

Если бы подобное влечение существовало в раю, то благодаря достойной удивления степени свободы оно никогда не преходило бы заповеди воли Никогда не вынуждало бы оно дух к мыслям о неподобающих и непозволительных радостях.

Не требовалось бы держать его в узде с помощью супружеской умеренности или вести с ним борьбу с непредсказуемым результатом посредством аскетических усилий 2. Овещвление благодати в западной теологии и благочестии. На Востоке представление о сотворенной благодати gratia creata, соответствующее западному латинскому учению о благодати, вообще не получило развития там интересовались исключительно вожделенным обожением человека, его бессмертием и нетленностью. В противоположность этому на Западе уже Тертуллиан понимал благодать не столько по-библейски как образ мыслей Бога и отпущение грехов, сколько в русле стоицизма как имеющуюся в человеке vis, как некую силу, более могущественную, чем природа natura именно у Тертулли-ана мы впервые находим противопоставление природы и благодати.

И для Августина также благодать прощения служит лишь приуготовлением к благодати вдохновения, которая входит в человека как некая динамичная субстанция благодати, спасающая и преобразующая его. Это gratia infusa, нечто вроде сверхприродного топлива, приводящего в движение изначально недееспособную волю. В таком случае, говоря о благодати, Августин уже подразумевает не милостивого к нам живого Бога, но отличную от Бога, ставшую самостоятельной, зависимую преимущественно от таинства сотворенную благодать, о которой ничего не говорится в Новом Завете.

Но именно на такой благодати было в средние века сосредоточено внимание латинской теологии и церкви церкви, построенной на благодати и таинствах, что в корне отличало ее от греческого богословия. 3. Страх перед предопределением, характерный для западного благочестия.

Греческие отцы церкви придерживались мнения о свободе выбора человека и до и после грехопадения. У них не было представления о неизбежном божественном предопределении к блаженству или проклятию, а иногда они как, например, Ориген и его последователи склонялись к идее всеобщего прощения грешников. В отличие от них состарившийся Августин, чрезмерно увлекшийся полемикой с пела-гианами, принялся отстаивать манихейские мифологемы.

Это привело к нивелированию универсального значения Христа в деле спасения и совершенно вразрез с позицией Павла к индивидуалистически ограниченному пониманию высказываний Послания к римлянам об Израиле и церкви. Что же это за Бог, который, руководствуясь своей справедливостью, изначально приговаривает несметное число людей, в том числе даже несчетное множество некрещеных младенцев, к вечному проклятию даже если, быть может, в более мягкой форме Современник Августина Иоанн Златоуст настойчиво подчеркивал невиновность малых детей, поскольку многие в его общине верили в то, что младенцы могут быть умерщвлены с помощью колдовства и что их душами владеют демоны.

Кстати, Августин внес немалый вклад в распространение страха перед демонами в западной церкви. Хотя его учение о предопределении уже Винцентом из Лерина было отвергнуто как новшество, противоречащее принципу кафоличности то, во что веруют везде, всегда, все, и никогда не получило полного признания средневековой церкви, тем не менее многих людей вплоть до Мартина Лютера терзал страх по поводу того, будут ли спасены их души, страх, совершенно не соответствующий благой вести Иисуса и противоречащий воле Бога к всеобщему спасению.

Даже французский специалист по патрологии Анри Марру, обычно благожелательно относящийся к Августину, вынужден прийти к следующему заключению Как показывает история влияния учения Августина, за то, что его идеи часто извращались, большую часть ответственности несет он сам 2. 4. Новая трактовка учения о Троице.

В теологии Августина, не уделявшего много внимания вопросам христианского образа жизни мирян или космологическим аспектам благочестия, мы находим немало спекулятивных рассуждений о Боге. Ведь Августин переставил акценты не только в подходе к сексуальной морали или в теологии благодати и таинства, но и в учении о Боге. Он по-новому осмыслил традиционный христианский тринитаризм, существенно выйдя за пределы сказанного до него Оригеном о единстве и троичности Бога. Очень кратко эти новации можно сформулировать следующим образом Мысль греков отталкивалась от идеи об одном Боге и Отце Отец и есть Бог, единый и единственный принцип arche Божественности, которую Он дарует Сыну Бог от Бога и свет от света, а в конце концов и Святому Духу. Наглядно это можно представить так есть три расположенные в ряд звезды, и одна из них дает свет двум другим, но в нашем восприятии все они сливаются в одну звезду.

Августин же выступает за единую божественную природу, или субстанцию, за общую для всех трех ипостасей божественную сущность, великолепие, величие.

Исходным пунктом и основоположением его учения о Троице служит именно эта божественная природа, которую он рассматривает как принцип единства Отца, Сына и Святого Духа, причем эти три ипостаси различаются лишь как стороны вечной взаимосвязи, лежащей в основании внутрибожественной жизни.

Отец узнает себя в Сыне, а Сын в Отце, и в результате этого узнавания происходит истечение Духа как персонифицированной любви. Таким образом, Августин утверждает принцип двойственного исхождения Духа. Это то самое знаменитое латинское добавление к никейскому Символу веры Дух, исходящий от Отца и Сына filioque, которое греки и по сей день отвергают как абсурдное. Таким образом, вместо изначально простых триадических исповедальных положений Нового Завета об Отце, Сыне и Духе было выстроено претенциозное в интеллектуальном отношении спекулятивное тринитарное учение о том, что три равно одному.

Все усилия этой едва ли не высшей тринитаристской математики достичь понятийной ясности не привели к каким-либо решениям, способным выдержать испытание временем. Возникает вопрос не подобна ли эта греко-латинская спекуляция, оторвавшаяся от библейской почвы и отважно пытающаяся выведать тайну Бога в головокружительных высотах, не подобна ли она сыну родоначальника афинского художественного промысла Дедала Икару, слишком близко подлетевшему к солнцу на самодельных крыльях из перьев и воска Исследуя произведения Августина и то влияние, которое они оказывали на умы людей на протяжении столетий, Ганс Кюнг считает, что речь следует вести не о неисчерпаемом богатстве его теологических тезисов, а скорее об эпохальном значении Августина для выработки новой латинской, католической парадигмы, разительно отличающейся от греческо-эллинистической Августина нельзя просто старательно игнорировать, как это принято в восточной теологии, но нельзя считать, как некоторые западные интерпретаторы, что он вообще вне всякой критики.

К его оценке нужно подходить дифференцированно, в первую очередь обращая внимание на то, что он был творцом новой парадигмы.

Ведь каждая смена парадигм это не только шаг вперед, напротив, любая такая смена связана как с завоеваниями, так и с потерями. И на самом деле, новая теологическая парадигма возникла тогда, когда этот изначально внешне светский человек, глубокий диалектик, одаренный психолог, блестящий стилист и, наконец, неистовый христианин пришел к необходимости теологически переработать свой разнообразный опыт, создав великий синтез, подобно тому как это доброе столетие назад сделал Ориген.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Августин Блаженный о человеке

Окруженный восточным двором, он управляет с помощью милитаризованного, иерархического, исключительно сложного бюрократического аппарата плановая… Это воистину мир террора команда у власти воплощает всю мощь хозяина, но… Его детство совпало с последним всплеском римской мощи. На зрелые годы пришлось падение крепостных стен Рима - 24…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Августин Блаженный. Современная оценка

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Что же за тайна человек
Что же за тайна человек. Как же люди отправляются в путь, чтобы восхититься горными вершинами, грозными морскими волнами, океанскими просторами, блужданиями звезд, но при этом оставляют в небрежени

Истина и прозрение
Истина и прозрение. Познавательный процесс Августин интерпретирует так. 1 Ощущение, как учил Плотин, не есть аффект, воздействие, претерпеваемое душой. Чувственные объекты действуют на чувст

Августин Блаженный об истоках греха
Августин Блаженный об истоках греха. Рассматривая наиболее интересные аспекты учения блаженного Августина, следует прежде всего остановиться на его произведениях Против Пелагия. Согласно Пелагию, н

Град земной и Град Божий
Град земной и Град Божий. Назначение человека, назначение человечества вот о чем размышляет Августин. В последних двенадцати книгах 0 граде Божьем его апология превращается в широкомасштабно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги