рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Аристотель об этике

Работа сделанна в 1997 году

Аристотель об этике - Реферат, раздел Философия, - 1997 год - Московский Энергетический Институт Технический Университет Кафедра Философии...

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра Философии Реферат на тему Аристотель об этике Выполнил аспирант Колобаев В. В. Проверил преподаватель Иванов Е. И. 1997 год. Содержание.Стр. I. Вступление. Античная философия II. Жизнь и творчество Аристотеля 6 III. Этика 1. Этические сочинения Аристотеля 2. Значение этики для Аристотеля 3. Ученик против учителя 4. Добродетель IV. Заключение V. Список сносок VI. Список используемой литературы 22 Античная философия. Античная философия представляет собой совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII века до нашей эры и в древнеримском рабовладельческом обществе, начиная со II века до нашей эры вплоть до начала VI века нашей эры. Античная философия - единое и своеобразное явление в развитии философского сознания человечества.

Она складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и других знаний, в результате переработки древней мифологии в искусстве и поэзии, в результате изменения представлений о природе и человеке в отличие от мифологии.

Уже в V веке до нашей эры возникли философские космогонические системы, в которых миф играет роль не столько основного воззрения, сколько образного средства выражения мысли.

В VI веке и даже в V веке до нашей эры философия и знание о природе не были отделены друг от друга. Число возникавших гипотез было очень велико, так как отсутствовали способы экспериментальной проверки. Для философии это множество гипотез означало многообразие типов философского объяснения мира. Это многообразие и высокий уровень разработки гипотез сделали Античную философию школой философского мышления для последующих времен и поколений. Исходной точкой развития Античной философии был философский материализм.

Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит полагали, что все вещи произошли из какого - то одного, и притом вещественного начала. Хотя их мнения были различными. Фалес считал, что в основе всего лежит вода, из нее все возникает и в нее все превращается. Анаксимандр полагал, что в основе бытия лежит определенное математическое число - апейрон, а Анаксимен - воздух. Гераклит - отец диалектики - думал, что огонь является основой бытия и мира. Однако внутри этой материалистической основы рано наметились отдельные воззрения, которые впоследствии привели к возникновению идеализма.

Элементы раскола на материалистические и идеалистические направления появились уже у самых ранних греческих мыслителей. Эти элементы превратились во второй половине V и второй половине IV века до нашей эры в противоположность материализма и идеализма. Не менее ясно выступает в Античной философии противоположность диалектического и материалистического методов мышления.

По - существу, многие первые греческие философы были диалектиками и рассматривали природукак целое и во взаимодействии и связи ее явлений. За тысячу с лишним лет развития Античной философии материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сложившиеся в древнегреческой философии, претерпели сложную эволюцию, отражавшую диалектику развития самого общества. Материализм в Античной философии развивали Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит и, позднее, Эпикур. Появляется много материалистических философских учений.

Детерминизм - учение, по которому все в мире происходит по определенной причине, то есть все в мире обусловлено основопожник учения - Демокрит. Плюрализм множественность - философское учение, которое рассматривает в основе бытия несколько независимых начал у Эмпедокла это - огонь, земля, вода и воздух у Анаксагора - семена, которые падают из космоса на землю и образуют окружающий мир. В лице Сократа и, особенно, Платона сложилось учение философского идеализма. С этого времени в Античной философии ясно обнаруживаются две борющиеся между собой основные линии развития материализм и идеализм.

Интенсивной была борьба между школами эпикуреизма и стоицизма, в учения которых, материалистические в своей основе, все более широко проникали идеи идеализма. На первое место среди вопросов философии выдвигаются вопросы этики, опирающейся, однако на учение о природе и теорию познания и мышления. Философские школы превращаются в замкнутые содружества людей, объединенных повышенным интересом к вопросам этики и воспитания.

Одновременно изменяется соотношение между философией и специальными науками, появляется новый тип литературы - специальной, доступной только подготовленным. В эпоху Римской Империи, обострения кризиса рабовладельческого общества усиливается стремление к религиозности. С Востока на Запад проникает и распространяется волна религиозных культов и учений. Сама философия становится религиозной, а внекоторых учениях даже мистической. В 529 году император Юстиниан издал декрет о закрытии философских школ в Афинах.

Но еще до этого декрета основной круг идей Античной философии завершил свое развитие. Подводя итог, можно выделить несколько основных особенностей Античной философии 1. Греческая философия уходит своими корнями в культуру Древнего Востока. 2. В Греции не было контроля жречества как на Востоке. Поэтому под действием свободомыслия и свобододействий знания преобразовывались в отдельные науки. 3. Философия не являлась отдельной наукой, а развивалась в науках о медицине, природе, физике, этике, эстетике и других. 4. Античная философская мысль породила несколько направлений натурфилософию, неоплатонизм, дуализм и другие, а античная наука - ряд наук. 5. Высказывание гипотез и идей проходило на основе наблюдений, а не практики. Жизнь и творчество Аристотеля.

Аристотель - величайший из древнегреческих философов, основоположник дуализма, отец логики, ученик и решительный противник Платона.

Он родился в 384 году до нашей эры в Стагире - городе на северо - западном побережье Эгейского моря. Его отец - Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Но сын не унаследовал должность отца. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в Афины, где становится учеником Платона. В его академии он пробыл до смерти учителя. По истечении 10 лет после смерти Платона Аристотель покидает Афины. Он много путешествует.

Филипп Македонский приглашает философа для обучения Александра - своего сына. Александр Македонский любил Аристотеля и называл его своим вторым отцом. Аристотель не был согласен с политикой Македонского и по истечении некоторого времени покинул его и вернулся в Афины. Здесь он создает свою школу, получившую название Линей, по имени храма Аполлона Линейского, вблизи которого и находилась эта школа. При школе был сад с галереями для прогулок peripatos, и поскольку занятия проходили там, школа получила название перипатической, а принадлежащие к ней стали называться перипатетиками. Второй афинский период был временем окончательного оформления системы воззрения Аристотеля и подведения итогов.

Не меньшее значение имело преподавание в Линее, привлекавшее многочисленных учеников. Смерть Александра Македонского вызвала антимакедонское восстание в Афинах. Аристотель, известный ссвоими македонскими симпатиями, был обвинен в безбожии и изгнан. Философ вынужден был бежать в Халкиду на остров Эвбея, где у него было поместье.

Летом 322 года он умер. Вопрос о хронологической последовательности произведений Аристотеля чрезвычайно труден, поскольку они несут отпечаток разновременности. Однако, несомненно, что его более ранние произведения проникнуты платонизмом. Диалог Эвдем или О душе содержит доказательства бессмертия души, сходные с аргументами Платона. Следуя Платону, он провозглашает душу формой, и потому хвалит здесь тех, кто рассматривает ее как месторождение идей 1. Другое крупное сочинение, дошедщее до нас в значительном числе фрагментов - Протрептик Увещание - в последствие распространенный жанр философских произведений, приглашающих к изучению философии и побуждающих к созерцанию жизни. Аристотель, разделяя еще платоновскую теорию идей, высшим благом провозглашал мышление. Это слово он употребляет в значении проникновения философского ума в высшую реальность - мир идей. Лишь в сочинении О философии, относимом некоторыми исследователями ко второму периода творчества Аристотеля, обнаруживаются существенные отклонения от платонизма.

Так, он критикует теорию идей, сводя идеи к математическим числам.

В этом же сочинении он писал о двойном происхождении веры в богов через вдохновения нисходящие на душу во сне, и через наблюдение упорядоченного движения светил. В своем произведении Государство Платон уподобил наш мир пещере, в которой сидят прикованные пленники, видящие перед собой лишь тени вещей, существующих в подлинном мире, то есть в мире идей. Узники ничего не знают о подлинном мире. Аристотель же говорит, что обитатели самой прекрасной и благоустроенной пещеры, только слышавшие о богах, лишь выйдя на поверхность земли и узрев красоту земного мира, действительно поверят в то, что есть боги, и, что все это - произведение богов 2. Таким образом, не созерцание запредельного мира идей, а наблюдение и исследование нашего, земного мира ведет к высшей истине.

Это различие теоретических установок Платона и Аристотеля составило главную основу их расхождения.

Зрелые произведения Аристотеля делятся традиционно на восемь групп 1. Логические труды Категории, Об истолковании, Аналитики первая и вторая, Топика, О софистических опровержениях. 2. Философия природы Физика в 8-ми книгах, О небе в 4-х книгах, О возникновении и уничтожении в 2-х книгах, О небесных явлениях в 4-х книгах. 3.Психология О душе в 3-х книгах, а также Малые труды по естествознанию, включающие трактаты О воприятии и воспринимаемом, О памяти и воспоминании, О сне, О бессоннице, О вдохновении во сне, О длительности и краткости жизни, О жизни и смерти, О дыхании. 4. Биологические труды О частях животниых, О движении животных, О передвижении животных, О происхождении животных.

Также есть ряд трактатов, написанных в школе Аристотеля, авторы которых не установлены. Важнейший из них - Проблемы, где рассмативаеются вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики, музыки. 5. Первая философия сочинение в 14-ти книгах, получившее название Метафизика. 6. Этика Никомахова этика в 10-ти книгах, Большая этика в 2-х книгах, Евдемова этика, из которой печатаются отдельные книги. 7. Политика и экономика Политика в 8-ми книгах, Экономика в 3-х книгах.

В школе Аристотеля было описано государственное устройство 158 греческих городов-государств. В 1890г. был найден папирус с текстом Афинской политики Аристотеля. Сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. До I века н.э. они продолжали в подземном книгохранилище, а затем попали в библиотеку Апелликона Теосского в Афинах.

Затем они оказались в Риме, где и были изданы главой тогдашних перипатетиков Андрником Родосским. Уже перечень произведений Аристотеля показывает энициклопедичность его учения. В нем не только охвачены все области тогдашнего знания, но и произведена его первичная классификация, так что впервые из философии как таковой выделены специальные науки. Э Т И К А. Этические сочинения Аристотеля. С именем Аристотеля связываются три сочинения по этике Никомахова этика, Евдемова этика и Большая этика.

Вопрос о принадлежности этих сочинений Аристотелю все еще является предметом дискуссий. В настоящее время подлинным трактатом признается лишь Никомахова этика. Относительно Евдемовой этики мнения расходятся одни исследователи считают автором произведения Евдема Родосского, ученика Аристотеля, другие считают, что он лишь редактировал рукопись своего учителя после его смерти. Судя по содержанию, автором Большой этики является один из учеников Аристотеля, имя которого осталось неизвестным.

Вероятно мнение, согласно которому этические сочинения Аристотеля отредактированы после его смерти сыновьями, Никомахом и Евдемом. Представляет трудности вопрос о хронологической последовательности входящих в трактаты книг. Исследователи В.Йегер полагают, что Никомахова этика, а также некоторые части Метафизики и Политики были написаны Аристотелем в последний период его жизни и деятельности, т.е. с 336 по 322 г.до н.э. В это время он подвергает критике теорию идей Платона и развивает учение о форме и материи, изложенное в ранних частях Метафизики, а также формирует идею о единстве души и тела. Он выдвагает теорию, согласно которой взаимоотношения души и тела аналогично отношению формы и материи, когда придает смысл и цель жизни.

Основой этики Аристотеля служит психология. Этика изучает индивидуальное поведение человека, его политику, является по преимуществу социально-политической этикой, т.е. областью знаний, исследующей нравственные задачи гражданина и государства, вопросы воспитания хороших граждан и заботы об общем благе.

Этика Аристотеля занимает среднее положение между его психологией и политикой.

Значение этики для Аристотеля

Он разделил науки на три большие группы теоритические умозрительные, п... представляет собой высший вид духовно-творческой деятельности. Лишь в ... Античная наука ориентирована не на овладение силами природы, т.е. Но являются ли нравственность, этика и политика, а также искусство, на... Это значит, что через мышление человек делает правильный выбор в своих...

Ученик против учителя

Значит, человек способен обладать положительными нравственными качеств... Познание того, что есть добро и что зло, не обязательно сопровождается... Аристотель считал, что меры, предлагаемые Платоном, могут привести к п... По вопросу о прирожденном или приобретенном характере высших психическ... Вторые - добродетели воли, характера к ним относятся мужество, щедрост...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Непреходящей заслугой Аристотеля остается создание науки, названной им этикой.

Впервые среди греческих мыслителей он основой нравственности сделал волю. Аристотель рассматривал свободное от материи мышление как верховное начало в мире - божество.

Хотя человек никогда не достигнет уровня божественной жизни, но, насколько это в его силах. он должен стремиться к нему как к идеалу. Утверждение этого идеала позволило Аристотелю создать, с одной стороны, реалистическую этику, основанную на сущем, т.е. на нормах и принципах, взятых из самой жизни, какова она есть в действительности, а с другой - этику, не лишенную идеала. Этика Стагирита, весь ее смысл и назначение состоит в том, чтобы показать, как избежать несчастья и достигнут счастья, доступного смертному человеку.

По духу этического учения Аристотеля, благополучие человека зависит от его разума благоразумия, предусмотрительности. Аристотель поставил науку разум выше нравственности, сделав тем самым нравственным идеалом созерцательную жизнь. Сообразно своему этическому идеалу Стагирит высоко ценит традиционные античные добродетели гражданина - мудрость, мужество, справедливость, дружбу. Однако он не ведает о любви человека к человеку в том смысле, как этому стали учить христианские богословы. Гуманизм Аристотеля совершенно отличен от христианского гуманизма, согласно которому все люди - братья, т.е. все равны перед богом.

Аристотелевская этика исходит из того, что люди не одинаковы по своим способностям, формам деятельности и степени активности, поэтому и уровень счастья или блаженства разный, а у некоторых жизнь может оказаться в общем и целом несчастной. Так , Аристотель считает, что у раба не может быть счастья. Он выдвинул теорию о естественном превосходстве эллинов свободных по природе над варварами рабами по природе.

Для Аристотеля человек вне общества это или бог, или животное, Но так как рабы представляли собой иноплеменный, пришлый элемент, лишенный гражданских прав, то получалось, что рабы - как бы не люди. а раб становится человеком, только обретя свободу. Этика и политика Аристотеля изучают один и тот же вопрос - вопрос о воспитании добродетелей и формировании привычек жить добродетельно для достижения счастья, доступного человеку в разных аспектах первая - в аспектах природы отдельного человека. вторая - в плане социально-политической жизни граждан.

Для воспитания добродетельного образа жизни и поведения одной нравственности недостаточно. необходимы еще законы, имеющие принудительную силу. Поэтому Аристотель заявляет, то общественное внимание к воспитанию возникает благодаря законам, причем доброе внимание - благодаря добропорядочным законам 17. СПИСОК СНОСОК. 1 Аристотель.

О душе, III, 429 а. 2 Аристотель. Фрагменты - Fragmenta. ed Rose V 1886. 3 Аристотель. Метафизика, I 2, 982 в 3. 4 Аристотель. Метафизика, I 1, 981 а 30 - 981 в 2. 5 Аристотель. Метафизика, IV 1, 1025 в 25. 6 Платон. Протагор, 345 е Законы, 731 d - 725 b, 875 c. 7 Аристотель. Никомахова этика, III 7, 1113 в 30. 8 Аристотель. Никомахова этика, X 7, 1179 в 25 - 30. 9 Аристотель. Никомахова этика, I 3, 1179 а 5. 10 Аристотель. Политика, II 1, 10, 1261 в 330. 11 Аристотель.

Политика, II 2, 5, 1263 а 35. 12 Аристотель. Политика, II 2, 9, 1263 в 30 - 35. 13 Аристотель. Никомахова этика, VI 13, 1144 в 5. 14 Аристотель. Никомахова этика, II 6, 1106 в 35 - 1107 а. 15 Аристотель. Никомахова этика, II 9, 1109 а 30. 16 Аристотель. Никомахова этика, III 7, 1113 в. 17 Аристотель. Никомахова этика, X 10, 1180 а 30 - 35. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Аристотель. Сочинения в 4-х томах, том 4. 2. Богомолов А.С. Античная философия. 3. Философский словарь.

– Конец работы –

Используемые теги: Аристотель, этике0.055

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Аристотель об этике

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Соотношение понятий этика, прикладная этика и профессиональная этика
Этика развивается более х тысяч лет являясь одной из наиболее древних человековедческих дисциплин Отцом этики считают древнегреческого... Термин этика происходит от древнегреческого слова ethos под которым... В развитом состоянии этика представляет собой науку о морали содержащую две составляющих теоретические исследования...

Тема 1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКИ
ВВЕДЕНИЕ... Тема ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКИ...

Реферат по этике на тему Этика бизнеса
Реферат по этике на тему...

Тема 2. АНТИЧНАЯ ЭТИКА МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЭТИКА КИТАЯ И ИНДИИ
Контрольные вопросы... В ч м с вашей точки зрения состоит проблема морального индивида... Каково отношение к смерти имело место в эпоху Античности в целом в героический период и в концепциях отдельных...

ЭТИКА ДОЛГА И ЭТИКА СЧАСТЬЯ (НА ПРИМЕРЕ КАНТА И ГЕЛЬВЕЦИЯ)
В рамках этики были созданы различные этические системы, в которых предложены разные объяснения и нормативы морали.Одним из возможных подходов к… Эти два подхода ярко отражены в этике Иммануила Канта 1724-1804 и Клод Адриана… Задача философской этики, таким образом, не сводится к рекомендации ценностных ориентиров, а ее функцией является…

Дисциплина: Профессиональная этика юриста ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ по курсу Профессиональная этика юриста Учебно-методический комплекс ФЭП КАУ
Направление Юриспруденция... Дисциплина Профессиональная этика юриста... ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ...

Тема 2. АНТИЧНАЯ ЭТИКА МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЭТИКА КИТАЯ И ИНДИИ
Контрольные вопросы... В ч м с вашей точки зрения состоит проблема морального индивида... Каково отношение к смерти имело место в эпоху Античности в целом в героический период и в концепциях отдельных...

Тема: 1.1 "Предмет, специфика и задачи этики. Что такое этика"
тема quot Предмет специфика и задачи этики Что такое этика quot... quot История этических учений quot... тема quot Этические учения Древнего Востока Древней Индии Древнего Китая quot...

Тема 1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКИ
ВВЕДЕНИЕ... Тема ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКИ ОБЩЕСТВА...

Глава 5. Этика личности и корпоративная этика
Глава Этика личности и корпоративная этика... Законодательные правила и этикет... Этический свод законов компании В профессиональной сфере Хотя...

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам