Культурологическая и психосексуальная теория Фрейда

Культурологическая и психосексуальная теория Фрейда СОДЕРЖАНИЕ 1. ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА 1. ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО" 2. КОНТРОЛЬ "Я". 3. СИСТЕМА "СВЕРХ-Я" 1.4. "КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА 5. ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ 2. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА 1. РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ 3. ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА 1. РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является известным австрийским психиатром и психоаналитиком.

От простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволюционировал к сложному психоанализу общества, культуры. Итогом его научных изысканий послужила теория психосексуального развития общества и индивида. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный и противоречивый путь. Делая свои первые шаги в области психиатрии, он руководствовался постулатами естественнонаучного материализма ХХ века, но как творец психоанализа ученый отошел от них в сторону идеалистическо-иррационалистической "философии жизни" (Шопенгауэр, Ницше и др.) , под влиянием которой сложилось представление об основополагающем значении для челов ческого поведения "психической энергии", присущей инстинктивно-физиологическим влечениям индивидов.

В психике человека Фрейд сначала выделял две относительно автономные, но постоянно взаимодействующие между собой структуры бессознательного "оно" и сознательного "Я", а затем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго" (см. сноски на последней странице) , которое внедряется в "Я", но без специального анализа не осознается им. По мнению Фрейда, причиной невроза является особого рода конфликт между "оно", "Я" и "сверх Я". В чем же заключается основной конфликт этих трех субстанций? Рассмотрим каждую из них в отдельности.

ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО" Если считать, что человек такое же детище при роды, как и остальные известные нам живые существа, то он в определенной мере - наделен теми же качествами, что и они. Если считать, что животные не наделены таким разумом, как человек, то единственной точкой соприкосновения у них являются инстинкты.

Как правило, у человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть размножения, которые, в свою очередь, складываются из множества инстинктивных факторов.

Причем эти два инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека (Я) эти факторы как жизненно необходимые утратили свое былое значение. Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности.

Со временем пища стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища, и другие приспособлен я и по максимуму обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо.

Такие человеческие стремления, как агрессивность, желание выдвинуться, которые до этого относились к инстинкту самосохранения, согласно второму закону диалектики, перешли в другое качество, то есть они перешли к "либидо". Итак, в результате эволюции, основной движущей силой в жизни человека стал инстинкт размножения. КОНТРОЛЬ "Я" Согласно теории Фрейда, "оно" набрало свою изначальную силу, но параллельно с этим развивалось и "я". Человек отличается от своих меньших собратьев разумом.

В нашем случае разумом является "эго". Так как инстинкты, или "оно", служат всего лишь внутренним наполнителем, то можно сравнить "оно" с какой-либо жид костью, то есть в строго концентрированном состоянии "оно" находиться не может, потому что в этом случае при сосредоточении одних инстинктов, человек из гомосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, поп росту говоря, в животное. Поэтому "я" или "эго" являются соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинкты.

Именно на этом этапе возникают первые противоречия. Так как все находится в развитии, и покой относителен, то, следовательно, "я" и "оно" изменяются во времени, причем если "оно" уже определилось, то "я" в ходе культурного развития продолжает расти. Если предположить, что каждому предмету и явлению соответствует свое время и свое место, то, следовательно, и человеческой психике присуще свое место и время в общей при роде. Говоря проще, человеческую психику можно сравнить с клеткой, где происходят соответствующие явления.

Соответственно, оболочкой клетки является "я", а - 5 внутренним содержанием "оно" (в этом "оно" идут разнообразные мелкие процессы) . Во времени клетке надо развиваться и, если внутреннее содержание уже сформировалось и претерпевает незначительные изменения, то наружная оболочка с развитием культуры все растет и утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как там место занимают другие клетки (другие индивидуумы) , следовательно, оболочка растет внутрь, все более и более сжимая внутреннее содержание "оно". Наконец, давление внутри становится столь велико, что внутреннее содержание пытается разорвать наружную оболочку.

Этот внутренний конфликт и является главным противоречием между психосексуальным "оно" и контролирующем "я". Не случайно с ростом и развитием культуры человечество все чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы. Но главная проблема в том, что человек не догадывается о противоречии внутри себя. В ясном осознании "я" своих запретных влечений, обеспечиваемом психоаналитической дешифровкой смысла невротических симптомов, Фрейд видел средство восстановления психического здоровья.

Если говорить проще, то при помощи психоанализа обнаруживается то место в психике, в котором наблюдается давление и образуется, так называемая, выпуклость. Обнаружив это место и устранив в нем возникшее противоречие, человеку возвращается здоровая психика. 1.3. СИСТЕМА "СВЕРХ-Я" Теперь рассмотрим "супер-эго", или "сверх- Я". "Сверх-Я" является неотъемлемой частью человеческой психики.

Так как человек живет в обществе, то оно - 6 оказывает на него влияние. Вернемся к предложенным вы ше рассуждениям. Если человек представляет из себя систему (отдельную) , то есть клетку, то клетка одна существовать не может, она погибает (вычлените из организма отдельную клетку) . Эти клетки образуют ткань, та, в свою очередь, образует орган, а последний систему органов, образующих большой, единый организм.

Так вот оболочки этих клеток соединены между собой. Именно эта совокупность всех "Я" и образует "сверх-Я". Можно сказать, что "сверх-Я" представляет собой сово купность всех общественных отношений (контролирующих поведение человека) . "КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА Теперь рассмотрим взаимодействие " Я", "оно" и "сверх-Я" на практике (на конкретном примере) . Издавна люди заметили, что инцест (кровосмешение) сказывается на потомстве отрицательно. Для сохранения чистоты генотипа и дальнейшей эволюции человечества инцест был запрещен (религией, законодательством) . Эту запретную установку выдало "сверх-Я", или совокупность всех сознательных параметров. "Я", подчиняясь этому закону общества, стало ограничивать инцестуозные побуждения. Однако сексуальное влечение ребенка в раннем возрасте направлено на близких, а в большей степени, на мать, так как она ближе всего к нему, то есть, можно сказать, что вольно или невольно бессознательное "оно" создает инцестуальные предпосылки, которые подавляются общественной моралью.

Вот тут-то и проявляется противоречие, которое или со временем (с возрастом) разрешается, или 7 выливается в "Эдипов комплекс". Так как на начальной стадии ребенок видит отца своим соперником, то у него появляется желание свергнуть тоталитарный режим своего родителя или убить его. По обобщенной теории Фрейда можно сказать, или, вернее, предположить, что в древности в определенной полигамной общине дети взбунтовались против неограниченной власти отца и, сговорившись, убили его и съели.

Позже, постигнув смысл убийства, они испугались, что то же может произойти и с ними. Тогда они разделили между собой сферы влияния, и каждый в своей новообразовавшейся семье установил (обожествил) авторитарную власть мертвого отца, то есть сделал его символом тоталитаризма.

Их дети обвиняли в деспотии уже не их, а своего мертвого деда. Позже символ отца в племенах заменили различные животные. Так возник тотемизм, одна из первых религий. 1.5.

ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ

Естественно, на основании всего вышесказанного можно сделать вывод о т... Первый из них состоит в нормальном половом общении, которое дает вы - ... Если не работает первый канал, то вся энергия переходит в социальную с... Если же не работает первый канал, то инстинкты, вытесненные в бессозна... Организм человека, в частности его психика, являются автономной саморе...

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА 2.1.

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ориентирован на изучение и... Перенося отдельные характеристики с отдельного человека на все человеч... Рассматривая культуру сквозь призму невротического сознания индивида, ... По его мнению, вытеснение влечений - это мерило достигнутого культурно... 2.2.

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ. Все это хорошо, если вождя ми становятся личности с незаурядным понима... Как нельзя обойтись без принуждения к культурной работе, так же нельзя... Короче говоря, люди обладают двумя распространенными свойствами, ответ...

ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА

ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА

РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ

РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ. При рассмотрении культурных запретов Фрейд не мог не обратить внимание... Человек должен войти в сообщество, которое в результате своего развити... Итак, люди всю ответственность за антисоциальные поступки возложили на... Однако Фрейд установил, что религия является массовым неврозом.

выводы? Дело в том, что религия по многим своим положениям напоминает навязчивое невротическое состояние.

Так, например, если невротик боится не производить какие-то определенные движения, то любой истинно верующий человек так же боится не выполнить какой-либо религиозный обряд. Разница заключается лишь в том, что невротик не может объяснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений, а верующий человек, в зависимости от своего познания теологии, объясняет те или иные обряды. Таким образом, с некоторыми оговорками, можно назвать религию общественным неврозом. Тем не менее, религия имеет положительное значение.

Дело в том, что частный невроз куда опасней общественного, так как он отрицательно влияет на физическое состояние больного, тогда как данный общественный невроз является совершенно безобидным. Так же религию можно назвать и антиневрозом, так как она помогает растворять частные неврозы и сглаживать социальные противоречия. И разрушение религии ведет к резкому упадку культуры. Такое явление наблюдалось в России после революции, хотя позже произошла подмена веры. Для развития общества нужны какие-то основы, и с падением старых появляются новые.

Так, например, религиозную основу в России сменила коммунистическая. Сейчас, в наше время, старые основы уже рухнули, а новые еще не установились, и поэтому резко возросло астеническое состояние общества, возросла преступность, появилось больше сумасшедших, невротиков и т.д. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В целом, на взгляд некоторых обывателей, теория Фрейда нуждается во многих поправках (она не бесспорна) , но все же Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в оценке и понимании развития человеческого общества. Создав теорию психоанализа, он также продвинулся вперед в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин.

К нашему времени данная теория усовершенствовалась. Она нашла много продолжателей. Многие современные психоаналитики активно используют работы Фрейда в своих исследованиях. В своей работе я попытался раскрыть основные элементы психоанализа и культурологической теории Фрейда. Многие вопросы я не затронул, а многие являются очень спорными, поэтому мое субъективное мнение является лишь каплей в море вопросов и работ, посвященных фрейдизму.

ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ 1. Бессознательное - действия человека, которые он совершает, не отдавая себе отчета, автоматически. Бессознательный характер носит психическая деятельность во время сна, гипноза, лунатизма (см. "Толкование сновидений"/ З. Фрейд/ 1913 год/ 2 издание, Москва/ стр. 47) . Бессознание, согласно первому закону диалектики, является антагонистом сознанию и является вместилищем загнанных природных инстинктов.

Бессознательное носит врожденный характер и определяет все по ведение человека. 2. Я - философское понятие, обозначающее субъект преднамеренных действий, в которых личность отдает себе отчет и за которые она несет ответственность. Я является цензором спонтанно возникающих животных влечений. По мере развития цивилизации и общественных отношений Я формируется культурой, то есть культурные и моральные отношения в обществе влияют на каждого чело века и, сливаясь с ним, образуют субъективное Я. 3. Супер-эго - это интериорезированные культурно-социальные нормы. 4. Приведенные здесь рассуждения относятся лишь к раннему детству, так как оболочка, или "эго" , растет и развивается в детстве, а с возрастом "Я" и "оно" уравновешиваются, то есть находятся в более стабильном состоянии.

Но противоречия, заложенные в детстве, со временем проявляют себя. 5. Царь Эдип. Древнегреческая трагедия, в которой рассказывается о том, как царский сын Эдип, чудом спасшийся от смерти (его отцу предсказали, что его убьет его собственный сын, и он приказал убить Эдип та) и долго странствующий, возвращается на родину и, убив своего отца, женится на своей матери и становится царем.

Узнав о том, что он женился на своей матери, он с горя ослепляет себя и уходит странствовать. 6. Хронос (бог времени в древнегреческой мифологии) пожирал своих детей. Зевс, чудом спасшийся, вырос и в борьбе, победив своего отца, серпом кастрировал его. 7. Размножаясь, дети Адама и Евы совершали также инцест, который позже был запрещен религией. 8. Эта идея Фрейда (проецирование психики на социально-культурную основу) подверглась бурной критике, особенно со стороны марксистов.

Но если опираться на теорию Дарвина, то "филогинез есть повторение отогинеза", то есть индивидуальное развитие организма повторяет развитие всего вида. Таким образом, наблюдая, как развивается человек, можно сказать, как развивается общество, ибо развитие человека в точности повторяет развитие общества. 9. Наверное, это вызвано тем, что, чем больше раз виваеться культура, тем глубже загоняется вовнутрь че ловека сексуальное влечение, поэтому полноценные представления об искомом предмете можно получить, лишь сделав срез, где наиболее остро проявляются противоречия. 10. До этого уже говорилось о появлении тотемизма.

Если взять за основу то, что дети в результате действия инцестуозных влечений и антиотцовских настроений убили своего отца, а позже испугались, что такое может произойти и с ними (а может, ужаснулись своему кощунству) и испугались содеянного, то понятно, почему они стали поклоняться своему мертвому предку и все бремя власти возложили на него. Позже образ отца пере шел в образ животного.

Чтобы снять стресс, это животное раз в год убивается племенем. 11. Под упражнениями подразумеваются любые навязчивые мысли и движения и действия. 12. Не следует путать общественный невроз с революционными взрывами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Фрейд. З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов/ Фрейд. З. М 1990 С. 94. 2. Фрейд. З. Толкование сновидений Ереван, 1991 репринтное воспроизведение издания 1913 г. 3. Фрейд. З. Тотем и табу М.: Изд-во политической литературы, 1992. 4. Куликов. В. И Хаценков. А. Ф. Современная буржуазная философия и религия М.: Изд-во полит. литературы, 1977 г. 5. Алексеев. П. В, Большаков. А. В. и др. Хрестоматия: Основы философских знаний М.: Изд-во полит. литера туры, 1982 г.