Реферат Курсовая Конспект
Проблема соотношения цели и средств в деятельности личности - раздел Философия, Проблемно-тематический курс Проблема Соотношения Цели И Средств В Деятельности Личности. На Вопрос Оправд...
|
Проблема соотношения цели и средств в деятельности личности. На вопрос Оправдывает ли цель средства иезуитизм дает безоговорочный утвердительный ответ. Под оправданием понимается полное безразличие самой цели к нравственному характеру средств не существует средств подлых и святых. Для достижения цели можно не считаться с нравственным характером средств цель освещает любые из них. В иезуитской концепции речь идет не просто об относительности средства соответственно нравственному характеру цели, а о произвольном отношении к оценке средств.
Социологический субъективизм и этический релятивизм - вот методологическая основа иезуитской этики, придающая ответу на вопрос о соотношении цели и средств вполне определенный нигилистическо-циничный смысл цель оправдывает любые средства. Противостоящая иезуитизму концепция абстрактного гуманизма рельефнее всего выявила себя в известной теории непротивления злу насилием. Ее сторонники утверждают автономность средств от цели и поэтому считают, что цель не может оправдывать средства.
С точки зрения теории непротивления злу насилием средства управляют целью и изменяют ее мы собираем то, что посеем. Однако из отрицания иезуитского противопоставления цели и средства в ущерб нравственной ценности средств данная теория выдвигает правило, тоже противопоставляющее цель и средства, но теперь уже в ущерб самим целям цели мы не знаем, для нас важны только средства средства это все. Таким универсальным средством достижения гармонического равновесия цели и средств объявлялось ненасилие. Ненасилие в качестве универсального свойства всех допустимых средств оценивается как добро вне зависимости от цели, ради которой оно применяется соответственно абсолютным злом является насилие. Таким образом, в противоположность иезуитскому беспринципному релятивизму в выборе средств, здесь производится догматическое разделение средств, одним из которых приписывается вечный статус святости, другим - вечный статус подлость. Реальная история попыток осуществления абстрактно-гуманистической концепции - особенно в современную эпоху реформ показывает, что последовательное проведение в жизнь ненасилия отнюдь не приводит к искомой гармонизации целей и средств.
Чаще всего на базе такой установки складывается нейтралистический тип поведения, вдохновляемый этикой недеяния перед лицом активности зла, формируется позиция, по существу, потворствующая злу. Дилемма цели и средств, нравственного и целесообразного преодолевается лишь в рамках марксистской этики, где мораль ному нигилизму, цинизму в выборе средств, с одной стороны, и ригористическому отношению к средствам - с другой, противопоставляется подлинно научная диалектическая концепция.
Ее суть раскрывается в следующих основных моментах диалектики отношения нравственной цели и средств. 1. Ценность средств обусловлена нравственным характером цели, для достижения которой это средство применяется.
От характера цели зависит ценность средства.
Но цель именно определяет средства, а не оправдывает. 2. Результат, в котором воплощается цель, суть предназначения средства. 3. Обусловленность нравственной ценности средства характером цели предполагает такие характеристики ценности средства, как абсолютность и объективность. Целесообразность выбора любого средства оказывается в действительности лишь видимостью игнорируя объективные свойства средства, момент абсолютности в их ценности, воля человека, его практика, сама препятствует достижению своей цели 4. Нравственная цель и средства не только взаимоопределяемы, но и соотносительны.
Это значит, что любая цель в иной ситуации может выступать в роли средства и, наоборот, то, что было средством, в новой ситуации морального выбора может оказаться целью. 5. Требование строгой последовательности в выборе средств.
И если ближайшая цель может быть достигнута лишь ценой, уничтожающей нравственный характер более высокой цели, то такое средство достижения цели должно быть отвергнуто, как лишенное целесообразности. Нравственно и целесообразно то средство, которое необходимо и достаточно для достижения положительно-нравственной цели, которое не противоречит более высокой и высшей цели, не изменяет ее морального характера. В этом выводе слиты два требования к средствам выбора - эффективность и нравственная ценность целесообразность средств приобретает нравственное качество. 23. Проблема добра и зла. Добро - одно из наиболее общих императивно-оценочных понятий морали и категории этики выражает положительное нравственное значение явлений общественной жизни в их соотношении с идеалом.
Зло - одно из основных понятий морального сознания и этическая категория обозначает негативные стороны действительности деятельности людей и отношений между ними. Зло препятствует удовлетворению интересов человека и человечества.
Преодоление нравственно негативных явлений требует не только совершенствования общественных отношений в их объективном содержании, но и деловой последовательной борьбы с конкретными носителями зла. Проблема добра и зла является исходной этико-философской проблемой. Для ответа на поставленный вопрос целесообразно выделить следующие отправные пункты анализа 1. характеристика объекта, круга явлений, к которым может быть отнесена наиболее общая моральная и этическая оценка добро и зло 2. характеристика природы источника данной оценки 3. характеристика критерия различия добра и зла как противоположностей.
Эти моменты затрагиваются всеми философско-этическими учениями. Имея ввиду первый из них, отметим, что осмысление добра и зла прошло путь их космизации, когда круг представляемых ими явлений по существу оказывался безграничным, охватывающим все существующее, весь мир сведение добра и зла к моральным свойствам индивидов добродетелям и порокам и в дальнейшем - к пониманию добра и зла как характеристик раз личных сторон морали и ее целостной модели. 24.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Особой формы познания, как, например, в античности, когда она была, по существу, тождественна всей культуре того времени. Но к XX веку, веку небывалой ранее дифференциации знания, когда каждый вопрос… Философия впервые в истории осознала свое истинное место царицы наук, заменив столь долго царствующую религию.
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема соотношения цели и средств в деятельности личности
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов