рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема происхождения и сущности сознания

Проблема происхождения и сущности сознания - раздел Философия, Проблемно-тематический курс Проблема Происхождения И Сущности Сознания. В Принципиальном Споре Между Осно...

Проблема происхождения и сущности сознания. В принципиальном споре между основными лагерями философии вокруг сущности сознания, его отношения к бытию, материи наиболее острым и трудным для материалистической философии был вопрос о происхождении сознания из материи. Для идеализма, отстаивавшего субстанциональный характер духа, сознания, и для дуализма, допускавшего параллельное существование параллельное существование материальной и духовной субстанции, этого вопроса, естественно, не возникало.

Напротив, всякий материализм, претендующий на принципиальную последовательность, с неизбежностью должен был взять на себя задачу объяснить существование материи, обладающей свойствами ощущения и сознания, не нарушая принципы подхода к материи как к причине самой себя, со всеми своими свойствами.

Основоположники диалектического материализма Спиноза, Ф. Энгельс всегда подчеркивали мировоззренческое значение вопроса о сущности сознания, его роли и месте в системе мироздания для последовательного проведения принципа материалистического монизма, т.е. учения о материальном единства мира. Диалектико-материалистическая философия формирует исходные предпосылки для понимания генезиса ощущений, психики, человеческого сознания. Энгельс подходит к вопросу об атрибутивности сознания с позиции диалектики развития материи, рассматривает дух, сознание как необходимое следствие развертывания содержащихся в самом основании материи возможностей.

Эта концепция развития сознания является предпосылкой решения вопроса о природе сознания. 7. Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика? Вся доступная нам реальность есть совокупность предметов и явлений, находящихся в самих разнообразных отношениях, связях друг с другом. Любые предметы и события суть звенья бес конечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое - цепи, в своем глубинном основании нигде не разорванной, хотя материя и дискретна все взаимодействует со всем. В истории философии даже существовал взгляд, что мы не можем двинуть мизинцем, не побеспокоив всего мироздания.

Вселенная по Г. Лейбницу, есть как бы океан, так что малейшее движение в нем отзывается на самом отдаленном расстоянии. Обычно связь определяется как глубинное, атрибутивное свойство материи, заключающееся в том, что все предметы и явления находятся в бесконечно многообразной зависимости, в различных отношениях друг к другу.

Связь есть общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Существуют многообразные типы и виды связей. Типы связей определяются в зависимости от уровня организации материи. С точки зрения различных форм движения материи в области неорганической природы существуют механические, физические и химические связи, предполагающие взаимодействия либо через раз личные поля, либо путем непосредственного контакта.

В живой природе существуют более сложные связи - биологические, которые выражаются во внутриорганизменных, внутривидовых и межвидовых отношениях особей, а также их отношениях с внешней средой. В общественной жизни связи еще более усложняются, образуются производственные, распределительные, семейные, межличностные, национальные, государственные и прочие связи. Однако связи существуют не только между предметами в пределах данной формы, но и между всеми ее формами, как бы образуя единый клубок. Результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия является специфическая и универсальная категория развитие.

В мире нет ничего окончательно завершенного все находится в пути к иному. А тот или иной тип связей и взаимодействий образует определенное направление этого пути откуда и куда. Принцип движения материи как способа ее существования в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам общую идею развития мира. Развитие есть необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества.

Качание маятника пример движения, а рост ребенка - пример развития. Развитие это двойной процесс в нем старое уходит, а новое приходит, утверждая себя не путем беспрепятственного развертывания своих потенций, а в борьбе со старым. Развитие приводит к появлению нового качества, но вовсе не обязательно, чтобы оно было сложнее или совершеннее качества предшествующего.

Если новое качество превосходит старое, то налицо прогрессивная тенденция развития, если оно в том или ином отношении уступает старому, то налицо регрессивная тенденция развития. Регресс, также как и прогресс, необратим, т.е. на любой стадии регресса появляется новое качество, не сводимое к предшествующим состояниям. В связи с развитием философии и конкретных наук центр борьбы диалектики и метафизики переместился на интерпретацию принципа развития.

Метафизическое мышление проявлялось в виде так называемого плоского эволюционизма и различных концепций творческой эволюции. Если первый гипертрофирует количественные и постепенные изменения, упуская из вида качественные переходы и перерывы постепенности, то вторые абсолютизируют именно качественные, существенные преобразования, не улавливая их предварительные постепенные количественные процессы. Таким образом, для метафизики характерно шарахание мысли в крайности, преувеличение какой-либо стороны объекта устойчивости, повторяемости, относительной самостоятельности и др. Единственным противоядием против метафизики и ее разновидности - догматизма является диалектика, не терпящая застоя и не налагающая никаких ограничений на познание и его возможности неудовлетворенность достигнутым - ее стихия, революционная активность ее суть. 8. Проблема сущности научного познания.

Что значит знать? Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний.

Процесс овладения тайными бытия есть выражение устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. Наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности, а ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Знания человечества образуют сложную систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Теория познания или гносеология от греческого gnosis знание, познание, оформилась вместе с возникновением философии в качестве одного из фундаментальных разделов. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах мнение к постижению их сущности истинного знания, а в связи с этим рассматривает вопрос о путях движения истины, о ее критериях. Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.

Научное познание 1. Наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта. 2. Особенности научных знаний как продукта научной деятельности. В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов методов самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов.

Эмпирической исследование предполагает выработку исследовательской программы, организацию наблюдений, эксперимента, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом, для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием выступает понятия, категории, законы, гипотезы и т.д. Оба эти уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое опытное познание предшествует теоретическому.

Научное исследование предполагает не только движение вверх, ко все долее совершенному, разработанному теоретическому аппарату, но и движение вниз, связанное м ассимиляцией эмпирической информации. Процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и логическом виде. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно схватывает сложную ситуацию и находит правильное решение.

Способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью дискуссии именуется интуицией. Интуицию издавна делят на две разновидности чувственную и интеллектуальную. Различные толкования интуиции подчеркивают в ее феномене общий момент непосредственности в процессе познания, в отличие или в противоположность от опосредствованного характера логического мышления. Наука - обоюдоострое всемогущее оружие, которое в зависимости от того, в чьих руках оно находится, может послужить либо к счастью и благу людей, либо к их гибели С. И. Вавилов.

Ученые знают, сколько пользы принесла наука человечеству они знают и то, чего она могла бы сейчас достигнуть, если бы на всем земном шаре воцарился мир. Они не хотят, чтоб когда-нибудь были произнесены слова Наука нас привела к гибели от атомных и водородных бомб. Ученые знают, что наука не может быть виновата. Виноваты только те люди, которые плохо используют ее достижения Ф. Жолио-Кюри. 9. Проблема источников знания и способов познания.

Разум или чувства? Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания. В противоположность рационализму сенсуализм стремится все содержание познания из деятельности органов чувств. Сенсуализм близок эмпиризму, признающему чувственный опыт единственным источником достоверного знания. В истории философии сформировались противостоящие друг другу материалистическое и идеалистическое направления сенсуализма.

Видными представителями материалистического сенсуализма были Гассенди, Гоббс, Локк и другие. Также представителями сенсуализма были Ламетри, Гельвеций, Дидро, Фейербах. Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму эмпиризму. Как целостная система гносеологических воззрений рационализм начал складываться в новое время в результате развития математики и естествознания.

В противоположность средневековой схоластике и религиозному догматизму классический рационализм Декарт, Спиноза, Лейбниц исходил из идеи естественного порядка бесконечной причинной цели, пронизывающей весь мир. Кант, пытавшийся примерить идеи рационализма и сенсуализма, полагал, что всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме Разум, по Канту, не может служить универсальным критерием истины. Чтобы объяснить свойства знания, он вводит представление об априорности не только понятийных форм, но и форм созерцания 14 пространства и времени.

Но кантовский рационализм сохраняет силу лишь ценой позиции агностицизма он распространяется только на мир явлений, но не на вещь в себе, объективную реальность. Иррационализм - обозначение идеалистических течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто не доступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия.

Понятие иррационализма объединяет разнородные философские системы и направления, выдвигающие на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни чело века волю, непосредственное созерцание, чувство, интуицию, мистическое озарение, воображение, инстинкт, бессознательное и т.п. Иррационалистическими по своему исходному содержанию являются все религиозные и религиозно-философские учения.

Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Диалектика есть философское теория, метод и методология научного познания и творчества вообще. Основные принципы диалектики, составляющие ее стержень все общая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. В реальной жизни люди сталкиваются с быстро меняющимися ситуациями. Поэтому наряду с решениями, основанными на общепринятых нормах поведения, им приходится принимать нестандартные решения.

Такой процесс обычно называют творчеством. Любой человек в той или иной мере обладает творческими способностями, то есть способностями к выработке новых приемов деятельности, овладению новыми знаниями, формулировке проблем, познанию неизвестного. Важнейшим из механизмов творчества является интуиция. Древние мыслители, например Демокрит и особенно Платон, рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. Но как именно устроена интуиция никто из них не пояснял.

В процессе творчества и интуиции совершаются сложные функциональные переходы, в которых на каком-то этапе разрозненная деятельность по оперированию абстрактными и чувственными знаниями, соответственно осуществляемая левым и правым полушариями, внезапно объединяется, приводя к получению искомого результата, к озарению, к некому творческому воспламенению, которое воспринимается как открытие, как высвечивание того, что ранее находилось во мраке бессознательной деятельности. 10.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Проблемно-тематический курс

Особой формы познания, как, например, в античности, когда она была, по существу, тождественна всей культуре того времени. Но к XX веку, веку небывалой ранее дифференциации знания, когда каждый вопрос… Философия впервые в истории осознала свое истинное место царицы наук, заменив столь долго царствующую религию.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема происхождения и сущности сознания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Проблема соотношения философии и частных конкретных наук
Проблема соотношения философии и частных конкретных наук. ПОЗИТИВИЗМ - философское направление, основанное на принципе, что все подлинное положительное позитивное знание может быть получено лишь ка

Проблема пространства и времени
Проблема пространства и времени. Для обыденно-житейских представлений пространство и время нечто привычное, известное и даже в какой-то мере очевидное. Но если задуматься над тем, что же все

Проблема происхождения жизни на Земле
Проблема происхождения жизни на Земле. Жизнь - форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Живые организмы отличаются от неживых об

Проблема познаваемости мира
Проблема познаваемости мира. Вопрос, над которым веками билась неуемная мысль человека как возможно познание, познаваем ли мир в принципе. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конеч

Проблема смысла жизни человека
Проблема смысла жизни человека. От всех живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не достигает целей жизни родовой, историческ

Проблема жизни и смерти в осмыслении бытия человека и его сущности
Проблема жизни и смерти в осмыслении бытия человека и его сущности. В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуаль

Проблема личности в истории философии
Проблема личности в истории философии. Сократ видел задачу философии в исследовании этико-познавательной сферы человеческой жизни и деятельности. Сократ считал, что человек более всего нужда

Проблема общественного прогресса и его критериев
Проблема общественного прогресса и его критериев. Прогресс - это одна из форм развития, характеризующаяся такими необратимыми изменениями явления или целостный системы, в результате которых осущест

Проблема морали как специфического способа освоения действительности
Проблема морали как специфического способа освоения действительности. Мораль - лат. moralitas от moralis - относящаяся к праву, характеру, складу души, привычкам это форма общественного созн

Проблема морального выбора личности
Проблема морального выбора личности. Направо пойдешь - голову потеряешь, налево - счастливым будешь - читает витязь на камне у пересечения трех дорог и принимает решение. Это одна из древней

Проблема соотношения цели и средств в деятельности личности
Проблема соотношения цели и средств в деятельности личности. На вопрос Оправдывает ли цель средства иезуитизм дает безоговорочный утвердительный ответ. Под оправданием понимается полное безразличие

Проблема многообразия и специфики способов освоения мира
Проблема многообразия и специфики способов освоения мира. Научное освоение мира связано с производством новых знаний о природе, обществе. Научное освоение включает в себя ученых с их знаниями и спо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги